Да сюэ
Название
допускает троякое истолкование:
1) «Великое
учение» – учение о высокодостойной, совершенной личности;
2) «Высочайшая
наука» – учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления;
3) «Высшее
образование» – мировоззренческие наставления для взрослых людей.
Самое краткое
(1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано
в 5–3 вв. до н.э.
Первоначально
являлось одной из глав 42/39 трактата Ли цзи. Его самостоятельность впервые
была обоснована Сыма Гуаном (11 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.),
Чэн И (11 – начало 12 в.) и главным образом Чжу Си (12 в.) утвердили Да сюэ в
качестве самостоятельного трактата (первого в Четверокнижии – Сы шу),
интерпретировав его и подвергнув текстологической обработке. Текст был
перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин1)
и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы.
Автором идей
канонической части был объявлен сам Конфуций (6–5 вв. до н.э.), а лицом,
записавшим их, – его ученик Цзэн-цзы, идеи комментирующей части были приписаны
Цзэн-цзы, их запись – его ученикам. Ван Янмин (конец 15 – 16 в.) отверг
официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего
оригинала Да сюэ, что положило начало конкуренции двух основных вариантов
текста и трактовок Да сюэ как в неоконфуцианстве, так и в современной науке.
Кроме указанных, авторами Да сюэ могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.) – согласно
Го Можо (1892–1978); ученики Сюнь-цзы (Сюнь Цин, 4–3 вв. до н.э.) – Ван Бо
(1197–1274); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4–3 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ – согласно Фэн
Юланю (1895–1990).
Проблематика
трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти
антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В
канонической Части изложены «три устоя» (сань ган-лин) и «восемь
основоположений» (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и
иллюстрируются в осн. цитатами из Шу цзина и Ши цзина. «Три устоя» суть
«высветление светлой благодати» (мин мин дэ), «породнение с народом» (цинь
минь, в интерпретации Чжу Си – «обновление народа», синь минь) и «остановка но
совершенном добре» (чжи юй чжи шань); «восемь основоположений» – «выверение
(классификация, познание) вещей» (гэ у), «доведение знания до конца (до
реализации)» (чжи чжи), «обретение искренности помыслов (мысли и воли)» (чэн
и), «исправление сердца [как средоточия всех психических функций]» (чжэн синь, см. СИНЬ1), «усовершенствование
[собственной] личности» (сю шэнь), «выравнивание семьи» (ци цзя), «приведение в
порядок государства» (чжи го), «уравновешение Поднебесной» (пин Тянь-ся). В
основе философии Да сюэ лежит представление об имманентной добродетельности (дэ1)
человеческой природы, которая должна быть выявлена: правителями в виде
«гуманности» (жэнь2), подданными в виде соблюдения «должной
справедливости» (и1). «Благодать/добродетель», «гуманность» и
«должная справедливость» противопоставляются «пользе/выгоде» (ли3) и
богатству (цай) в духе конфуцианского антимеркантилизма. В Да сюэ, как и в Лунь
юе, выражено «золотое правило» морали, закрепленное категорией «взаимность» (шу3).
Его следствие: «добродетели» правителя и народа должны находиться в гармонии.
Не «высветляющий благодать», т.е. не проявляющий добродетели, правитель
утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и
«предопределение/судьба» (мин1). Деятельность органов чувств зависит
от деятельности «сердца» (синь1) – центральной психической инстанции.
В интерпретации Да сюэ у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере
«выверения вещей», а в трактовке Ван Янмина – субъективной сфере
«совершенствования [собственной] личности».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/