Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Суд бытия: судьба как предмет философско-этимологического анализа

Суд
бытия: судьба как предмет философско-этимологического анализа

В.М. Шкарупа, Омский государственный
университет, кафедра философии,

Судьба... При этом слове наверняка у большинства из нас
возникает представление о чем-то неизбежном, неотвратимом, роковом, чему подвержен
каждый из нас без исключения. Но действительно ли оно несет в себе лишь эту смысловую
нагрузку - ;предопределенность;?
1. Идея судьбы в мифологии
1.1. Судьба как архетип

Обращение к философско-этимологическому анализу такого
понятия, как ;судьба;, показывает, с одной стороны, многозначность и многомерность
этого понятия, а с другой - крайнюю важность его для уяснения глубинных экзистенциальных
основ самого человека, что заставляет отнести ;судьбу; к архетипическим понятиям,
т.е. таким, которые задают каркас изначальной укорененности человека в мире вообще
и в социуме в частности. Как известно, архетипы - это всеобщие образы поведения
и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, не подвергшиеся
сознательной обработке. Можно даже сказать, что совокупность архетипов образует
собой основное содержание мифологического сознания.

И действительно, идея судьбы в мифологии занимает одно
из центральных мест наряду с такими, скажем, идеями, как идеи богов, героя, добра
и зла, духов, души, жертвоприношения, загробного мира, земли, мирового древа, неба,
огня, праздника, рождения и смерти, хаоса, царя, чудовищ, мирового яйца и мн. др.
Можно сразу отметить тесную связь рассматриваемого нами архетипа ;судьба; с перечисленными
выше - архетипами богов, добра и зла, рождения и смерти, а также с понятиями жизни,
справедливости, необходимости и случайности, детерминированности, суждения, суда
и возмездия, и др. Перечисленный ряд понятий и архетипов кажется весьма разбросанным,
пестрым и неопределенно широким, но это в силу того, что, как отмечалось, само понятие
(архетип) судьбы является многозначным и многомерным (см.: [5, с. 670]).
1.2. Трансформация мифологемы в философему как ее инволюция

Претерпев значительную эволюцию своего содержания и ценности,
идея судьбы из мифологемы превратилась в философему. Но если в качестве первой она
занимала, как указывалось, одно из центральных положений в сфере родо-общинного
и общинно-полисного менталитета древнего человека, то о последней этого отнюдь нельзя
сказать - было бы явным преувеличением утверждать, что идея судьбы в менталитете
современного человека занимает не то что центральное, но и сколько-нибудь важное
место. Налицо аксиологическая деградация этой идеи за последние две-три тысячи лет.
В силу этого и можно утверждать не столько об эволюции идеи судьбы, сколько о ее
инволюции(*1)

Однако, на мой взгляд, на пороге третьего тысячелетия она
должна занять достойное ей место, и менталитет человека будущего должен быть существенно
ориентирован именно на философему судьбы. Человек должен возвыситься до amor
fati - любви к судьбе, ибо, как отмечал Ф.Ницше, в этом состоит действительное величие
человека.
2. Понятие судьбы: лингвистическая компаративистика

Задача данной статьи все же существенно скромнее - показать
значимость для самоопределения человеком своего места в общественной системе (определение
им своего социального статуса и общественной самоценности, умение, и, главное, желание
определять собственную судьбу). Это связано с тем, что слово ;судьба; этимологически
связано со словом ;суд; и, по сути дела, они являются близкородственной парой, лексическая
связь между которыми имеет под собой архетипическое основание; и основание это конституировано
;суждением;, ;возмездием; и пр. понятиями этико-правового ряда древнего сознания.

Это легко обнаруживается даже при поверхностном анализе;
созвучие двух слов отнюдь не случайно - в русском языке они являются однокоренными
словами. Не беря на себя ответственности за окончательные выводы без дополнительного
лингвистического анализа аналогичного обстояния дел в других языках, замечу, что
в английском или немецком мы этого не обнаруживаем (англ. fate или destiny - судьба,
court of law/justice - суд; соотв. нем. Schicksal или Los - Gericht).
3. Мифологема судьбы

Филиацию суд - судьба мы можем фиксировать не только этимологически,
но и исторически (мифологически), что является первичней этимологии, которая лишь
закрепляет языковыми средствами онтологические реперы мифологической картины мира
(с помощью которой и конституируется топология социума на ранней стадии его развития).
3.1. Античная и славянская мифология

Уже в греческой мифологии обнаруживаем эту связь: мойры,
богини судьбы, являются дочерьми Зевса и Фемиды, богини правосудия (по одному из
вариантов, Hes. Theog. 901-906; по мнению Платона, они являются дочерьми богини
необходимости Ананке). ;В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается
в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. ... Когда
возобладали анимистические представления, магическая сила, заключенная в фетише,
стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью
человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. М. понимаются
теперь как рок (;то, что изречено;) и судьба (;то, что суждено;)...; [4].

В славянской мифологии эта связь выражена еще более отчетливо.
Так, в ней мы встречаем такого персонажа, как Суд (рус.), или Усуд (сербо-хорв.;
родственно рус. ;суд;, ;судьба;), являющегося существом, которое управляет судьбой.
С ним связаны персонифицированные воплощения судьбы - суденицы, определяющие судьбу
человека при его рождении. Они приходят после рождения ребенка в его дом, чтобы
;судить; или ;наречь; ему жизненную судьбу (см.: [5, с. 514]).
3.2. Инволюция идеи судьбы в христианстве

Идеологическое господство христианской мифологии и богословия
обрезало поле значений ;судьбы;, сведя их к минимуму, точнее, к одному-единственному,
являющемуся следствием монотеизма. Если язычество как многобожие исходило из многозначности
;судьбы;, понимавшаяся и как необходимость, и как случайность, и как то, что предопределено,
и стоявшая даже над богами, то христианство принципиально ограничило понятие судьбы:
оно заменяет его ;понятием божественного предвидения; [3], оно ;противопоставило
идее С. веру в осмысленное действие ;провидения;; [1]. Ф. Ницше, непримиримый критик
оного, замечает: ;Что означает ;нравственный миропорядок;? Что воля божия раз и
навсегда предписывает человеку, что ему делать и чего не делать. Что ценность народа
и отдельного человека измеряется степенью послушания их богу. Что в судьбах целого
народа и отдельного человека во всем царит воля бога, который карает и вознаграждает
по мере послушания ему; [7].
3.3. Судьба России и русская ;судьба;

Со времени появления в свет в начале века одноименной книги
Н.А. Бердяева, а то и раньше, стало привычным выражение ;судьба России;. И, видимо,
это не просто словосочетание,- в него вкладывается некий глубинный смысл, близкий
каждому из нас, а само слово ;судьба;, скорее, понимается как ;судьбоносность;,
а именно: судьбоносность России для мировых судеб, судеб человечества, взятых в
глобальном масштабе.

В силу этого и становится необходимым исследовать значения
самого слова ;судьба; - для того, чтобы разобраться в тех этимологических линиях
и изломах, которые исторически напластовались, в частности, вокруг словосочетания
;судьба России;. Это поможет нам понять если не всю трагичность ее, то в значительной
мере сердцевинное в ней, воплощающееся в феномене, который раскрывается перед нами,
сынами России, как извечная обеспокоенность ее судьбою, к смыслу которой мы постоянно
возвращаемся, рядим да судим. Видимо, нет у других народов такого этимологического
напряжения, которое мы встречаем в связке ;суд-судьба;, выраженной на русском языке;
может быть, поэтому другие делают свою судьбу, а мы о ней судим и ее судим. Не случайно
многие русские писатели и мыслители с искренней болью обращаются к судьбе России,
пытаясь не только ее судить, но и обустроить, хотя бы в мыслях, в духе своем, понять
ее неизбывную тайну, извечную загадку.
4. Современная лингвистическая ситуация

Несомненно, многообразие значений(*2) слова ;судьба; обусловлено
его изначальностью в лексическом составе и местом, занимаемом издавна в менталитете,
а также длительной эволюцией, которую оно претерпело к настоящему времени. Попытаемся
разобраться в напластованиях смысла.
4.1. Конкатенация ;суд-судьба; в русском языке

Рассмотрим поближе различные значения слова ;судьба; в
современном лексиконе.

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека,
ход жизненных событий.

2. Доля, участь.

3. История существования кого-чего-н.

4. Будущее, то, что случится, произойдет. Не судьба - не придется, не удастся, не суждено (см. судить
в 5 знач.). Не судьба нам жить вместе. ...

Судить 5. Предназначать (о чем-н. непредвиденном, как бы
не зависящем от воли человека). Суждено судьбой. Мне не суждено больше встретиться
с ним. Так рок судил или судьба судила. Судить да рядить (разг.) - обсуждать, толковать; [8, с.
675, 676].

Исходя из суждений С.И. Ожегова, этимологическая связь
пары суд-судьба в современной русской литературе значительно ослаблена. И лишь в
приведенном фразеологическом обороте есть отсылка при толковании не судьба как не
суждено к слову ;судить; в значении ;предназначать;. У Ожегова отмечены те значения,
которые и встречаются в литературе и современной разговорной речи.
4.2. Английский и грузинский языки: отсутствие конкатенации

На примере английского языка мы уже имели возможность в
этом убедиться. Я лишь приведу значения двух слов, выражающих ;судьбу; по-английски:
destiny 1) судьба, удел 2) неизбежный ход событий; неизбежность; глагол destine
1) назначать, предназначать 2) предопределять; fate 1. 1) рок, судьба; жребий, удел
2) гибель, смерть 2. предопределять [6, с. 206, 276 ].

Аналогично и в грузинском языке(*3) ;Беди; - судьба, но
суд - ;сасамартло;, происходящее от ;самартали; - право, в свою очередь, оно происходит
от ;мартали;, что означает правдивый, а его этимоном является слово ;марти; - сноровистый
(делающий что-нибудь быстро, но при этом правильно, истинно).
5. Философема судьбы
5.1. Судьба как вердикт суда

Выяснив родство, этимологическую близость слов ;суд;,
;судьба;, мы видим довление прежде всего значения этимона ;суд; как ;разбирательства
дел в суде;, государственном органе, ведающим ;разрешением гражданских споров и
рассмотрением уголовных дел;, либо общественном органе, рассматривающем ;проступки
членов какого-н. коллектива; [8, с. 675]. Довление этого значения обусловлено правовой
традицией современного общества (цивилизации), восходящей (или порожденной) к появлению
правовых способов урегулирования различных жизненных ситуаций в Древнем Риме. Конкатенация
;суд-судьба;, естественно, намного древнее правовой культуры общества и, как мы
могли видеть, восходит к временам, когда права в его древнеримском понимании и осуществлении
еще и в помине не было, т.е. к временам мифологического сознания древнего человека.
Поэтому мы должны заключить отсюда, что ;суд; имеет первоначальное значение ;суждения;,
или приводящееся у Ожегова последнее, пятое, значение - ;мнение, заключение;(*4).

Лишь намечая линию развития от мифологемы судьбы к ее философскому
осмыслению и постижению и имея в виду указанную выше конкатенацию ;суд-судьба;,
приведу знаменитое изречение Анаксимандра: ;Из чего происходит рождение всего сущего,
в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга
за несправедливость и согласно порядку времени;. По мнению Дж. Томсона, выражение
;получает возмездие; взято из этическо-правовой практики родового общества, а античная
философия зарождается именно в лоне мифологического мироотношения. Так что судьба
для родового сознания выражала, в частности, момент необходимости, внешне налагаемой
на поведение и саму жизнь человека, момент ;осуждения; его - суд жизни.
5.2. Инволюция философемы

В философских словарях мы находим значение, закрепленное
в латинском fatum, т.е. предопределенность, неизбежность, фатальность, что явилось
следствием христианской традиции, в лоне которой и произошла инволюция смыслового
поля ;судьбы;: ;понятие, выражающее представление о некой силе, предопределяющей
все события в жизни людей; [9]; в [1] уточняется область применимости этого понятия:
;в мифологии, в иррационалистич. филос. системах, а также в обывательском сознании
неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека;; ; предопределенность
событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять
на бытие человека, народа и т.д.;.

По-видимому, И. Кант был из тех немногих философов, которые
интуитивно понимали (или ощущали) всю глубину (может быть, лучше даже сказать -
бездну) смысловых наитий, открывающихся пристальному взору. Не поэтому ли в его
знаменитой ;Критике чистого разума; это слово встречается всего лишь единожды
(!) и то в негативном смысле(*5) : есть ;узурпированные понятия, например: счастье,
судьба, широко распространенные при почти всеобщей снисходительности, но иногда
вынуждаемые ответить на вопрос quid juris; в последнем случае дедукция их доставляет
немало затруднений, так как ни исходя из опыта, ни исходя из разума, нельзя привести
ни одного ясного основания, которое объясняло бы право пользования ими; [2, с.
92].
6. Итоги

Идея судьбы в определенном плане за последние тысячелетия
претерпела в своей эволюции негативные изменения, связанные, в частности, с потерей
части важной смысловой нагрузки в мировоззренческом аспекте. Мы практически утратили
в понятии ;судьба; конкатенативную связку ;суд-суждение (вердикт, если хотите)-судьба;.
По существу, как показывает философское и современное литературное словоупотребление,
за ;судьбой; закрепились те значения, которые можно свести к понятию предопределенности,
неизбежности и пр. И если для обыденного словоупотребления это еще является допустимым,
то отнюдь не для философского(*6).

Положительная экспликация понятия ;судьба; настоятельно
требует углубленного философского обоснования - необходима философская теория Судьбы
(в рамках которой судьба и раскрылась бы нам как Суд жизни, Суд бытия).

Есть суд совести - нравственность. Но есть и суд бытия
- онтология. Судьба.- Суд бытия - суть бытия...

Т.е. свертывании первоначального богатства значений и смыслов,
заложенных в ней, при ее трансформации из мифологемы в философему (и даже оставаясь
в рамках современного мифологического сознания, мы все равно имеем дело с инволюцией
- наследием того неизгладимого отпечатка, который наложило на современное сознание
христианство).

Как у любого слова архетипического ряда, зачастую несущего
в своем смысловом поле прямо противоположные значения.

Автор приносит благодарность М.Д.Купарашвили за любезную
консультацию по этому вопросу.

Также приведенный фразеологический оборот в этой словарной
статье свидетельствует об этом: пока суд да дело - ;пока что-н. происходит, длится,
тянется;, т.е. делу противопоставляется суждение, или говорение (слово).

А во второй его Критике, ;Критике практического разума;,
вообще ни разу (!).

Здесь неуместно сколь-нибудь подробное рассмотрение вопроса
о том, почему для философии неприемлемо данное понимание судьбы как некоей предопределенности,
ибо последняя, в какие бы она одежды не рядилась, - религиозные ли, сциентистские
ли,- не перестает быть крайне лживой и запутанной теорией будущего.- Футурология
как предопределенность есть упразднение самой себя: вскрытие показало, что больной
умер от вскрытия.
Список литературы

Аверинцев С.С. Судьба//Философский энциклопедический словарь.
М., 1983. С. 663.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.С. 442.

Лосев А.А. Мойры//Мифологический словарь.М., 1991. С.
374.

Мифологический словарь.

Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М., 1978.

Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов. М., 1989. С.
42.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.

Философский словарь. М., 1991. С. 442.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.