Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения
между объемами и содержаниями понятий
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия
называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных
предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “ромб” является
совокупность двух существенных признаков: “быть параллелограммом” и “иметь
равные стороны”.
Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в
понятии. Объективно, т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы,
например животные. Под объемом понятия “животное” мыслится класс всех животных,
которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем.
Класс состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В
зависимости от их числа классы делятся на пустые, конечные и бесконечные.
Например, класс фей - пустой, класс планет Солнечной системы - конечный, а
класс натуральных чисел - бесконечный. Класс А называется подклассом класса Д,
если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между А и В
называется отношением включения касса А в класс В и записывается так: А э В.
Читается: класс А входит в класс В. Например, класс “ель” входит в класс
“дерево”.
Отношение принадлежности элемента а классу А, записывается
так: а О А. Читается: элемент а принадлежит классу А (например, а - “река
Енисей”, А - “река”).
Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А V
В и В V А, что
записывается как А є В.
Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и
составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “ моторная лодка”
целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия “лодка”
(составляет часть объема понятия “ лодка”). При этом содержание первого понятия
оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго.
На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон:
чем шире объем понятия, тол уже его содержание, и наоборот. Этот закон
называется законом обратного отягощения между объемами и содержаниями понятий.
Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в
понятии, тем шире идее предметов и неопределеннее его сочетав (например,
“растение”), и наоборот, чем больше информации в попятам (например, “съедобное
растение” ила “съедобное маковое растение”), тем уже и определеннее круг
предметов. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых
отношениях.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru