Молодежный радикализм -причины и факторы
А. Е. Круглов
При
оценке современного состояния общества мы сталкиваемся с огромным разбросом
мнений и политических рецептов: от роптания на демократию до желания установить
жесткую власть, разрушить все до основания, а затем... Крайности всегда опасны
и чреваты для здоровья как отдельного человека, так и всего общества в целом.
Да, безусловно, ретроградство, стремление игнорировать громадные изменения в
общественной жизни за последнее десятилетие бесперспективны по своей сути.
Реформы по пути последовательного обновления всех сторон жизни нашего общества
с целью придать высокий динамизм и эффективность развитию экономики, социальной
сферы, культуры надо продолжать. Они должны способствовать повышению
благосостояния людей, их социальной защищенности, быть гарантией процветания и
укрепления Российского государства.
Это
приходится всякий раз подчеркивать, когда сталкиваешься (в последнее время, к
сожалению, все чаще и чаще) с таким явлением в общественной жизни, как
радикализм. При всей условности этого термина он, как представляется, наиболее
точно и выразительно отражает суть рассматриваемого явления.
Именно
сегодня, когда общество устало от бесконечных социальных конфликтов, в его
среде заметно сгустилась атмосфера ожидания чуда, лихорадочного поиска некой
панацеи, которая быстро и кардинально излечит от тяжелого недуга. Социальное
терпение, как не раз свидетельствовала история, в том числе и наша, чрезвычайно
опасно.
Само
по себе стремление решительно изменить нашу, прямо скажем, нелегкую жизнь
заслуживает одобрения. Но вот вопрос: какими средствами, какой ценой и, самое
главное, с какой целью?
Размышляя
над выступлениями и публичными заявлениями некоторых "радикалов" (как
они сами себя именуют), приходишь к выводу не только о несостоятельности и
маниловщине их программ вывода страны из кризиса, но и о вредности целого ряда
постулатов.
Собственно,
в нашем сегодняшнем положении радикальный взгляд на общество чаще всего
означает (схематично, разумеется) триаду: черное преступное
"советское" прошлое; трагическое "демократическое"
настоящее; светлое, но достаточно туманное и размытое капиталистическое
будущее, сулящее решение чуть ли не всех проблем.
Разумеется,
это несколько упрощенный взгляд на позицию некоторых радикалов. Но каждый, кто
побывал на митингах, сопровождающих предвыборные кампании в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской
Федерации, слышал выступления политических лидеров радикальных движений,
согласится, что подобный взгляд вполне обоснован.
Политические
радикалы, как правило, предлагают деморализованному и дезориентированному
стремительным нарастанием кризисных процессов обществу казалось бы простые и
четкие ответы на мучительные вопросы российской жизни - "что делать?"
и "кто виноват?" Звучат призывы к энергичному прямому действию,
зачастую к "революционному насилию", которое оправдывается
соображениями высшего порядка (интересами нации, социальной или
конфессиональной группы и т.д.). И здесь более чем уместен вопрос: "С кем
будет молодежь?" В силу своей психологической мобильности и отсутствия
устоявшейся системы ценностных категорий молодое поколение представляет собой
наиболее восприимчивую и манипулируемую часть общества.
Слабость
институтов гражданского общества и практическое отсутствие целенаправленного
воспитательного воздействия со стороны государства становится причиной
неудовлетворенности активной части молодежи в ее вполне естественном стремлении
к самоорганизации для достижения определенных целей нематериального порядка. В
советские времена подобные запросы удовлетворялись комсомольской организацией,
спортивными секциями, военно-спортивными клубами и т.д. В настоящее время любая
радикальная группировка, от ваххабитских "джамаатов" до первичных
организаций РНЕ и так называемых "лимоновцев", предлагает
озлобленному молодому человеку "влиться в ряды", "совместно
бороться против...", стать "соратником" и т.д.
Потребность
молодежи в социальной самоидентификации в значительной степени удовлетворяется
военизированным характером и закрытостью для непосвященных многих политических
структур радикального толка. Традиционная мусульманская одежда и борода
ваххабита представляет собой такой же знак отличия от "чужих", как
черная униформа и руническая эмблема соратника РНЕ. Коллективные молитвенные
собрания и марши скандирующих лозунги штурмовиков в униформе - явления одного
порядка, призванные подчеркнуть сплоченность группы.
Членство
в радикальных политических и религиозных группировках удовлетворяет
подсознательное чувство протеста значительной массы молодых людей против
тотальной коммерциализации всех сфер жизни общества. Экстремистские организации
весьма успешно эксплуатируют подсознательную потребность молодых пассионариев в
бескорыстном служении идее, в самопожертвовании, в стремлении к подвигу.
Радикалы дают молодежи реальную возможность почувствовать себя дееспособной
частью общества, а не только "...новым поколением, выбирающим пепси".
Максимально
используя мотивацию идеального характера, понятия чести, долга, верности,
служения (нации, Аллаху, фюреру и т.д.), радикальные политические группировки
далеки от недооценки факторов и материального стимулирования. Организации
русских националистов активно способствуют трудоустройству своих соратников,
стараясь внедрить "идеологически проверенные" кадры в силовые и
охранные структуры. Щедро спонсируемые из-за рубежа ваххабиты выплачивают
"стипендию" молодым террористам, которые обучаются в лагерях Басаева
и Хаттаба. Национал-радикальные организации в республиках Северного Кавказа
способствуют продвижению своих сторонников на ведущие позиции в государственных
и коммерческих структурах.
В
условиях нарастающей криминализации общества, фактической беззащитности граждан
перед преступными элементами политики-радикалы рекламируют готовые рецепты
борьбы с данным социальным злом. Националисты предлагают вернуться к
традиционным правилам общежития, использовать для разрешения конфликтов нормы
обычного права (кровную месть и т.д.). Ваххабиты видят путь решения проблемы в
неуклонном соблюдении законов шариата.
После
распада СССР повседневным явлением стал рост преступлений на межнациональной
почве, обусловленный неспособностью и нежеланием властей защищать русскоязычное
население Северного Кавказа от посягательств бандитских группировок, состоящих
из представителей "титульных" национальностей. Подобное положение
вещей активно использовали в пропагандистской и вербовочной работе члены РНЕ.
После террористических актов в Москве, Волгодонске и городах Кавказских
Минеральных вод "образ врага" в лице кавказцев практически не
нуждается в комментариях. В Ростовской области именно русские националисты,
опередив органы правопорядка, проявили инициативу в организации охраны жилых
кварталов от террористов.
Одним
из тезисов идеологического обеспечения агрессии исламских радикалов в Дагестане
стало требование смены и осуждения (по законам шариата) коррумпированного
руководства республики. Эта тема близка и понятна большей части населения, в
особенности безработной молодежи. Известный своей радикально исламской
фразеологией лидер "Исламского комитета" Г. Джемаль попытался с
помощью телевидения транслировать указанный тезис ("... ваххабиты ведут
борьбу с преступностью...") на общероссийскую аудиторию.
Принадлежность
к радикальной политической организации автоматически снимает в неокрепшем
сознании молодого человека многие "барьеры", связанные с законностью
предпринимаемых им политических действий. С одной стороны, он совершает
уголовно наказуемые деяния или призывает к совершению их в отношении
"чужих" (т.е. стоящих вне навязываемых его организацией обществу
законов), с другой стороны, сам применяет насилие в целях предотвращения или
пресечения противоправных (с его точки зрения) действий оппонентов.
Периодически
возникающие на Кавказе межэтнические конфликты и военные столкновения
обеспечивают радикальные политические группировки весьма перспективным
"резервом" в лице воевавших в "горячих точках" молодых
людей, привыкших к насилию и дисциплине.
Низкий
уровень идеологической работы в государственных силовых структурах делает
мотивацию сражающегося солдата сугубо личной (месть за погибших товарищей,
ненависть к чеченцам и т.д.) и в конечном счете приводит к разочарованию и
озлоблению против государства. В дальнейшем пропаганда радикалов попадает на
подготовленную почву, в сознании прошедшего войну молодого человека совершается
переход от пассивной враждебности к существующему порядку вещей в обществе, к
необходимости его изменения насильственным путем.
Молодому
ветерану войны представляется необходимым радикально изменить общественные
отношения, сделав их более справедливыми с его точки зрения. Как правило,
модель будущего государства видится ему весьма туманно, предпочтение отдается
нередко оторванным от реальности формам. Манипулируя ими, определенные силы
наращивают усилия по дальнейшему развалу единого и некогда могучего
государства. Хаос и анархия всегда были желанной средой для различного рода
политических авантюристов всех мастей и окрасок, честолюбцев, маниакально
одержимых жаждой власти, люмпенизированного социального элемента и просто
уголовников, а также различного рода пророков, предсказателей дальнейшей судьбы
общества. Именно они "подогревают" интерес к радикализму, служат его
рупором и рассадником.
В
настоящее время целый ряд политических группировок и их лидеров, прорываясь к
политической власти, активно использует националистические,
религиозно-экстремистские и популистские лозунги, все активнее привлекает на
свою сторону молодежь. Активность появления радикальных молодежных организаций
приходится на начало 90-х годов. Как правило, основу этих организаций
составляет молодежь, вышедшая из так называемых "скинхэдов" и
"гопников".
Практически
все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм.
Идеальным политическим деятелем для них является Адольф Гитлер и лидеры
ку-клукс-клана, а идеальным режимом - немецкий национал-социализм.
Новое
неформальное молодежное движение скинхэдов или, как они себя называют, ультрас
является принципиально новым элементом в молодежном движении. Несмотря на ряд
слабых сторон (отсутствие четкой программы, структуры и авторитетных лидеров),
оно представляет значительную угрозу: наиболее активные члены движения не
только высказывают крайне-националистические идеи, но и совершают конкретные
противоправные действия (поджоги автомашин, избиение выходцев с Северного
Кавказа).
В
середине 90-х гг. появляется новое явление в молодежной криминальной
субкультуре - "гопники", не контролируемое организованной
преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя
как "культурные враги" большинства молодежных субкультур: байкеров,
рейвер-роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной
субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на
периферию.
Что
касается других радикальных молодёжных движений, то к их числу можно отнести
региональные отделения организации "Русское воинское сословие"
(известны как "варвары") с центрами в Москве и Ростове-на-Дону.
"Русское
воинское сословие" (РВС) активно проявило себя с 1999 года и существует на
базе спортивных клубов по славяно-горицкой борьбе. Основной целью движения
является сохранение этнической общности русского народа посредством создания
так называемых "варварских кланов" - сообществ людей, родственных по
образу жизни, системе взглядов, убеждений и нравов, и "захват ими
жизненного пространства" в противовес кавказским кланам. По словам лидеров
РВС, "варвары" - это воинство, которое в случае необходимости нужно
только вооружить. "Варвар" проходит специальную программу
военно-прикладной и физической подготовки и в дальнейшем должен поддерживать
уровень своей боеготовности индивидуально.
Одной
из немногочисленных радикальных молодежных организаций, но уже заявившей о
себе, является неформальное объединение "Молодежная анархистская
группа" (МАГ), представленная в Москве, Ярославле, Краснодаре, Волгограде
и Ростове-на-Дону. Члены МАГ выступают против существования институтов
государства, пропагандируют экстремистские формы борьбы с органами
государственной власти. Они периодически распространяют рукописные листовки с
призывами осуществления насильственных действий в отношении военнослужащих,
чиновников, священнослужителей, организовывают несанкционированные шествия с
антивоенными плакатами. Члены МАГ проводят активную агитационную работу,
направленную на уклонение молодежи от призыва в ряды Вооруженных Сил России.
Несмотря
на то, что причины и факторы политического радикализма исследуются политологией
и социологией на протяжении длительного периода времени, споры по этим
проблемам продолжаются и поныне. В самом общем виде эти причины и факторы
делятся на социально-экономические, социально-психологические, этнокультурные и
институционально-правовые.
В
качестве основного показателя обычно называют социально-экономическое
неравенство. В современной России разрыв между богатыми и бедными увеличивается
- по некоторым подсчетам, разрыв между уровнем дохода 10% самых бедных и 10%
самых богатых россиян во много раз превышает аналогичный показатель в странах
Запада. По данным многих опросов, произошло не только фактическое падение
жизненного уровня большинства населения страны, но и рост недовольства этого
большинства своим материальным положением. В России ситуация усугубляется еще и
тем, что значительная доля граждан (от 40% до 65% в разных исследованиях)
критически оценивают проводимую правительством экономическую реформу.
Социально-психологические
аспекты политического радикализма связаны с феноменом массовых политических
настроений. Радикализм заметно активизируется в периоды кризисного обострения
обстановки или коренной перестройки общественно-государственной и социальной
структур. В эти периоды общественное мнение, морально подготовленное к
переменам, ищет быстрейшие пути выхода из кризисной ситуации, усматривая
возможность решения прежде всего радикальными средствами как наиболее
эффективными и требующими кратких по времени сроков. Проявляет себя объективная
закономерность: чем тяжелее ситуация в стране, тем общественное сознание больше
подготовлено к восприятию самых радикальных способов выхода из кризиса.
Внезапно охватившие западный мир в конце 60-х годов многочисленные
"движения протеста", проявления "контркультуры"
способствовали росту политического радикализма и политического терроризма.
Взрыв массовых настроений политического протеста наблюдался в конце 80-х годов
в странах Восточной Европы, а затем и на территории Советского Союза.
Применительно к России социально-экономический упадок общества, ухудшение
геополитического и стратегического положения страны, взлет преступности и
насилия породили и сопровождались ростом массовых ощущений дискомфорта,
национального унижения, неудовлетворенности условиями жизни, пессимистической
оценкой своего будущего, ощущения несправедливости социально-экономической
политики правительства, готовности населения воспринять любую экономическую
программу и даже поверить в то, что одними зарубежными инвестициями можно
вывести страну из кризиса.
Этнокультурные
факторы и причины связаны с особенностями этнонациональных традиций и
политической культуры того или иного народа или этнорелигиозной общности. Вряд
ли случайно, что политический радикализм и экстремизм в современном мире бурно
процветает в Алжире, Иране, Афганистане и на территории бывшего СССР - в
Таджикистане и Закавказье. Вместе с тем, следует избегать опасности подмены
этнонациональной политической культуры, которая сказывается и закрепляется в
течение длительного исторического опыта, массовыми политическими настроениями
той же нации или этнорелигиозной общности, которые носят временный характер.
Институционально-правовые
факторы и причины характеризуют влияние на политический радикализм особенностей
политико-государственного устройства, права и правовых институтов и их
функционирования. Так, авторитарные политические режимы, насилие и репрессии со
стороны государственных (в том числе правоохранительных) органов, армии рано
или поздно порождают ответный политический экстремизм. Свыше половины
существующих на сегодня государств мира содержат в тюрьмах людей за их
убеждения. В настоящее время более 60 государств прибегают к пыткам и другим
видам государственного террора в отношении инакомыслящих и политической оппозиции.
Согласно оценкам самих западных исследователей, даже в условиях западной
либеральной демократии правовые и иные государственные институты подвергают
отдельных граждан неоправданному физическому или символическому насилию,
принудительному подчинению государственно-политическому режиму или частной
власти. Наряду с названными причинами и факторами политического радикализма
следует назвать влияние внешней окружающей государство среды. Это влияние может
проявляться в форме дискриминации русскоязычного населения в ряде бывших
союзных республик или прямого иностранного вмешательства одного государства во
внутренние дела другого государства.
Наконец,
акты политического радикализма всегда тесно связаны с психическими и другими
личностными чертами политических деятелей. Лидеры радикальных течений не
обременяют себя глубокими размышлениями о конечных целях и судьбах своего
народа, основное внимание сосредоточивается прежде всего на разрушении
существующей модели государственно-экономического развития, компрометации
действовавших институтов власти, видных государственных и общественных деятелей
и т.п.
Внимательный
анализ тех, кто возглавляет радикальные движения, показывает, что
социально-психологический портрет этих людей характеризуют такие качества, как
авантюризм, эгоцентризм, политическая безответственность и игнорирование не
только объективных законов общественного развития, но и воли собственного
народа.
Развитие
радикальных настроений и рецептов преобразования действительности во многом
связано с недостаточной гибкостью, способностью к саморазвитию и
самореформированию общественно-политических структур, запаздыванием с
адекватной реакцией на динамично развивающиеся экономические,
социально-политические и духовные процессы общественной жизни.
Источником
радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической
культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии
традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.
В
своих концепциях, установках и программах радикалы, как правило, демонстрируют
тотальное отрицание всех имеющихся достижений предшественников, стремятся разом
решить все накопившиеся общественные проблемы, выступают за полное разрушение
общественного здания, забывая о том, что последующим поколениям придется долгое
время жить на его руинах и пепелище.
Совокупность
основных программных заявлений радикалов грешит теми же пороками субъективизма
и волевого подталкивания естественно-исторического процесса развития, которые
они громогласно инкриминируют своим историческим и нынешним политическим
оппонентам.
В
заключение этой статьи хотелось бы еще раз отметить насущную необходимость и
своевременность усиления внимания к жизни молодежи. Именно в этой питательной
среде имеют обыкновение зарождаться разнообразные революционные вирусы с весьма
ярко выраженными радикальными и экстремистскими проявлениями. И тем более
странным выглядит тот очевидный на сегодня факт, что до сих пор в России не
появилось ни одного сколько-нибудь всерьез общепринятого молодежного лидера.
Подобный лидер не может быть сегодня ни красным ни белым, он не может
принадлежать к какой-либо четко очерченной политической конфигурации. Учитывая
нынешний социальный состав молодежи, очевидно, что лидером здесь может стать
только представитель (и выразитель) идеологии взбесившегося буржуа - низший
средний класс, а в области теории - смесь лево-правого радикализма.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru