Постструктурализм
Вадим Руднев
Постструктурализм
- общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в
1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма.
Цель
П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление
парадоксов. возникающих при попытке объективного познания человека и общества с
помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма,
построение новых практик чтения.
П.
в основном французское направление мысли: его главные представители - Ролан
Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева.
Рубеж,
отделяющий структурализм от П., - события весны и лета 1968 г. Этот период
характеризуется обострением чувствительности интеллектуала к социальным
противоречиям. Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснить
социальные катаклизмы.
"П.
возник, - пишет Н. С. Автономова, - из осмысления известной сентенции периода
майских событий: "Структуры не выходят на улицы". Коль скоро нечто
важное, однако, совершается (кто-то строит баррикады и оспаривает существующий
порядок), значит, самое главное в структуре - не структура, а то, что выводит
за ее пределы. (...) За рамки структуры как закона сообразности выходят случай,
шанс, событие, свобода; за рамки структуры как логического построения выходят
аффекты, тело, жест; за рамки структуры как нейтрального, объективного,
познавательного выходят власть, отношения господства и подчинения. (...) Среди
ориентаций внутри П. особенно важны две - с акцентом на текстовую реальность и
с акцентом на политическую реальность. Девиз одной - "вне текста нет
ничего" (вариант: "нет ничего, кроме текста" - Деррида), другой
- "все в конечном счете - политика" (Делез)".
Одной
из главных задач П. становится критика западноевропейской метафизики с ее
логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными
схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия
как присутствия, данности, смысла, единства, полноты, в П. противопоставлены
идеи различия и множественности. Наиболее последовательно и ярко эта
разновидность П. представлена у Деррида. Для того чтобы "перехитрить"
метафизику, приходится нарушать междисциплинарные перегородки и политические запреты,
выходя на уровень тела, действия, языка в его особом аспекте. Задача метода
деконструкции заключается в том, чтобы показать в тексте значимость
внесистемных, маргинальных элементов. "Всякий текст живет среди откликов,
"перекличех", "прививок", "следов" одного текста
на другом. След важнее и первичнее любой системы: это отсрочка во времени и
промежуток в пространстве; отсюда столь существенный для Деррида глагол
differer, означающий одновременно "различать" и
"отсрочивать", и соответствующий неографизм diffAnce ("различение").
(...) Все эти нарушения структурности и системности (...) наводят на мысль, что
структура либо не существует вовсе, либо она существует, но не действует, либо,
наконец, действует, но в столь измененном виде, что именно "поломка",
а не "правильное" ее функционирование становится "нормой". (...)
Под давлением контекста в тексте размываются границы "внешнего" и
"внутреннего": на их место у Деррида и Делеза приходят многообразные
мыслительные эксперименты с пространством - всевозможные "складки",
"выпуклости-вогнутости", "вывернутые наизнанку полости".
Само
обилие закавыченных понятий в предыдущей цитате ясно показывает
последовательное стремление П. к обновлению не только методов и объектов
исследования, но и самого метаязыка. В научной обиход вводятся слова и понятия,
существовавшие до этого лишь в обыденной речи, но при этом им придается новый
смысл, дополняющий и одновременно ограничивающий прежний.
"Лишившись
гарантий и априорных критериев, - пишет Автономова, - философия, однако,
заявила о себе как конструктивная сила, непосредственно участвующая в
формировании новых культурных объектов, новых отношений между различными
областями духовной и практической деятельности. Ее новая роль не может быть
понята до конца, пока не пережит до конца этот опыт. Нерешенным, но крайне
существенным для ее судьбы остается вопрос: можем ли мы оспорить,
проблематизировать разум иначе как в формах самого разума? можем ли мы
жертвовать развитой, концептуально проработанной мыслью ради зыбкой, лишь
стремящейся родиться мысли - без образов и понятий? В любом случае перед нами
простирается важная область приложения умственных усилий: спектр шансов
открытого разума. К этому выводу приходит анализ необычной, своеобразной - и
всячески подчеркивающей свое своеобразие - мыслительной практик П.".
Список литературы
Автономова
Н.С. Постструктурализм // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.
Барт
Р. Избранное: Семиотика. Поэтика. - М., 1989.
Фуко
М. Слова и вещи. - М., 1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/