Реферат по предмету "Философия"


Эволюция понятия «София» в философии Вл. Соловьева

Эволюция понятия «София» в философии Вл. Соловьева

А. А. Иванова

Философия
Вл. Соловьева относиться к Х1Х веку, а ведь уже наступил ХХ!, но нас по -
прежнему притягивают к себе труды великого русского мыслителя. С одной стороны,
мы обращаемся к теоретическому наследию Соловьева только ради изучения истории
русской философии. Но разве этого хотел философ, разве для этого он посвятил
всю свою жизнь на создание метафизики всеединства, чтобы после смерти кануть в
лету? Нет!

Во-первых,
он заложил традицию философии всеединства, повлияв на таких мыслителей, как С.
Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. М. Соловьев, С. Н. и Е. Н.
Трубецкие. Но, опять же, не это главное.

Во-вторых,
Соловьев был не просто философом, который витал в метафизических заоблочностях,
он был практическим философом. И проблемы, которые он решал, были направлены на
жизнь земную, человеческую, а точнее, он пытался найти некую нить, которая
соединяла бы жизнь земную с жизнью небесной. Актуальность данной темы
заключается в принципе Вл. Соловьева, который гласит, что мир божественный и
внебожественный 'различаются не по существу, но по положению'. Небо и земля,
Бог и человек это - по сути два противоположных полюса, но, введя понятие
'София' в свою философскую систему и сделав ее идеальным универсумом, Соловьев
соединяет эти полюса. В результате чего София выступает неким звеном, который
связывает творца и творение. Поэтому получается, что 'все то, что мы совершаем
на земле во времени, есть воспроизведение того, что было и есть в Боге'.

Что
касается традиции, в которой рождалась метафизика всеединства, то мы поймем,
почему он так сильно хотел соединить то, что до него противопоставлялось.
Русская философская традиция складывалась весьма не просто. Она черпала свои
идеи из святоотеческого наследия, но во времена богословского застоя резко
переметнулась на Запад. В результате чего возникает двойственность в русской
философской мысли. Пытаясь, сохранить свои народные корни, она в тоже время не
желала примыкать к холодному рационализму Запада. Именно в эти трудные времена
для русской мысли и рождается метафизика всеединства Вл. Соловьева.

Многие
исследователи философского наследия Вл. Соловьева приписывали довольно высокий
статус софиологической тематики: П. П. Гайденко, Э. Л. Радлов, Д. А. Крылов, Н.
О. Лосский.

Но
вот В. В. Зеньковский утверждает, что София не могла выступать исходной идеей в
творчестве Вл. Соловьева и может рассматриваться отдельно от всей его системы.
Но в силу того, что София носит сквозной характер, она занимает особое
положение в метафизики всеединства. Благодаря своему статусу она способна
выполнять различные функции: 1) Она соединяет всю философскую систему Вл.
Соловьева, делаяя ее целостной; 2) Какими бы идеями не занимался философ, она
везде находит свое применение, а главное, что София при этом занимает
главенствующее положение.

При
анализе данной темы возникают следующие проблемы: 1) постоянная эволюция
взглядов Вл. Соловьева; 2) двойственность Софии - то она мировая душа, то
Премудрость Божия; 3) стремление В. Соловьева объединить два разных способа
мышления, два разных типа диалектического построения системы, то есть он
пытается соединить христианскую троицу с двойной природой Бога.

Именно
Шеллинг приводит Соловьева к тому, что он становится пантеистом. Но русский
философ делает небольшую попытку снять с себя обвинения в пантеизме. Разделив
мир на бытие и сущее, он устанавливает тем самым между трансцендентной основой
мира и самим миром связь необходимости, которая постигается только рациональным
путем. Такая интерпретация носит пантеистический характер, и, желая избежать
этого, Соловьев как раз и акцентирует внимание на отсутствие обратной связи
между бытием и сущим. Если бытие с необходимостью вытекает из сущего, то сущее,
напротив, свободно от бытия, не обусловлено им. Именно для того, что бы
подчеркнуть эту свободу сущего от бытия, Соловьев называет его так же
сверхсущим. Однако это не спасает русского мыслителя.

Использование
компаративного метода по отношению к различным этапам творчества русского
мыслителя позволяет нам глубже проникнуть в суть философской рефлексии Вл.
Соловьева. Тогда сам философ выступит как толкователь своих идей. Чтобы решить
проблемы, которые были обозначены выше, я взяла на себя смелость разделить всю
философскую систему на три этапа: прошлое, настоящее и будущее. На каждом этапе
София выполняет определенные функции, что позволяет ей эволюционировать.
Прошлое

На
этом этапе рассматривается функция Софии в домирном существовании Бога, где она
предстает как основа его существования. Здесь очень сильно проскальзывает влияние
на Соловьева мистики, каббалы и шеллингианства, а так же мы обнаруживаем явное
расхождение философа с библейской догматикой.

В
первоначальном виде теория Вл. Соловьева была один в один схожа с теорией
Шеллинга. Бог - сущее, и он не отделим от основы своего существования, которая
есть воплощение хаоса и зла. Здесь София понимается как мировая душа. И
получилось так, будто зло заложено в Боге, то есть носит метафизический
характер. Конечно, с одной стороны Соловьев прав, ведь вне Бога ничего не может
существовать, иначе это бы его ограничивало. Но с другой стороны, признать
раздробленность в самом божестве он не мог, поэтому в книге 'Россия и
вселенская церковь' исправляет это положение. В этом произведении София - это
Премудрость Божия. Премудрость Божия - это носительница Божественных идей, по
образу которых сотворил мир.

Не
будем забывать о том, что на этом этапе еще не было человека, он был только
потенциально заложен в Премудрости Божий, и как потенция человек совечен Богу,
но если говорить о физическом возникновении мира, то здесь Соловьев напоминает
Дарвина. Известный нам земной человек возник в процессе эволюции, 'появившись
на земле в определенный момент времени как заключительное звено органического
развития на земном шаре'.
Настоящее

В
этой части рассматривается функция Софии, которая заключается в том, что она
обращает свой взор на человека. Здесь Соловьев спасает двойственность Софии.
София отпадает от Бога в силу того, что хочет обладать всеми вне Бога, она
приобщается к эгоизму и превращается в мировую душу. Мировая душа становится
низшим противообразом Премудрости Божией. Тем самым, раскол происходит уже не в
самом Божестве, а в Премудрости Божией. Именно после отпадения мировой души на
земле возникает раздробленность, множественность. Мир теперь противопоставлен
Богу, но именно через Софию Соловьеву удается удержать эту тонкую нить между
небом и землею, между творцом и его творением.
Будущее

Здесь
в полной мере проявляются надежды Вл. Соловьева, его мечты о богочеловечестве и
свободной теократии. София теперь рассматривается как богочеловечество, как
вечное человечество. Но в месте с тем, когда говорят о вечном человеке,
подразумевается не родовое понятие 'человек', не человечество как имя
собирательное, а нечто другое. Говоря словами самого Соловьева, 'софийный,
идеальный человек не есть только универсальная общая сущность человеческих
особей, от них отвлеченная, а это есть универсальное и вместе с тем
индивидуальное существо'. Даже если учесть тот факт, что София отпала от Бога,
то она по - прежнему испытывает смутное желание приобщиться к Божеству, она
тяготеет к единству. Поэтому, когда-нибудь мировая душа найдет верный путь к
Богу, сможет подавить в себе эгоизм.

Что
касается идеи свободной теократии, то она довольно проста. Теократия для
Соловьева есть Царство Божие в земном его осуществлении. Цель вселенской
теократии - это осуществление Божественного закона в мире человеческом,
воплощение небесного в земном. Цель эта может осуществиться только через отдачу
себя церкви. А церковь, по Соловьеву, есть тело Божие на земле. А тело Божие и
есть Премудрость Божия.

Таким
образом, человечество через церковь должно стать богочеловечеством, и только
тогда на земле наступит царство Божие, и тогда возникнет второе всеединство.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://content.mail.ru/arch/arch_22584.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культурология (Шпоры - Экзамен. вопросы 4-курс)
Реферат Лобода біла лобода доброго генріха лопух справжній 2
Реферат «инновационные, ресурсосберегающие технологии, оборудования систем водоснабжения и водоотведения»
Реферат Правила по отношению к аргументам и ошибки, с ними связанные
Реферат Значение Урала как важного экономического региона страны
Реферат Биржевой товар понятие и состав его характеристика
Реферат Некоторые проблемы современных гидрологических исследований на Алтае
Реферат Аудит учета операций на валютных счетах организации движения средств обязательной продажи экспортной
Реферат Возмещение убытков при аварии на водном транспорте Лицензирование лоцманской проводки судов
Реферат Аналіз та розроблення стратегій ЗЕД для підприємства харчової промисловості
Реферат Чем дорожит Печорин больше всего на свете
Реферат Автоматы для жарки и выпечки
Реферат Облік і аналіз витрат основної діяльності Дніпропетровської дистанції колії
Реферат Война в Афганистане
Реферат Гениальные люди