Образование понятий
Теперь рассмотрим подробнее, каким образом мы образовали
понятие «стул».
1) В самом начале перед нашим умственным взором был некоторый
умственный образ стула, который мы дополнили нашим воспоминанием об отдельных
стульях, которые мы с вами встречали в своем опыте. Выбрав какой-нибудь стул в
качестве образца, мы произвели мысленное разложение его на отдельные признаки:
деревянный, имеющий спинку, с мягким сиденьем, не имеющий подлокотников, с
четырьмя ножками и т.п.
Этот этап образования понятия называется анализ (от греч.
analysis — разложение, расчленение).
2) Далее, мы приступили к рассмотрению выделенных признаков по
отдельности. Это важнейший этап — целая революция в мышлении. Маленький ребенок
(согласно исследованиям знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже, примерно
до 10—11 лет) в норме не способен рассматривать признаки сами по себе, а только
вместе с предметами, которым эти признаки присущи.
Отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект
самостоятельного рассмотрения называется абстрагированием или абстракцией (от
лат. abstractio — отвлечение).
На этапе абстрагирования мы рассматриваем признаки «быть
деревянным», «не иметь подлокотников» и т.п. сами по себе, независимо от тех
предметов, в результате анализа которых мы получили эти признаки.
3) Далее, мы пытались рассмотреть различные виды стульев для
того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки и отбросить признаки,
свойственные только отдельным видам. Так, мы установили, что «быть деревянным»
вовсе не обязательно для стула, а «не иметь подлокотников» — признак,
характерный для всех стульев.
Эта операция называется сравнением.
4) Наконец, выделив отдельные признаки и сравнив предметы по
этим признакам, т.е. выделив общие признаки, мы соединяем все выделенные общие
признаки в единое целое, в единый мысленный образ.
Операция соединения признаков всех предметов данного множества
в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество объектов из всех
остальных, называется синтезом (от греч. syntesis — соединение, сочетание). В
результате синтеза мы получаем сложный признак, в котором составляющие его
признаки соединены при помощи союзов «и», «или» и т.п.
5) Соединив в единое целое признаки, мы объединяем в одной
мысли все объекты, имеющие выделенные признаки, т.е. при помощи выделенных
признаков мы мыслим множество объектов, обладающих этими признаками. Так, в
нашем примере мы мыслим все возможные стулья.
Эту операцию объединения разных объектов в одно множество по
общим для них признакам назовем познавательным обобщением (познавательным,
потому что чуть позже мы введем логическую операцию обобщения понятий).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru