Духовное бытие в обществе
Тенякова О.М.
За
последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные изменения в
политической и социокультурной сферах жизни общества. В связи с процессом
модернизации, ломкой прежней ценностной системы и утверждением новой [4, с.
37], понятия “духовного бытия”, “духовности”, “ментальности” становятся все
более актуальными.
Если
исходить из того, что бытие, основной предмет онтологии, - это категория,
фиксирующая основу существования [3, с. 104], то категория духовного бытия
является основой духовного существования личности и общества.
Совместная
деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное
или интерсубъективное духовное, то есть такие духовные образования, которые
являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества
индивидов, достоянием духовной культуры общества.
Одной
из форм выражения объективного духовного является человеческий язык. В языке
объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль
индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием
общества. Она как бы перестает принадлежать к миру субъективного духа,
приобретая объективное существование как не зависимое от психического мира
отдельного индивида [1, с. 344].
Существуют
разные взгляды на природу и характер связей языка и общества. Одни ученые
считают, что развитие и существование языка полностью детерминировано развитием
и существованием общества., другие – что язык развивается и функционирует по
своим собственным законам. Американские и некоторые западноевропейские
лингвисты разделяют гипотезу Сепира-Уорфа, согласно которой специфика языка
обусловливает специфику духовной культуры данного общества [8, с. 607].
К
достоянию духовной культуры социума, формам общественного духа, относятся все
формы общественного сознания: наука, религия, философия, мораль, искусство и
т.д. Общественное сознание - это целостное духовное явление. Усвоение его
содержания является главным условием обретения духовности, формирования
мировоззрения, социальных потребностей и интересов личности и общества.
Понятие
духовного бытия и духовности тесно связаны. В светски-материалистическом смысле
духовность есть добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и
идеалов и подчинение своей жизни их требованиям [5, с. 266]. По отношению к
отдельному человеку о духовности часто говорят как о преобладании в человеке
духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными
запросами [2, с. 129].
В
современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные
ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания
соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие
целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре [3,
с. 484]. Отрицание общечеловеческих нравственных ценностей приводит к
нравственному отчуждению и бездуховности, которые, в свою очередь, порождают
возрастающую девиантность поведения людей: суицид, пьянство, наркоманию и
преступность, выступающие главной причиной стагнации общественной жизни.
Обездушивающее
влияние технической цивилизации ведет к потере живой и живительной связи
человека с людьми [6, с. 295]. Чтобы противостоять бездуховности и обеспечить
себе будущее, человек, по словам Э.Фромма, должен снова осознать себя, должен
стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной
смыслом; он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться
до уровня, где духовные ценности - любовь, истина и справедливость -
действительно обретают для него высший смысл [7, с. 263].
Список литературы
Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 1999.
Краткий
словарь современных понятий и терминов. М.: Республика, 1995.
Новейший
философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998.
Поздяева
С.М. Российское общество в условиях модернизации (Социально-философский
анализ). Уфа: Изд. БашГУ, 1998.
Современный
философский словарь / Под общей ред. В.Е.Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне,
Париж, Люксембург, Москва, Минск / “ПАНПРИНТ”, 1998.
Фролов
И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.
Фромм
Э. Современное положение человека // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.:
Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Языкознание.
Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая
Российская энциклопедия, 1998.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru