Реферат по предмету "Философия"


Понятие материи

Понятие материи

Впервые понятие материи было введено Платоном,  который хотел с его помощью пояснить причину
многообразия чувственного мира. Если идея у Пла-тона есть нечто неизменное и
тождественное себе, если она определяется через “единое”, то материю он мыслит
как “начало иного” - изменчивого, текущего, непостоянного. Именно в этом своем
качестве она и служит для Платона прин-ципом чувственного мира. Материя, по
Платону, лишена определенности и по-тому непознаваема, вещи и явления мира
“становления” не могут стать предме-том научного знания как раз в силу их
материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя осуществляется
с небытием. В более позднем диалоге “Тимей” Платон уподобляет материю лишенному
качеств субстрату (материа-лу), из которого могут быть образованы тела любой
величины и очертаний, по-добно тому, как самые разные формы могут быть отлиты
из золота. Поэтому Платон именует здесь материю “восприемницей и кормилицей
всего сущего”.

Платон полагает, что материя может принять любую форму именно
пото-му, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только
возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон
отождествляет с пространством, которое есть возможность любых геометриче-ских
фигур.

Не принимая платоновского отождествления материи и
пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность
(потенцию). Для того, чтобы из возможности возникло что-то действительное,
материю должна ограничить форма, 
которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так,
например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель,
будет медь, а формой - шарообразность; по отноше-нию к живому существу материей
является его телесный состав, а формой - ду-ша, которая и обеспечивает единство
и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть
активное начало, начало жизни и деятельно-сти, тогда как материя начало
пассивное. Материя бесконечно делима, она ли-шена в самой себе всякого единства
и определенности, форма же есть нечто не-делимое и, как таковая, тождественная
с  сущностью вещи. Вводя понятия
мате-рии и формы, Аристотель делит сущности на низшие (те, что состоят из
материи и формы),  каковы все существа
чувственного мира, и высшие - чистые формы. 
Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму -
вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего
кос-мического центра. Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных
суб-станций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющую
причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть
фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.

В физике Аристотеля получило свое обоснование характерное для
греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о
ко-нечности космоса непосредственно вытекало из неприятия Платоном,
Аристоте-лем и их последователей понятия актуальной бесконечности. Актуально
беско-нечное не признавала также и греческая математика.

Для большинства древнегреческих философов характерно
дуалистическое  противопоставление двух
начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пусто-ты - у Демокрита, идей и
материи - у Платона, формы и материи - у Аристотеля. В конечном счете это
дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной сто-роны, и бесконечно
делимого, множественного, изменчивого - с другой. Именно с помощью этих двух
начал греческие философы пытались объяснить бытие ми-ра и человека.

И второй важный момент: древнегреческие мыслители, как
материалисты, так и идеалисты, при всем их различии между собой были, если так
можно выра-зиться, космистами; их взор был направлен прежде всего на разгадку
тайн при-роды, космоса в целом,  который
они по большей части - за исключением атоми-стов - мыслили как живое, а
некоторые - и как одушевленное целое. Космоцен-тризм долгое время задавал и
магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека - под углом
зрения неразрывной связи его с природой. Однако постепенно, по мере разложения
традиционных форм знания и социальных от-ношений формируются новые
представления о месте и предназначении человека в космосе; соответственно
возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого
философского знания.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.