Реферат по предмету "Философия"


О гражданине. Т. Гоббс

смотреть на рефераты похожие на "О гражданине. Т. Гоббс"
| | | |Тезис |Комментарий | | | | | | | |От природы…люди желают всего,|Какова же человеческая природа в | |что им нравится, и под |действительности, каковы те влечения и | |влиянием страха стараются … |склонности, которые определяют, в конечном | |избежать всякого угрожающего |счете, поведение людей? | |им зла или с гневом |Английский философ Томас Гоббс на | |отстранить его от себя. |поставленный вопрос дает однозначный | |… они по природе лишены |ответ, что люди от природы подвержены | |воспитания и не обучены |жадности, страху, гневу и остальным | |подчиняться рассудку |животным страстям. | |… люди от природы подвержены |Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм | |жадности, страху, гневу и |объявляется, таким образом, главным | |остальным животным страстям, |стимулом человеческой деятельности. Но Т. | |они, однако, не являются |Гоббс не осуждает людей за их эгоистические| |злыми по природе (с. 292). |наклонности, не считает, что они злы по | | |своей природе. Ведь злы не сами желания | | |людей, указывает философ, а только | | |результаты действий, вытекающих из этих | | |желаний. | |По природе своей мы ищем не | | |друзей, а почета и выгод, |Гоббс утверждает, что сама человеческая | |которых мы можем от них |природа такова, что человек старается | |получить (с. 300). Каждое |извлечь из всего какую-то выгоду для себя, | |объединение образуется ради |либо достичь уважения и почестей со стороны| |пользы и славы, т. е. ради |товарищей. Однако Гоббс в тоже время | |любви к себе, а не к другим |подчеркивает, что такое сообщество, | |(с. 301). |возникающее ради приобретения славы не | | |может быть ни большим, ни длительным, так | | |как слава, как и почет, основываются на | | |сравнении и превознесении одного над | |Происхождение многочисленных|другим. | |и продолжительных | | |человеческих сообществ |Т.Гоббс считал, что количество полезных | |связано не со взаимным |благ в этой жизни можно увеличить | |расположением людей, а с их |посредством взаимных услуг, но в гораздо | |взаимным страхом (с.302). |большей степени это достигается благодаря | | |господству над другими, чем благодаря | | |сообществу с ними; поэтому вряд ли кто-либо| | |сомневается в том, что если бы не страх, | | |люди от рождения больше стремились бы к | |Все люди от природы равны |господству, чем к сообществу. | |друг другу, наблюдающееся же | | |ныне неравенство введено |Что касается страха и недоверия людей друг | |гражданскими законами (с. |к другу, то они проистекают, по Гоббсу, | |303). |из-за равенства физических и умственных | | |способностей людей. Хотя мы зачастую и | | |наблюдаем, что один человек сильнее или | | |умнее другого, однако если рассмотреть их | | |способности в совокупности, то окажется, | | |что разница между людьми в этом отношении | | |не настолько велика, чтобы тот или иной | | |человек мог рассчитывать на какие-то особые| | |преимущества для себя. Из-за равенства же | | |способностей людей возникает равенство | | |надежд на достижение целей, которые они | | |перед собой ставят. По этой причине, если | | |два человека желают одной и той же вещи, | | |которой при этом не могут обладать вдвоем, | |Естественным состоянием |они становятся врагами. | |людей, до того как они | | |объединились в общество, была|В самой природе людей заложены причины для | |война, и не простая война, а |соперничества, недоверия и страха, которые | |война всех против всех (с. |приводят к враждебным столкновениям и | |307). |насильственным действиям, направленным на | | |то, чтобы погубить или покорить других. К | | |этому присоединяются жажда славы и | | |разногласия во мнениях. Возникает война | | |всех против всех. В ходе такой войны люди | | |употребляют насилие, чтобы подчинить себе | | |других или же в целях самозащиты. Но, так | | |или иначе, каждый является врагом каждого, | | |полагаясь только на собственную силу и | | |ловкость, находчивость и изобретательность.| | | | | |Подобное состояние всеобщей войны и | | |противоборства трактуется Гоббсом как | | |отсутствие гражданского общества, т. е. | | |государственной организации, | | |государственно-правового регулирования | | |жизни людей. Гоббс не только не | | |идеализировал естественное состояние | | |человечества, а, напротив, подчеркивал, что| | |оно мешает нормальному развитию | | |общественной жизни, отвлекает силы и | | |способности людей от созидательной | | |деятельности. В естественном состоянии, | | |писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как | | |никому не гарантированы плоды его труда и | | |даже собственная безопасность. Понятно, что| | |у людей в таком состоянии отсутствуют | | |всякие стимулы для занятия земледелием и | | |скотоводством, для развития ремесла и | | |торговли. Не могут при таких условиях | | |появиться, естественно, науки и искусства. | | |Словом, в обществе, где нет государственной| | |организации и управления, царят произвол и | |Закон есть некий правый |бесправие, и жизнь человека одинока, бедна,| |разум, который называется |беспросветна, тупа и кратковременна. | |естественным (так как он не | | |менее присущ человеческой |Важно подчеркнуть, что естественный закон, | |природе, чем какая-нибудь |по Гоббсу, не есть результат соглашения | |иная способность или |людей, а представляет собой предписание | |состояние души) (с. 310). |человеческого разума. | |Основной естественный закон |Возникает вопрос: если естественный закон | |гласит: нужно искать мир |есть предписание, или веление разума | |всюду, где можно его достичь;|относительно того, что нужно делать и от | |там же, где мира достичь |чего следует отказываться людям для | |невозможно, нужно искать |сохранения своей жизни и здоровья, то | |помощи для ведения войны (с. |откуда в таком случае возникает война всех | |311). |против всех? | | |Дело в том, что хотя у людей есть | | |прирожденное желание требовать, прежде | | |всего, удовлетворения своих личных | | |интересов, они обладают еще и другим | | |стремлением. Каждый из них старается | | |избежать смерти и сохранить свою жизнь. | | |Страх смерти, желание не только сохранить | | |свою жизнь, но и сделать ее приятной – | | |таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие | | |людей к миру. Разум же подсказывает людям | | |тот путь, который может обеспечить им | | |мирную жизнь и процветание. Таким велением | |Первый из производных от |правового разума и выступает естественный | |естественных законов гласит: |закон, предписывающий людям добиваться мира| |право всех на все невозможно |и согласия. | |сохранить, необходимо или | | |перенести на других некоторые|Комментируя этот закон, Гоббс указывает, | |права, или отказаться от них |что в том случае, если бы каждый человек | |(с.311). |стремился удержать свое право на все, люди | | |находились бы в состоянии войны. Но так | | |как, согласно первому естественному закону,| | |люди стремятся к миру, то они должны | | |согласиться отказаться от права на все вещи| | | | | |и довольствоваться такой степенью свободы | | |по отношению к другим, какую они допустили | | |бы по отношению к себе. Отказ от права | | |совершается, по Гоббсу, или простым | | |отречением от него, или перенесением его на| | |другого человека (или на группу лиц). Важно| | |также отметить, что, согласно Гоббсу, не | | |все права человека могут быть отчуждаемы. | | |Прежде всего, человек не может отказаться | | |от права защищать свою жизнь и оказывать | | |сопротивление тем, кто нападает на него. | | |Нельзя также требовать и отказа от права | | |сопротивления насилию, попыткам лишения | | |свободы, заключения в тюрьму и т. п. | | |Словом, подчеркивает Гоббс, человеку в | | |любом случае должна быть предоставлена | | |гарантия безопасности человеческой | |Второй из производных |личности, иначе теряет всякий смысл | |естественных законов гласит: |отречение или отказ от своих прав. Ведь | |Соглашений нужно |мотивом и целью такого действия и служит | |придерживаться или не следует|стремление к миру и безопасности | |обманывать чье-либо доверие | | |(с. 323). |Согласно учению Т. Гоббса, соглашение | | |служит делу установления мира лишь | | |постольку, поскольку мы, обязуясь, что-либо| | |совершить или от чего-либо отказаться, | | |придерживаемся своих обязательств; | | |соглашения были бы бесцельными, если бы их | | |не придерживались. Следовательно, по мысли | | |Гоббса, положение, гласящее, что соглашений| |Договором называется действие|нужно придерживаться или не следует | |двух или многих лиц, |обманывать доверие, необходимое для | |переносящих друг на друга |установления мира, является велением | |свои права (с. 314). |естественного закона. | | | | | |Отчуждение прав может происходить, как уже | | |говорилось, посредством или простого | | |отречения от них, или же перенесением на | | |другое лицо. | | |В том случае, когда договор заключается по | | |поводу того, что относится к будущему, он | | |именуется соглашением. Соглашения могут | | |заключаться людьми, как под влиянием | | |страха, так и добровольно. Понятно, что | |Третье указание естественного|Гоббс отдает предпочтение последнему виду | |закона гласит: не допускай, |соглашений, а на первое место ставит | |чтобы тот, кто, доверяя тебе,|добровольные соглашения людей относительно | |первым оказал тебе услугу, |установления государства. | |оказался из-за этого в худшем| | |положении, чем раньше; или |Комментируя это утверждение, Гоббс | |пусть никто не принимает |утверждал, что, если бы не соблюдалось | |благодеяния иначе, как с |такое указание, то тот, кто первым оказывал| |намерением направить все |бы какую-либо услугу, видя, что она | |усилия на то, чтобы оказавший|бесполезна, поступал бы неразумно. Тогда | |ему услугу не имел |была бы подорвана основа услуг всякого | |достаточного повода сожалеть |доверия между людьми, всякая | |об этом (с.328). |благожелательность исчезла бы, люди не | | |оказывали бы друг другу никакой помощи и | | |никто не сделал бы первой попытки к тому, | |Четвертое указание |чтобы пробудить в них благодарность. Но в | |естественного закона гласит, |тоже время Гоббс не считает это нарушением | |что каждый должен проявлять |закона, нарушением доверия или соглашений, | |ко всем предупредительность |такое нарушение Т.Гоббс называет | |(с.328). |неблагодарностью. | | | | | |Согласно учению Гоббса, в силу естественной| | |необходимости каждый всячески стремится к | | |тому, чтобы обеспечить себе все необходимое| | |для самосохранения. Но в то же время, Гоббс| | |утверждал, что человек не должен | | |присваивать себе то, что для него не | | |является необходимым, ведь для кого-то это | | |необходимо для самосохранения. В результате| | |нарушается состояние мира. Следовательно, | | |такой человек поступил бы вопреки основному| | |естественному закону. | |Шестое указание естественного|Гоббс утверждает, что веление природы | |закона гласит: |состоит в том, чтобы каждый | |При мщении или наказании |предупредительно и отзывчиво относился ко | |нужно иметь в виду не ущерб в|всем. Того, кто нарушает этот закон, Гоббс | |прошлом, но благо в будущем |называет невыносимым и обременительным для | |(с. 330). |остальных. | | | | | |Этим указанием Т.Гоббс хотел сказать, что | | |налагать наказания позволительно только с | | |той целью, чтобы исправить самого | |Седьмое указание |преступника или чтобы другие люди, | |естественного закона гласит: |устрашенные его наказанием, стали лучше. | |никто не должен показывать |Гоббс утверждает, что естественный закон | |другому делом, словом, |велит нам при мщении обращать взор не | |выражением лица или смехом, |назад, а вперед. Нарушение этого закона | |что он его ненавидит или |Гоббс называет жестокостью. | |презирает (с.330). | | | |Все признаки ненависти и презрения больше | | |всего побуждают людей к ссорам и дракам. | | |Большинство из них предпочтут скорее | |Восьмое указание |потерять жизнь, не говоря уже о мире, чем | |естественного закона гласит: |снести оскорбление. | |каждого человека по природе |Но так как естественный закон призывает нас| |следует считать равным любому|к миру и самосохранению, необходимо, по | |другому (с.331). |мысли Гоббса, придерживаться этого | | |указания. | | | | | |Гоббс считал, что, если люди по природе | |Десятое указание |равны между собой, то это равенство нужно | |естественного закона гласит: |признать; если же люди неравны, то для | |каждый человек при |поддержания мира, по мнению Т. Гоббса, | |распределении права между |необходимо считать их равными, потому что | |другими людьми должен |иначе они начнут бороться за власть. Этому | |предоставлять им равные права|указанию противоречит гордость. | |(с. 332). | | | |При желании мы можем требовать себе меньше | | |прав, ибо это иногда, по мнению Гоббса, | | |служит доказательством скромности. Но, | | |когда мы должны распределить право между | | |другими, указанный закон запрещает нам быть| | |более расположенными к одному, чем к | | |другому. Ибо тот, кто не соблюдает | | |требования естественного равенства, уделяя | | |одному больше, чем другому, наносит | |Пятнадцатое указание |оскорбление тем, кого он обошел. А уже | |естественного закона гласит: |было ранее сказано, что такое оскорбление | |необходимо, чтобы обе |противоречит естественным законам. | |стороны, спорящие о праве, |Соблюдение этого указания Гоббс называет | |подчинились решению |справедливостью, а нарушение его – | |кого-нибудь третьего (с. |лицеприятием. | |334). | | | |Для сохранения мира, по мнению Гоббса, | | |необходимо, чтобы обе спорящие стороны | | |согласились обратиться к кому-нибудь | |Не делай другому того, чего |третьему и обязали себя взаимными | |не желаешь себе (с.336). |соглашениями подчиниться его решению | | |спорного вопроса. Гоббс считал, что в этом | | |случае не существует иного | | |удовлетворительного выхода. | | | | | |Резюмируя все естественные законы, Гоббс | | |сводит их к одному общему правилу. Перед | | |нами то «золотое правило» нравственности, | | |которое занимает видное место в истории | | |этики и вошло в моральное сознание широких | | |масс в форме поговорок. Гоббс прямо | | |указывал на родство своего правила, | | |выступающего как обобщение всех | | |естественных законов, с евангельской | | |формулой: «поступай по отношению к другим | | |так, как ты желал бы, чтобы другие | | |поступали по отношению к тебе». | | |Придавая столь большое значение данному | | |моральному требованию и даже характеризуя | | |его как закон всех людей, Гоббс исходит из | | |того, что это требование легко может быть | | |понято и уяснено всеми людьми, даже | | |необразованными и не отличающимися особым | | |умом. К тому же правило удачно сочетает в | | |себе эгоистический принцип, импонирующий | | |каждому человеку от природы, с ограничением| | |эгоистических притязаний людей в их | | |собственных интересах. Попытка же | | |английского мыслителя утвердить «золотое | | |правило» в качестве универсального | | |нравственного постулата в условиях | |Естественные законы неизменны|классового эксплуататорского общество, хотя| |и вечны: то, что они |и была абсолютно утопичной, объективно | |запрещают, никогда не станет |выражала демократическое по своей сущности | |дозволенным; то, что они |представление о равноценности всех людей в | |предписывают, никогда не |нравственном отношении. | |станет недозволенным (с. | | |337). |В характеристике естественных законов Гоббс| | |целиком и полностью оставался на уровне | | |метафизических воззрений. Морально-правовые| | |требования, выраженные в естественных | | |законах, объявлены им вечными и | | |неизменными. По Гоббсу естественные законы| | |всегда и везде обязывают людей перед | | |внутренним судом, или судом совести, но | | |перед судом внешним не всегда, а только | | |тогда, когда исполнение их не связано с | | |опасностью. Провозглашая же вечность и | |Как легко соблюдать |неизменность естественных законов, Гоббс | |естественные законы; ведь для|исходил из того, что разум остается все тем| |этого требуется только |же: не изменяются ни его цели, которыми | |соответствующее стремление |остаются самозащита и мир; ни | |(лишь бы оно было истинным и |предписываемые им средства. | |постоянным) и того, кто его | | |проявляет, мы по праву можем |Ибо человек, согласно учению Гоббса, | |назвать справедливым (с. |который всеми силами стремится к тому, | |338). |чтобы все его действия согласовались с | | |указаниями природы, ясно показывает тем | | |самым, что он имеет намерение исполнять все| |Естественный и моральный |эти законы, а к этому сводится все, к чему | |закон есть закон |нас обязывает наша разумная природа. Тот | |божественный (с. 337). |же, кто исполнил все, что он должен | | |исполнить, по мнению Гоббса, называется | | |справедливым. | | | | | |Обращая внимание на это высказывание | | |английского философа, свидетельствующее о | | |непоследовательности его атеистических | | |воззрений, надо подчеркнуть вместе с тем, | | |что позиция Гоббса в данном вопросе была | | |отнюдь не идентичной с позицией, которую | | |занимали представители | | |религиозно-идеалистической этики. Последние| | |исходили из того, что мораль вообще | | |немыслима без религии, так как имеет | | |божественное происхождение, и что абсолютно| | |неизменные принципы нравственности не | | |зависят поэтому ни от человеческих | | |соглашений, ни от воли правителей и | | |законодателей. Согласно же Гоббсу, | | |естественные законы, являющиеся законами | | |нравственности, выступают как предписания, | | |или повеления, разума. Они исходят, таким | | |образом, из самой человеческой природы и | | |являются божественными лишь в том смысле, | | |что разум дан каждому человеку богом как | | |мерило его действий. Что касается моральных| |Только в государстве |установок Священного писания, то они, хотя | |существует всеобщий масштаб |и объявлены людям самим богом, могут быть | |для измерения добродетелей и |выведены, однако, и независимо от него | |пороков (с.261). |посредством умозаключений из понятия | | |естественного закона, т. е. опять-таки при | | |помощи разума. | | | | | |Этика Гоббса по существу освобождала мораль| | |от религиозной санкции, подчиняя ее | | |авторитету государственной власти. Только | | |государство, подчеркивал философ, созданное| | |в целях обеспечения мира и безопасности, в | | |состоянии гарантировать соблюдение | | |естественных законов, придавая им характер | | |гражданских. Тем самым государство | | |становится высшим судьей в вопросах | | |нравственности. Масштабом могут служить, по| | |Гоббсу, лишь законы, установленные | | |государством. При этом Гоббс подчеркивал, | | |что он имеет в виду не частные законы того | | |или иного конкретного государства, а законы| | |вообще, или гражданские законы. Последние | | |по своему содержанию совпадают с | | |естественными законами и отличаются от них | | |только тем, что опираются на силу | | |государственной власти. | | |Превращая моральные (естественные) законы в| | |гражданские, Гоббс фактически устранял | | |регулятивную функцию нравственности, | | |вернее, объявлял ее недействительной без | | |опоры на государство. Тем самым на первое и| | |решающее место выдвигалось право, | | |приказания государства, ибо только они и в | | |состоянии реализовать те моральные | | |требования, которые содержатся в | | |естественных законах, придав последним | | |принудительно-обязательный характер. | | |Лишение нравственности ее важнейшей функции| | |– регулятора общественной | | |жизни – утверждение, что таким регулятором| | |моральные требования могут быть, лишь | | |поскольку они санкционируются | | |государственной властью, безусловно, | | |суживало сферу нравственности, обедняло ее | | |содержание. Но с другой стороны, Гоббс | | |лишал тем самым мораль не только всякого | | |божественного ореола, но и того | | |самодовлеющего и абсолютного характера, | | |который приписывали ей религиозные философы| | |и теологи. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Использованная литература:
Томас Гоббс
Избранные произведения
Издательство социально-экономической литературы «МЫСЛЬ»
Москва – 1965
-----------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса
«О гражданине»
ВЫПОНИЛ: студент группы
ПРОВЕРИЛ:
ВОЛГОГРАД 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.