Ферекид
К орфической
космотеогонии примыкает мировоззрение Ферекида. Его мифология - плод
сознательного мифотворчества. Родина Ферекида - небольшой остров Сирос,
расположенный неподалеку от Делоса - центра общегреческого культа Аполлона.
Ферекид жил то ли в середине 7 в. до н. э., то ли в начале 6 в. до н. э.
Рассказывают, что он учился по каким-то финикийским книгам, путешествовал по
Элладе и Египту. Ферекид прославился предсказаниями падения города Мессения в
войне, кораблекрушения и особенно землетрясения. Якобы он мог предсказать
землетрясение за три дня по вкусу воды из глубокого колодца (недавно было
открыто, что перед землетрясением в подземных водах действительно изменяется
концентрация газов и изотопный состав химических элементов).
Ферекид первым
в Элладе стал писать прозой. Его труд назывался "Гептамихос". Oт
этого труда сохранились лишь небольшне фрагменты.
Первоначала
Ферекид принял
за первоначала Зевса, которого он называет Засом, Хтонию и Хроноса. Ферекид
пытается осмыслить имена богов, а таыке упростить мифологическую картину мира
путем отождествления некоторых богов. Именуя Зевса Засом, Ферекид сводил Зевса
к земле, ведь на Кипре божество земли Гея (у Ферекида - Ге) именовалось
"За". Гею же Ферекид связал с Хтонией. У Ферекида Хтония - девичье
имя Геи. Осмысливая имя Кроноса, Ферекид превратил Кроноса в Хроноса (время).
Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве невесты
Зевса приобретает имя Геи. Отсюда другое название того же труда Ферекида -
"Смешение богов". У Ферекида боги утрачивают свои четкие контуры и
начинают смешиваться друг с другом. Это говорит о кризисе антропоморфического,
мифологического мировоззрения.
Три первоначала
Ферекида близки к естественным явлениям. Поздний античный философ-христианин
Эрмий (Гермий) не без основания увидел в Засе Ферекида творческую силу огня
(эфира), в Хтонии - землю как пассивный предмет труда, а в Хроносе - время, в
котором все происходит.
Космотеогония
В сохранившемся
фрагменте "Гептамихоса" сказано, что "Хтония получила имя Геи,
так как Зевс дал ей Землю в качестве свадебного подарка" (ДК 7, В 1) 1 /
То есть гл. 7, разд. В, параг. 1. ДК - условное сокращенное нанменование труда
немецкого ученого Германа Дильса, выбравшего из произведений в основном поздних
античных писателей цитируемые ими изречения ранних греческих филоссфоф, живших
до Сократа,- досократиков, а также сведения о жизни и учениях этих философов,
продолженного его учеником Вальтером Кранцем. Эти "Фрагменты досократиков"
Г. Дильса переведены с третьего издания А. Маковельским (cм. Досократики.
Казань, 1914 - 1919, ч. 1-3). Однако предфилософский период в истории античного
мировоззрения у А. Маковельского отсутствует, так как он отсутствовал в третьем
издании у самого Г. Днльса. "Досократики" А. Маковельского -
библиографическая редкость. Это же отиосится и к "Софистам" -
завершающей части перевода А. Маковельского, вышедлсй двумя выпусками в 1940 -
1941 гг. в Баку. /. Зевс создал землю и океан (Ферекид называет его Огеном),
вышивая их на свадебном покрывале (в те времена существовал обычай: невеста
обменивала свое свадебное покрывало на покрывало, вышитое ее женихом). Далее
Хронос производит воздух (пневму), огонь и воду (А 8) из своего семени. Вода,
воздух, огонь у Ферекида уже естественные стихии. Но земля все еще
мифологически зашифрована в образе Геи-Хтонии.
Земля, вода,
воздух и огонь распадаются, далее, на пять частей, из которых возникают,
однако, не естественные виды, а сверхъестественные существа. Это Океаниды,
Офиониды, Крониды, полубоги-герои и духи-демоны. Офиониды олицетворяли темные
хтонические силы. Их возглавляет змий Офионей. Они выступают против Зевса,
который после жестокой космической войны свергает их в Тартар. В этой борьбе
Зевса поддерживали Крониды, т. е. титаны во главе с Кроном.
Вечность
первоначал
Мировоззрение
Ферекида более демифологично, чем мировоззрение Гомера, Гесиода и орфиков, ибо
Ферекид провозгласил вечность первопачал мироздания. Известно, что сочинение
Ферекида начиналось словами "Зас и Хронос были всегда, а вместе с ними и
Хтония" (7 В 1). Поэтому в своей "Метафизике" Аристотель не зря
называет Ферекида в числе тех древних поэтов-теологов, "у кого изложение
носит смешанный характер, поскольку они не говорят обо всем в форме мифа" (XIV
4) 1 /То есть книга ХIV, глава 4 (Аристотель. Метафизика. М. - Л., 1934, с.
247).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/