Начало философии. Греческие мудрецы.
"Философия" ( от греческого phileo - люблю, и sophia - мудрость ) -
буквально означает "любовь к мудрости". По некоторым историческим
свидетельствам, слово"философ" было впервые употреблено греческим
математиком и мыслителем Пифагором ( 6 век до н.э. ) по отношению к людям,
стремящимся квысокой мудрости и правильному образу жизни. В отличие
мифологического и религиозного миросозерцания философская сысль представляла
собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которго
стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ,
обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел,
сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя ихсфере
художественного творчества. С другой стороны, бытующие внароде мифы
подвергаются пересмотру с позиций разума, илипридается новое, смысловое,
рациональное истолкование. Развитие философской мысли, таким образом,
означало не только прогрессирующее отмежеваниеот мифологии,но и разрыв
узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.Кроме
познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его
судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Возникновение ее
означало появление новой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с
жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В
древнегреческой философии было схвачено и передано последующимвекам ценное
прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно - лишь одна
из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетаниис ценностями
человеческой мысли. Мудрость - это не что-то готовое, что можно открыть,
выучить, затвердить и использовать.Это стремление, поиск, требующий
напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек
должен пройти.
В античной Греции философия формируется в тотпериод, когдасмысл
человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Это
выражалось в том, что прежние традиционно-мифологическиепредставления
рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою
неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис
мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло
экономическое развитие Греции в 9-8 годах до н.э., возникновение и расширение
греческих колоний, увеличение богатства и егоперераспределение. Носамым
важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде
незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводилона мысль об
относительности, условности их собственных социальных и политических
установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению
прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных
нравственных ориентиров. Все это требовало от индивида новой жизненной
позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала
человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, ачерез
собственный разум. Критикуя старое мировоззрение, она, таким образом,
подводила фундамент под новое.
Спецификой греческой философии, особенно вначальный период ее
развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Не случайно первымх греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена,
несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли
"физиками", от греческого "physis" - природа.Направленностьих интересов
определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих
верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из
важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией
и философией было существенное развитие. Миф повествовал о том, кто родил все
сущее, а философия спрашивало, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут
некое первоначало, из которого всепроизошло. Само же первоначало
представляло не просто вещество, как понимаетего современная физика или
химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее
одушевленные существа. Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о
причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и
онтологизм древней философии( "онтология"- "учение о бытии" ). Ее
центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает
неизменных вовсех своих изменчивых формах, а что только кажется
существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет
рациональные ( или представляющимися таковыми ) объяснения происхождения и
сущности мира. На место мифологического порождения уфилософов становится
причина.
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная
диалектика мышления ( диалектика - общая теория развития, учение о развитии и
связях бытия, также само развитие ). Они рассматривают космос как непрерывно
изменяющееся целое, в которомнеизменное и самотождественное первоначало
предстает в различных формах,испытывая всевозможные превращения. Однако
диалектика натурфилософов, как и все их мышление,еще не свободна от
образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не
заняла сколько-нибудь заметного места.
Древнегреческая философия возникла не в собственно Греции, не на
Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских
городах западного побережья Малой Азии. Первые материалистические учения на
грани 7-6 веков до н.э. возникли в Милете - крупнейшем на то время из всех
малоазийских городов. Здесь последовательно жили и учили три мыслителя:
Фалес,Анаксимандр иАнаксимен. Задавшись вопросом о том, откуда все
возникает, и во что все преващается,они искали начало происхождения и
изменения всех вещей. Все трое сочетали философское исследование, атакже
зачатки научного исследования с запросами и задачами разносторонней
практической деятельности. Однако собранные и самостоятельно добытые ими
знания являются для них не отдельными истинами наук ( которых еще не было ),
и не только основой для практического действия, но прежде всего элементами
цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления вмысли
об общем для них вещественном первоначале.
Первым в рядумилетских философов был Фалес. Этобыл деятель,
соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом о
строении мироздания. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав
удачное предсказание солнечного затмения 585 годадо н.э. Дляэтого
предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии
астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской
науки. Свои географические, астрономические и физические познанияФалес
связал в стройное философское представление о мире,материалистическое в
основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал,
что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или "воды". Все
постоянно рождается из этого единого первоисточника. Сама Земля держится на
воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или
доска на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало "воды" и
вся произошедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности.
Примером и доказательством Фалес приводит янтарь и магнит:они способны
приводить тела в движение, следовательно - имеют душу.
Младший современник Фалеса Анаксимандр призналедиными постоянным
источником рождения всех вещей уже не "воду" и вообще не какое-либо отдельное
вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого
и холодного, дающие начало всм веществам. Это первоначало, отличное от других
веществ, не имеет границ, и поэтому есть "беспредельное", илиапейрон. Все
обособившееся от беспредельного должноза свою "вину" вернуться внего.
Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из апейрона выделяется новый мир,
и этой смене миров нет конца.
Последний в ряду милетскх философов - Анаксимен, развилновые
представления о мире. Приняв в качестве первовещества "воздух", он ввел новую
и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из
воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни иогонь."Воздух" для
него - дыхание, обнимающее весь мир подобно тому, как душа, будучи дыханием,
держит нас. По природе своей "воздух" - род пара или темного облака и сродни
пустоте.
Выходцем с греческого Востока был также Пифагор с Самоса,
переселившийся при тиране Поликрате в Южную Италию, где он основал в городе
Кротоне религиозную общину ( союз пифагорейцев ). Сам Пифагор ничего не
писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 веках значительную
эволюцию, поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагор очень трудно.
По - видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозногосодержания и
предписаний, заключало в себе и некотороефилософское мировоззрение с
невыделившимися из общего его состава научными представлениями. На его
философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Можно полагать,
что в арифметике Пифагор исследовалсуммы рядов чисел, в геометрии -
элементарные свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные
ему впоследствии открытия "теоремы Пифагора"и несоизмеримости отношения
между диагональю и стороной квадрата.
Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По
учению Пифагора, мир - живое иогненное шаровидное тело. Мир вдыхает из
окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же
самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяети обособляет
вещи. В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их
предшественников, милетцев, выступают характерные для первого периода
древнегреческой философии зародыши будущих разногласий. Впоследствии, все
усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже
не прекращающейся в дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.