Общество как объект
философского познания.
Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”,
чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным
и недостаточно ясным.
Общность определяется как форма совместного бытия пли
взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и
взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт
целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп
людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов н договоре
Понятие “обществом -следует отличать от понятия
“народ”, “нация” и “государство”. Народ–это форма общности людей, связанных,
прежде всего, языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также
происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или нескольких
близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими н
духовными отношениями людей. Государство–основанное на праве и законе, форма
организации жизни народов и наций.
Современная философия рассматривает человеческое
общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не
изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует
как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в
обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность
бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер,
Сорокин. Они определили основные положения и категории:
Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их
совокупность (социальные объекты, отношения, институты)
Отношения–связь, зависимость между субъектами
общества.
Структура- форма устойчивых связей, отношений.
Субъект–носитель активности, направленной на другое
явление.
Объект–явление, на которое направлена активность.
«Социальная система»-совокупность социальных объектов
и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.
Ее признаки:
-множественность (элементов, подсистем, функций)
-разнокачественность (социальных элементов)
-уникальность основного элемента–человека.
Сложность и многообразие явлений общественной жизни
представляют разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных
социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья,
род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.
Выделяют 4 типа общественной деятельности:
-материальная–создание определенных вещей для
удовлетворения потребностей людей
-духовная–создание идей, образов, научных и
художественных ценностей
-регулятивная (управленческая)–поддержание связей
между людьми, регулирование их деятельности
-гуманитарная (социальная)–деятельность по
обслуживанию людей (единство и взаимосвязь)
Основные свойства общества как целого:
-самодеятельность
-самоорганизация
-самодостаточность (главное отличие общества от его
составных частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все
необходимые условия современного существования.
Культура и цивилизация
Если первоначальный смысл слова культура означал
обработка, возделывание, а затем стал тождественным по смыслу словам воспитание
и образование, то термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно
гражданские, государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина применяли только
для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале века противопоставляли
человека истинно культурного, т.е. воспитанного и образованного человеку цивилизованному,
считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю характеристику,
следование образцу и не может дать полное представление о человеке.
При этом все многообразие точек зрения на соотношение
культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры резко
противопоставлялись. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория
немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы»
(1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и
распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как
ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием,
как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным
детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению, представляет собой
живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и
литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности.
В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют
техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие
существа. Концом развития любой культуры Шпенглер считал стадию цивилизации, в
которую, по его мнению, вступила Европа. Эта стадия характеризуется высоким
уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства,
огромным ростом городов (урбанизацией). В этот период, считал Шпенглер, народ
теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности,
их омертвление, т.к. ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают
от бездушных механических, технических устройств, цивилизация побеждает
пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому
господству–это внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за
мировое господство от войн.
Во втором случае понятия цивилизации и культуры
выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные
различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного
английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве
определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая
религию главным и определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что
цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией
характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию как
особый социокультурный феномен, ограниченный определенными
пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического
развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в
состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической ситуации, однако, когда
общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация
заканчивает свой путь и происходит ее гибель.
По мнению Тойнби в современном мире существуют
одновременно пять цивилизаций, географически он их делит на китайскую,
индийскую, исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне
существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост,
надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют разные
временные характеристики. За все время существования человечества оно живет в
условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и в наше время
необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения
современных цивилизаций, а это предполагает необходимость разработки общей для
всех философской концепции смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.
Особый интерес вызывает вопрос о причинах
возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является
точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с
позиций религиозного сознания. Так, например, объясняется богоизбранность
народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за
сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют
точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что
решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают
географические условия существования того или иного народа.
Еще более интересными являются концепции современных
русских ученых А.Л. Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей
развития народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа
Чижевского называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает
воздействие физико-химических
процессов, происходящих на солнце на исторические процессы, происходящие на земле,
будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые
социальные потрясения. В работах Л.Н. Гумилева исследуются процессы становления
этносов и рассматриваются временные параметры их существования. Автор считает,
что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Могучий
всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной
области, формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой
социальной активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание
активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание, растворение
этноса в других народах, но может приносить и огромные социальные конфликты и
потрясения.
Независимо от причин, лежащих в основе существования
той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что
цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще
всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют
нейтральную, а зачастую и негативную оценку.
Многие исследователи считают, что цивилизация
противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление
стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном
производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному,
внешние признаки культуры ее внутреннему богатству.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.
narod.ru/