Антропология (anthropology)
П.В. Терешкович
Наука
о человеке; среди других подразделений она включает: Физиологию или ту отрасль
естественной науки, которая раскрывает в людях, животных и растениях тайны
органов и их функций; а также, и особенно, Психологию
или великую и в наше время слишком пренебрегаемую науку о душе, как о сущности,
отличной от духа, и об ее связи с духом и телом.
В
современной науке психология занимается лишь – или в основном – состояниями
нервной системы и почти полностью игнорирует психическую сущность и природу.
Врачи психологией называют науку о сумасшествии, и этим словом именуют кафедру
лунатизма в медицинских колледжах.
Реже – общая А. (general Anthropology) – преимущественно в
англоязычных странах – совокупность научных дисциплин, изучающих человечество
на всех исторических этапах его развития.
А.
фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации
различных групп людей, с другой стороны, на тех интегративных чертах, которые
позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические
дисциплины объединены рядом общих научных принципов и методологических
подходов, среди которых особо выделяется «принцип холизма, ориентирующий на
многоаспектный анализ изучаемых явлений.
Как
правило, к А. относят физическую А., археологию, антропологическую лингвистику
и культурную А. Физическая (или биологическая) А. исследует биологические
аспекты человеческого существования. В ее рамках выделяется палеонтология
человека (палеоантропология), изучающая проблемы происхождения и эволюции
человека как биологического вида. Ответвлением этого направления считается
приматология, ориентированная на исследование социальных форм поведения
человекообразных обезьян. Другое направление, с которым чаще всего
ассоциируется название физическая А., исследует расовую дифференциацию
человечества.
Археология
занимается анализом ископаемых материальных культурных объектов и
реконструкцией на этой основе культуры и образа жизни древних народов. С
достаточной степенью условности выделяют классическую археологию, изучающую
древние цивилизации Средиземноморья, доисторическую археологию, ориентированную
на исследование культур бесписьменных народов, и историческую археологию,
верхний временной предел исследований которой доходит до сер. 19 в. Существует
также представление об антропологической археологии как о субдисциплине,
решающей такие сложные комплексные проблемы, как этногенез народов,
доместификация животных или возникновение земледелия в различных регионах
планеты.
Антропологическая
лингвистика исследует различные формы человеческой коммуникации, включая язык.
В ее состав входит: историческая лингвистика, изучающая происхождение языка как
универсального феномена человеческой культуры, а также генезис и историческое
развитие отдельных языков; дискриптивная лингвистика – наука о фонетической и
грамматической структуре языков; этнолингвистика, акцентирующая свое внимание
на взаимодействии языка и конкретной культуры; социолингвистика, исследующая
социальную обусловленность речевого поведения различных групп людей.
Культурная
А. (реже – социальная А., социально-культурная А.) ориентирована на изучение
культур отдельных народов и человечества в целом. При этом выделяется
этнография – описание культур конкретных современных народов, и этнология –
сравнительный анализ и обобщение данных, собранных во время этнографических
экспедиций. Сама же культурная А. выступает в виде высшей формы генерализации
представлений об институтах культуры человечества, представленной в
универсальной интерэтнической форме. В структуре антропологических дисциплин
культурная А. занимает центральное место, так как, главным образом, именно в ее
рамках и ее представителями вырабатывались базовые теоретические положения,
характерные для А. в целом.
В
отдельных случаях в качестве самостоятельной антропологической дисциплины
выделяют прикладную А., ориентированную на решение конкретных проблем
(например, здравоохранения, образования, национальных меньшинств и т.д.).
Институциональное единство антропологических дисциплин в ряде случаев
(например, в Сша) достигается на уровне университетского образования в рамках
общих факультетов, а также на уровне профессиональных ассоциаций. В российской
традиции термин А. изначально закрепился за физической А., а за культурной А. –
этнография (последние годы – этнология).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/