Культура и философия
Древней Греции
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил
бурный расцвет культуры и философии. За
этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира,
центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю,
человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую
форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и
изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы
(натурфилософы) считают, что основой вещей
является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля
и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином,
незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы;
пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства
чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих
отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с
мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и
третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что
основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей
эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие
линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.
Спецификой греческой
философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять
сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов
- Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской
школы (6 век до нашей эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита,
Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность
их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных
языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и
одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между
философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто
родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В
"Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля,
Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и
Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут
некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у
Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь. Само
же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает
современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и
все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь - это
своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.
Уже у первых
"физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего
сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии
(термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о
бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть
пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется
существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные
(или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира,
отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии
персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место
мифологического порождения у философов становится причина.
Для ранних натурфилософов
характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос
как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное
первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее
надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно
Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и
подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё
их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая
обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.
Освобождение от
метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало
переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию
интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого
перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы
- Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего
число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших
понятия бытия как такового.
Греческая античная
философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и
направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается
от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в
истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной
философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
I. - от формирования
собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей
эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в
это время, - как досократики.
П. - приблизительно с
половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как
классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона,
Аристотеля.
Ш. - конец IV - II вв. до
нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический.
В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские
системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских
направлений и школ.
IV. - I в. до
нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о
первом этапе развития древнегреческой философии.
Произведения
досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно
благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих
фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты
имеются, например, в работе Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов”, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика,
Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению
точность некоторых цитат. В частности, Платон “цитирует” весьма вольно и часто
придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по
меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.
Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих
авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход
мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом.
Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в
постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне
рамок методологии и терминологии мифологического мышление.
Возникновение философии связано
с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое
способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или
мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой
философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является
основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его
развитие.
Вопрос о первоначале
является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле
философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую
проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто
родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло.
Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для
обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в
греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент,
ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию,
праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле
слова.
Помимо вопроса о
первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения
природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет
показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов
первого этапа по этим проблемам.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru