О науке и религии, материализме и идеализме.
Хаим Брейтерман
Аннотация
Целенаправленность
развития Вселенной свидетельствует о существовании абсолютного, бесконечного
Источника информации, предопределившей развитие Мира. Этот Источник именуется в
иудаизме бесконечным Богом, не имеющим изображения. Единый Бог объединит
человечество мировоззренчески, что является необходимым условием сформирования
единой системы “человечество”.
В
“Окнах” за 30 декабря 2004 года опубликована очередная статья Песаха Амнуэля о
взаимоотношениях науки и религии, озаглавленная “Нелегкий выбор аксиом”. В
очередной раз автор излагает свою точку зрения на эту проблему, утверждая, что
наука и религия – это параллельные общественные институты, основанные на двух
разных аксиомах: “Бога нет” и “Бог есть”. Я тоже неоднократно писал в “Окна” о
своей точке зрения на эту проблему, но мои взгляды не публикуются. Согласно
моему анализу, наука и религия не основаны на разных аксиомах, они представляют
собой две стороны единого процесса познания Мира, основанные на двух уровнях
мышления - логическом и интуитивном. В религии есть аксиома “Бог есть”, но в
науке нет аксиомы “Бога нет”. В науке есть аксиома о “саморазвитии” природы, что
не то же самое, что “Бога нет”. Физика и другие естественные науки пока не
нуждаются в установлении Причины саморазвития, они развивались и развиваются
без её установления. Но обществоведение и, раздираемое мировоззренческими
противоречиями, человечество уже остро нуждаются в установлении этой Причины.
Тысячи лет назад иудаизм на основе интуитивного мышления указал на эту Причину
и ввел в человеческое сознание аксиому о бесконечном Боге, не имеющем
изображения. Теперь настал черёд науки сделать то же самое на логическом уровне
мышления. Как общественные институты, наука и религия (иудаизм) неизбежно,
закономерно соединятся на мировоззренческом уровне.
В
статье “Нелегкий выбор аксиом”, в отличие от предыдущих публикаций автора,
прозвучало предсказание-страшилка: “Сопоставляя научные факты и религиозные
представления, мы не к истине придём в результате, а к гораздо большим распрям,
нежели те, что были в Средние века”, “…если поверять религиозные догмы научными
теориями (и наоборот), неизбежно возникнут иудейская физика, мусульманская
биология и христианская химия”, “Если идеи конвергенции науки и религии найдут
всеобщее признание, кончатся и наука, и религии, наступит всеобщий разброд,
истина перестанет быть единой, и нынешняя война цивилизаций получит своё вполне
“научное” обоснование.”.
Значит,
автор не спроста вновь и вновь возвращается к этой теме, он предсказывает
мрачное будущее, если идеи “конвергенции” науки и религии возьмут верх над
идеей их “параллельности”.
Я
писал в “Окна”, писал и говорил лично Песаху Амнуэлю (на научной конференции в
Ашкелоне, состоявшейся 14, 15 декабря 2004 года), что, согласно моему анализу,
без мировоззренческого объединения науки и религии (иудаизма) человечество не
сможет развиваться, оно не сможет объединиться в единую систему. Согласно моему
анализу, понять суть, роль и значение науки и религий можно только в контексте
анализа ВСЕГО, известного науке пути, пройденного нашим Миром в процессе его
развития. Развитие космоса, человеческого общества и человеческого сознания – это
части единого процесса, который изначально ИНФОРМАЦИОННО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН. К его
ближайшей цели – единой системе “человечество” - ведут единые закономерности, в
основе которых лежит ИНФОРМАЦИЯ. Бесконечный, абсолютный ИСТОЧНИК этой
информации будет с научной необходимостью постулирован и введен в научную
картину Мира. “Физические постоянные” без исходной Информации не могли
предопределить такое развитие Мира, которое приведёт к осознанию человеческим
сознанием существования Источника этой информации. Целенаправленность развития
Мира является свидетельством существования абсолютного, бесконечного Источника
Информации о Мире. В иудаизме этот Источник именуется бесконечным Богом, не
имеющим изображения.
Таким
образом, анализ научных знаний о развитии нашего Мира приводит к установлению
Причины “саморазвития” и к ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМ мировоззренческим выводам.
В
противоборстве между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями и
заключается суть настоящей полемики. Спор между верующими и неверующими в Бога
– это по сути дела спор между носителями двух противоборствующих МИРОВОЗЗРЕНИЙ.
Предложенный
мною анализ говорит, что ИСТИНА на стороне ИДЕАЛИЗМА. Истина только тогда
станет единой, когда, поверяя мировоззренческие религиозные догмы научными
теориями, мы установим Причину всего сущего. Физика, биология, химия…останутся
едиными для всех, но единым станет и общественное МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Единый
бесконечный “Бог” объединит всех. Всеобщий разброд мы имеем сейчас. Война
“цивилизаций” идёт уже сейчас и ей, конечно, надо дать научное объяснение,
которое может быть дано лишь в контексте анализа всего, известного науке пути,
пройденного Вселенной в процессе её развития. Назрела необходимость в
построении коллективными усилиями учёных мира Общей теории эволюции, для чего, на
мой взгляд, уже есть всё необходимое и достаточное.
К
проблеме истинности материализма или идеализма учёные и неучёные будут
возвращаться до тех пор, пока она не будет решена, а решена она будет
неизбежно, закономерно.
Моё
предсказание (“страшилка”) заключается в том, что, чем дольше будет
затягиваться мировоззренческое соединение науки и иудаизма, тем больше будет
крови и жертв.
Что
же касается израильской науки, в которой господствующие позиции занимают
представители материалистического мировоззрения, то она рискует оказаться в
хвосте мировой науки, стать тормозом в развитии общества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru