Реферат по предмету "Философия"


Анархистская теория познания Пола Фейерабенда

Анархистская
теория познания Пола Фейерабенда.

Родился Пол
Фейерабенд в 1924 году, умер в 1994, почти всю жизнь проработал преподавателем
в ВУЗе, а себя называл эпистемологическим анархистом , то есть философом резко
ставящим под большое сомнение фундаментальные основы науки(но ни саму науку) и
той части философии, которая от неё в первую очередь отталкивается.
"Против методологического принуждения. Очерк анархисткой теории
познания" - основная работа Фейерабенда в области гносеологии.

В гносеологии у
него всего три позитивных тезиса. Это:

пролиферация
идей и теорий;

контриндукция;

требование
подробнее останавливаться на языке наблюдения.

Что значит
пролиферация ? Это значит, что движение науки есть ни постепенный ряд шажков к
истине, а плавание в океане взаимно несоизмеримых альтернатив, когда познающий
субъект всё дальше отделяется от берега: горизонт, конечно, расширяется, но
противоположного берега не видно. То есть Фейерабенд рушит представление о
движении науки как о постепенном поступательном развитии, каковое до сих пор
лежит в общественном сознании и головах многих учёных со времени эпохи
Просвещения , являясь прямым отголоском порождённым ею веры в прогресс. Движение
есть, и , может быть, даже вперёд, но оно порождает такое негативное явление
как убеждённость учёных мужей в том, что в конечном счёте должна быть одна
идея, одна теория наиболее правильная , а все остальное не совсем серьёзно.
Подобная же убеждённость, при том что истина всегда относительна, есть явная
авторитарная тенденция в науке, которая наносит вред ей самой же. Для
объективного познания необходимо разнообразие мнений. И метод, поощряющий
подобное разнообразие, является единственным совместимым с гуманистической
традицией.

Что значит
контриндукция? Существует ещё одно распрастранённое убеждение, что истина
появляется на свет однажды после того как много-много лет подряд учёный-жук
изучал горы материала и все обобщал то есть совершал индукцию, или, наоборот,
дедуцировал, и вот, стряхнув с колен библиотечную пыль, он выходит, наконец, к
жаждующей публике из своей лаборатории, чтобы осчастливить её новым открытием.
Фейерабенд же считает, что нет никакой такой индукции или дедукции, потомучто в
действиеельности значительные открытия, хотя и происходят на основании ранее
добытых знаний, появляются в результате резкого противопоставления тем выводам,
которые были сделаны ранее. То есть новое открытие несёт в себе некоторый
отрицательный, разрушительный, но жизненный заряд. То есть новые теории ни
напрямую выводятся из старых, а выводятся из оснований старым теориям
противоречащим это есть контриндуция, которая по Фейерабенду есть совершенно
очевидный гносеологический метод .

И, в-третьих,
что значит останавливаться подробнее на языке наблюдений? "Термины
наблюдения это троянский конь, за которым нужно следить,"- говорит
Фейерабенд. То есть: нет никакой единой универсально общей науки как в
пространстве, так и(что самое главное) во времени, и потому ни только разные
учёные могут вкладывать разный смысл в разные понятия это проблема решаемая, а
новые или принципиально различные по сути явления могут выражаться одним и тем
же понятием. Например, Фейерабенд приводит рассуждение противников Галилея,
которые утверждали, что если Земля действительно крутиться, то траектория
брошенного с башни камня должна быть кривой. То есть, для них движение камня
происходит в некоем абсолютном пространстве, в то время как он лишь элемент той
сферы(воздушного пространства Земли) которая сама движется и относительно её
вообще находится в состоянии покоя. Или, например, когда мы идём ночью, то нам
кажется, что Луна движется вместе с нами. А потому адекватная методология
должна быть предельно внимательна к языку наблюдений, должна выработать в себе
методы решения подобных проблем, потому что сама система воспитания и
образования в нашем обществе построены так, что часто высказывание и феномен
сливаются в нашем представлении.

Основное, на
что обращает внимание Фейерабенд это:

Во-первых, нет
никакой единой, общей и суверенной методологии: методологи нынешней науки, на
практике рабски вторят последним решениям той клики, которая одержала верх в
физике.

Во-вторых,
исследователи на практике часто сами нередко отходят от логики методологической
традиции, которую они разделяют: допустим, продолжают использовать старую
функционирующую теорию, а для исчисления тонкостей пользуются новой с точки
зрения методологии такого рода деятельность представляется поистине кошмарной.

В-третьих, и те
и другие придерживаются той теории, которая появилась раньше, а ни той, которая
появилась чуть позже: первая имеет недостатки и вторая имеет недостатки, но
первая занимает господствующее положение, потому что появилась раньше, второй,
равной ей по содержанию - которая в среднем ни хуже и ни лучше, но ей просто не
пробиться, так как придется менять терминологический аппарат и многое другое ,
вплоть до школьных учебников.

В-четвёртых,
новая гипотеза часто пробивает себе дорогу с помощью психологических убеждающих
приёмов, которые с точки зрения строгой методологии, конечно же, ненаучны, а
более весомые доказательства приходят значительно позже.

В-пятых, сами
по себе эксперименты и факты ничего не доказывают, а интерпритируют их и
выводит доказательства соответствующая теория: то есть методология, сама того
не замечая может быть идеологией.

В-шестых, едва
ли какая-либо теория совместима с фактами и т.д.

Всем известно
знаменитое высказывание: вы не правы, но я готов умереть за ваше право выражать
своё мнение . У Фейерабенда же совсем иной подход: вы не можете быть не правы,
просто мы с вами придерживаемся разных способов мышления, а если ещё при этом
лупим друг друга кулаками так это нормально, потому что всё живое и новое может
появляться только в результате очень резкого неприятия старого.

Сближает с
анархизмом философию Фейерабенда прежде всего предельный антиавторитаризм. .
Антиавторитаризм состоит в том, что:

1.нет никакого
абсолютно объективного мерила истины в познании, а есть лишь разные традиции, а
потому личность предельно свободна

2.скептицизм,
потребность критиковать всегда есть ни просто глупая позиция всеотритцания, а
позиция которая способна давать реальные положительные результаты

3.антропоцентризм
и гуманизм есть единственное из чего только и может исходить мировоззрение.

Есть ,правда, у
Фейерабенда один недостаток, которого не было у тех западных анархистов,
которых он критиковал за философскую несостоятельность,а именно, отсутствие
должного внимания к обществу как к образованию познающему мир. Ведь мир-то
познается ни только каждым отдельным исследователем, но и обществом в целом,
которое хранит информацию о предыдущих исследованиях, иначе каждому новому
Эйнштейну приходилось бы заново открывать теорему Пифагора. Да и потом,
гуманизм у Фейерабенда временами слишком абстрактен просто так искусственно
привнесен в его теорию и непонятно откуда он вообще взялся. Вот если бы этот
момент он попдробнее продумал то есть момент, связанный с этикой (взял бы хотя
бы Этику Кропоткина) и обществом и его ролью как субъекта познания, работа бы
его звучала бы почетче и ни была бы кое-где так размыта.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Значение правильного выбора ассортиментной политики для торгового предприятия
Реферат Дзанабадзар
Реферат Зведення та групування статистичних даних
Реферат Учебная деятельность как ведущий элемент процесса социализации
Реферат Технико-экономическое сравнение двух схем электроснабжения
Реферат А И Солженицын и А Д Сахаров общественно политические взгляды и прав
Реферат Cooking Essay Research Paper All ServersAll condiments
Реферат О скифском восстании на Боспоре в конце II в. до н.э.
Реферат Анализ финансовых результатов деятельности ООО "Элара" за 2006-2007 гг.
Реферат Symbols And Characters Of
Реферат Что такое "обломовщина"?
Реферат Прийомна сім’я як об’єкт соціальної роботи
Реферат Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого"
Реферат Проблема определения нормы и патологии. Критерии психического здоровья
Реферат Censorship And Pop Culture Essay Research Paper