смотреть на рефераты похожие на "Свобода человека и экзистенциализм Сартра"
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Химический факультет
Реферат
по предмету: «Философия»
на тему: «Свобода человека и экзистенциализм Ж.П. Сартра»
Исполнитель: студент гр. Х-203
Макаров М.В.
Преподаватель:
Екатеринбург
2004
Введение 3
Понятие философии экзистенциализма и история ее возникновения 5
Свобода человека в экзистенциализме 12
Заключение 19
Список литературы 20
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом
философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов.
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но
особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда
наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только
отдельного индивида, но и всего общества.
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные
ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же
всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что
простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и
потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и
с их помощью выявить его место в мире.
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые
трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и
отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В конце 19-го и в 20-м веках проблема человека и его бытия приобрела
наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков.
Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление
страшных потрясений, затронувших все человечество, время, когда потерпели
крушение попытки строительства “новой” жизни, основанные на
рационалистических принципах. Потерпела крах концепция объективного и
безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек мог “как
высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению. Поэтому стали
возникать философские концепции, в которых акцент делается на бытии, прежде
всего как человеческом существовании.
Цель реферата: попытка проанализировать подход к проблеме свободы
человека, проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных
направлений философской антропологии.
ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова
exsistentia - существование, означает “философию существования”. Эта
философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее
центральной философской проблемой является проблема человека, его
существования в мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько
науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами
сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли
заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.
Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют
людей: “Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им
своего жизненного пути?”. Экзистенциалисты исходят из единичного
человеческого существования, которое характеризуется комплексом
отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца
своего бытия.
Как сказал И. Фихте: “Каков человек, такова и его философия”. Тогда
используя это высказывание, можно объяснить причину возникновения такого
рода философии. Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей
беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во
вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного
между жизнью и смертью, бытием и небытием. Экзистенциальная философия, по
мнению А. Хюбшера - “самое непосредственное выражение современности, ее
затерянности, ее безысходности... Экзистенциональная философия выражает
общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности
всего происходящего... Экзистенциональная философия - это философия
радикальной конечности”.
Если говорить о истории возникновения экзистенциализма, о философских
идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно
сказать, что первым представителем данного направления и философской
антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии
философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его
сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание
переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к
рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский
принцип знаменитое изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”.
Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную
фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней
философии, а также всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный
пункт духа, обращение его к самому к себе, воплотился в форме философской
мысли.
Проблеме человека уделяли значительное внимание мыслители эпохи
Возрождения. Эта проблема находит все большее место в работах И. Канта, А.
Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Марселя, М.Бубера и др.
Идею “экзистенционального мышления” выдвинул С. Кьеркегор. В отличие
от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно
и безлично), экзистенциональное мышление связано с внутренней духовной
жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только
и может быть доподлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В
то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по
отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель
как экзистенциональный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем.
В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному
как таковому, не “затронутому” человеческой субъективностью. Вместе с тем
Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого
бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях “страх”,
“сомнение”, “трепет”. Чрезвычайно сложная и полная противоречий
человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом
чего является “бессилие мысли”, подлинный “скандал для рассудка”, а отсюда
- переход к мифу. В результате возвышающая идею человека личностная
интуиция привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения,
полагал С. Кьеркегор, необходимо религиозное общение с Богом. При этом он
не принял межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного
одиночества.
С. Кьеркегор критиковал предшествующих философов за слишком
абстрактный подход к человеку. Философы, по Кьеркегору, превыше всего
ставят что-либо всеобщее, абстрактное - дух, материю, Бога, прогресс,
истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне
его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя
из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами,
радостями и страданиями. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в
постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия:
он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. По
словам Л. Шестова, он отошел от традиционного онтологического анализа бытия
и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального
бытия. Как было выше сказано, Кьеркегор остро критиковал традиционного
понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект
бытия, его субъективную сторону. И в самом деле: какой интерес математике
или физике, да и вообще научному познанию до индивидуальных страданий
судеб, радостей, смеха и плача? Если в нескольких словах сформулировать
заветные мысли Кьеркегора, следовало бы сказать: самое большое несчастье
человека - безусловное доверие разумному мышлению. Во всех своих
произведениях он на тысячи ладов повторял: задача философии в том, чтобы
вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать
истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом.
Одним из основных источников экзистенциализма послужили идеи Э.
Гуссерля. Экзистенциальную философию идентифицируют как одно из ответвлений
феноменологии. Феноменология - буквально означает учение о феноменах,
понимаемых как возникающие в сознании смысла предметов и событий - одно из
основных направлений современной философии, родоначальником которой
является Э. Гуссерль. Экзистенциализм в значительной мере позаимствовал
свой метод у феноменологии. По Э. Гуссерлю, феноменология - это “строго
научная философия” о феноменах сознания как о чистых “сущностях, образующих
мир идеального бытия”, о “самоочевидных логических принципах”, дающих
возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его
частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода
“феноменологической редукции”. В результате из рассмотрения исключаются
весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос
того, что является предметом исследования. И лишь этим путем человек как бы
возвращается “ к самим вещам” в виде сферы сознания, свободной от отношения
к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая
редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно,
феноменология во своей сути является наукой факта - предельно обобщенного и
идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной (описательной)
наукой.
Он выступает с резкой критикой скептизма и релятивизма, обвиняя их в
психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему
содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой
истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить:
она невозможна. В “Логических исследованиях” Гуссерль атакует психологизм
своей эпохи, критикуя попытку обосновать логику психологией, говоря, что
логические законы не психологичны по своей природе. Науки о природе и
обществе нуждаются в определенном философском обосновании. Гуссерль
определял объект, цели и метод философии: ее основной объект - это научное
знание и познание, ее цель - построить науку о науке, т.е. “наукоучение”.
Решающая проблема теории познания - проблема объективности познания. Вслед
за рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние
самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание о
эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е.
сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана
освободиться от всех догматических принципов, которые вырастают на почве
обычной “естественной установки” сознания в своем отношении к миру. С его
точки зрения, философия призвана стать борцом и за необходимое человечеству
самосознание: как раз это и было основанием всего логического здания его
системы. Гуссерль призывал к свершению “ эпохе” - воздержанию от какого-
либо утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое
единство сознания - интенциональность, т.е. направленность сознания на
предмет. Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность
сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от
индивидуально-психологических, социальных факторов. Таким своеобразным
способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта
и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном
между ними, быть одновременно представителем духовного мира и
трансцендентного мира сущего. В этом философ видел метод постижения
сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как
“значения”, не обладающие собственным, самодостаточным статусом
существования.
Философская антропология - это достаточно влиятельное течение
современной философской мысли, в центре внимания которого - проблема
человека, а главная идея - создание интегральной концепции человека. Это
течение, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на
основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и
решения по существу всех философских проблем. В противовес
рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу
исследования душевно-духовную жизнь человека - эмоции, инстинкты, влечения,
что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления
абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное
начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия - поиски
антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры,
нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к
межличностным отношениям, основанным на естественных симпатиях людей, -
“инстинкте взаимности”. Все богатство социальной жизни ограничивается
актами признания “другого”, встречи Я и Ты, их взаимоприобщения,
достигаемого благодаря сопереживанию и общности языка с его
психосемантическими индивидуальными нюансами. В противоположность прежним
концепциям человека, стремящимся выявить некую устойчивую структуру
личности, представители философской антропологии вообще отказываются
рассматривать сущность человека; для них человек, его существование -
всегда нечто незавершенное, а потому не поддающееся строгому определению.
Макс Шелер - немецкий философ, один из основоположников философской
антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии -
учениях о ценностях. Шелер испытал значительное влияние философии жизни и
феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к религиозной философии, в
дальнейшем эволюционировал к метафизике персоналисткого типа. Он остро
ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в
культе выгоды и расчета. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей,
он ввел различие между абсолютными ценностями и “эмпирическими
переменными”: относительны не ценности как таковые, а их исторические
формы. Опираясь на Августина и Паскаля, Шелер противопоставил логике
интеллекта логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный
акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по
Шелеру, - это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением
высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том, что она может быть
направлена лишь на личность как носителя ценности, но не ценность как
таковую. Подлинная симпатия есть встреча и соучастие в жизни другого, не
нарушающая его истинной экзистенции, что отличает его от неподлинных форм
симпатии, таких, как вчуствование, эмоциональное заражение, идентификация с
другим объектом. Феноменологическая редукция у Шелера означает не путь к
чистому трансцендентальному сознанию Э. Гуссерля, но скорее акт
сопричастности бытию, который ближе к импульсу, или жизненному порыву.
Шелер рассматривал феноменологический подход не как способ превращения
философии в “строгую науку”, а как экзистенциональную возможность “прорыва
к реальности”, поэтому его с полным правом называют предшественником
фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Философские воззрения Шелера стали
связующим звеном между такими направлениями, как философия жизни и
экзистенциализм. Философские мысли Шелера можно выразить его же словами: “В
известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу:
что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей
целостности бытия, мира и Бога”.
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) - французский философ,
представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его
варианта), писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным
деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные
годы - многочисленных демократических движений и организаций. Явился
основателем и директором журнала “Les Temps Modernes” (1945). Образование
получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу в Париже,
стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал
философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком
посвятил себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман
“Тошнота” (1938) и сборник рассказов “Стена”. Основная философская работа -
“Бытие и ничто”. Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.
Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик,
абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа
должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из
этого хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира,
отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое: свобода.
Сознание - это именно то, что не увязает “в себе”, это противоположность “в
себе”, дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это сознание свободы человека есть
в то же время сознание одиночества человечества и его ответственности:
ничто в “Бытии” не обеспечивает и не гарантирует ценности и возможности
успеха действия.
Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе
абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность”
и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий
Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия
(вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы
бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность
современной жизни и так далее).
Мир, согласно Сартру, — это "универсальное не то", полное отсутствие
чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть
реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно случайным, а в
пределе — абсурдным. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от
начала и до конца иллюзорно. Между миром и сознанием человека непреодолимая
пропасть.
Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть
лишь “разжатием бытия”, образования в нем “трещины”, “дыры”, ничто.
Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо,
возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого
существования вообще.
Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные
формы человеческого существования, в которых индивидуальность
стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена
массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным
экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где
место самостоятельного критического мышления занимают общественно
принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где
даже объективный разум науки представляется отделенным от человека и
враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на
неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему,
давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них
может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”,
человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и
опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные
производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные,
натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит
подлинное содержание человечности.
Человек свободен сам созидать свою сущность, потому что, как мы уже
отметили, изначально дан себе только как существование. Он не завершен
подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца,
труса или героя. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни
от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных
установлений, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость -
результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого
внешнего влияния.
Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного
состояния. Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на
нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни
давление обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Прошлое мертво, оно не
определяет настоящего, которое всегда - выбор.
В любой ситуации человек может сказать "нет". Эти слова имели особое
звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время
фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления.
Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен
на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В
поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное
рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его
внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего "я", и
выбор его реализуется в поступке. В работе "Экзистенциализм - это гуманизм"
Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли
ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он -
единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения
близкому человеку и ратным трудом для общего деля, о котором неизвестно,
принесет ли этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная
мораль не может дать здесь ответа. То же христианство призывает нас
возлюбить ближнего, но кто в данном случае "ближний" - воины, сражающиеся
за освобождение родины, или мать? Конечно, молодой человек может обратиться
к кому-нибудь за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в
зависимости от того, к какому священнику пойдет. Если он пойдет к тому
священнику, что сражается, а рядах Сопротивления, то получит один ответ, а
если к священнику-коллаборационисту - то совсем другой. Так что
практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам.
Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только
поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на
которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка,
который мы совершаем. В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов,
внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя
прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о
человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам.
Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и
потому человек в его представлении не может опереться на божественную
помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него
прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек
выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться
на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому
индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом,
однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем
добро, и при том - добро для всего человечества ("если я женюсь, значит,
считаю, что семья - благо для каждого из людей" и т.п.).
Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает
полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед
высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать,
что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто
считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,
согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”
себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою
трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится
заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое
существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-
то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной
субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то
выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма:
“...существование предшествует сущности...” По сути, это означает, что
всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”,
“природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими
моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает.
“Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде
внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе
”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип
“несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной
основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно
самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства
“проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и
лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую
основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой
опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым
“человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность)
могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки
подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально
неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному
своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”.
Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и
абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать
образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики
человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода.
Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо
от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека
сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать
выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего
отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме -
это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной
позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке проблемы
свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что
деятельность людей направляется, прежде всего, не внешними
обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или
иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека
зависит очень многое и не надо в случае отрицательного развития событий
ссылаться на обстоятельства. Люди обладают значительной свободой в
определении целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический
момент существует не одна, а несколько. В наличии реальных возможностей
развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств
для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в
действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает
оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении
или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную
позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый
человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный
уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов...
Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они
диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека.
Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если человек в
своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо
духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не
отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если
существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в
ответе и за последствия своих действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия экзистенциализма обозначила “пограничную ситуацию”, в
которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными
принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров,
которыми руководствуется человек как личность и общество.
Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на
доказательства того, что бог не существует. Даже если бы бог существовал,
это ничего бы не изменило, просто суть дела не в том, существует ли бог.
Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не сможет его спасти от
себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом
смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.
Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический
характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.
Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой
интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни
основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но
его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яковлева А.А. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989г.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г.
3. Философия: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:
Юристъ, 1996г.
4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. - М.:Политиздат, 1989г.
5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Под общ. ред. И.Т.
Фролова. - М.: Политиздат, 1990.