Абсолютный идеализм
Вадим Руднев
Абсолютный
идеализм - направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ
в. В своей основе абсолютный идеализм восходил к гегельянству, и в этом смысле это
было последнее направление классической философии. Но многое в Абсолютный
идеализм вело и к такому пониманию
оснований и принципов философии, которые важны для ХХ в. вплоть до последних
его десятилетий, вновь характеризующихся возрождением интереса к диалектике и
Гегелю в противоположность господствовавшей в ХХ в. математической логике .
Прежде
всего Абсолютный идеализм интересен для
нас тем, что именно от него, именно в полемике с ним формировались философы,
определившие тип философской рефлексии ХХ в. Именно отталкиваясь от
представителей Абсолютный идеализм Ф.
Брэдли, Дж. МакТаггарта, Дж. Ройса, создатели аналитической философии Бертран
Рассел и Джордж Эдуард Мур, а также их гениальный ученик Людвиг Витгенштейн
оттачивали свои "неопозитивистские" (как говорили в советское время)
доктрины (см. также логический позитивизм).
Один
из главных принципов Абсолютный идеализм в его наиболее ортодоксальном варианте,
философии Ф. Брэдли, гласил, что реальность
есть лишь видимость подлинной реальности, которой является непознаваемый
Абсолют. Что в этой доктрине было неприемлемо для ХХ в.? Ее категорическая
метафизичность, то есть традиционность постановки философских проблем. Но в
переплавленном логическими позитивистами-аналитиками виде эта доктрина является
одной из важнейших в ХХ в. В философских концепциях, ориентированных
семиотически (см. семнотика), она преобразилась как представление о том, что
реальность имеет насквозь знаковый характер (см. реальность) и, стало быть,
опять-таки является мнимой, кажущейся.
Такое
понимание реальности характерно и для новейших философских систем (см.
расширенное толкование понятия виртуальных реальностей у Славоя Жижека).
Поскольку невозможно определить, какая реальность является подлинной, а какая -
мнимой, то весь мир представляется системой виртуальных реальностей: последнее
отразил и современный кинематограф, в частности знаменитый культовый фильм
"Blade Runner" ("Бегущий по лезвию бритвы"), который
подробно анализируется в книге С. Жижека "Существование с негативом".
Основная идея этого фильма (в интерпретации философа) состоит в том, что
принципиальная невозможность для человека установить, является ли он настоящим
человеком или пришельцем-"репликантом", делает человека человечнее.
Он как будто говорит себе: "Вот я поступаю так-то, а вдруг окажется, что я
вовсе не человек! Поэтому я буду поступать в любом случае по-человечески и
тогда все равно стану человеком".
Второе,
чем дорог ХХ в. Абсолютный идеализм , - это концепция времени . Ее разработал
Дж. МакТаггарт, и она называется статической; согласно ей не время движется, мы
движемся во времени, а иллюзия течения времени возникает от смены наблюдателей.
Эта идея очень повлияла на философию времени Дж. У. Данна (см. серийное
мышление), которая в свою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л.
Борхеса - писателя, воплотившего в себе сам дух прозы и идеологии творчества ХХ
в. (см. принципы прозы ХХ в.).
Абсолютный
идеализм стоял на переломе столетий, как
двуликий Янус - глядя в противоположные стороны. Сейчас этих философов почти
никто не читает и не переиздает, кроме историков философии. Но будем благодарны
им за то, что они "разбудили" Рассела и Витгенштейна, и в этом смысле
именно от них надо вести отсчет философии и культурной идеологии ХХ в.
Список литературы
Bradly F. Appearance and Reality. L.,
1966.
Жижек
С. Существование с негативом // Художественный журнал, 1966. - No 9.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/