Спорт и
политика: социологический анализ взаимодействия в странах СНГ
Проблемы
диалектических взаимосвязей "политика-спорт", давно переставшие быть
сугубо академическими на Западе, в 90-е гг. привлекли внимание харьковских
ученых из старейшего на Украине института физической культуры. Напомним о
многих публикациях, о создании творческого коллектива с участием зарубежных
исследова телей, социологов Харьковского национального университета,
специалистов по математической статистике и др. Такое внимание к этой
сравнительно новой на просторах СНГ теме не случайно.
Спорт как
важнейшее общественное явление ХХ в., вопреки идеалистической формуле П.
Кубертена, не может отгородиться китайской стеной от социально-экономических и
политических процессов. Известные отечественные исследователи В. Платонов и С.
Гуськов, впервые затронув проблему в книге "Олимпийский спорт",
доказали это своим историческим экскурсом.
Можно с
определенной долей условности построить кривую, показывающую эволюцию и
метаморфозы во взаимоотношениях политики и спорта. В послевоенные десятилетия
кривая приобретает экспоненциальный вид и названное взаимодействие
лавинообразно разрастается вширь и вглубь.
Этот феномен
стал объектом пристального внимания западных авторов (Г. Гофмана, М. Лойпердин
гера, Д. Харгривса, Р. Эспи и др.), докторских диссертаций Ю.Р. Окафора, А.Р.
Платта, Р. Тейта, М.Б. Винокура, десятков других исследователей.
В то же время
особенности политического режима в СССР и других соцстранах, прежде всего
компартийная монополия в политике и идеологии, наложили специфический отпечаток
на характер взаимосвязей "политика-спорт". Это было жесткое
подчинение спорта официальным догмам государства, причем без малейшего влияния
спорта, известных спортсменов на политический процесс. Поэтому и не запомнились
сколько-нибудь серьезные исследования в сфере этого взаимодействия.
Уже в первое
посткоммунистическое десятилетие произошли отчетливые изменения. Это растущее
взаимопритяжение спорта и политики в России, на Украине, в Белоруссии ждет
своих исследователей.
Назовем
несколько взаимосвязанных причин.
1. Эти страны в
послевоенную эпоху были великими спортивными державами.
2. В период
острейшего социально-экономического кризиса, невиданного для мирного времени
хозяйственного развала физическая культура и спорт во многом сохранили свои
передовые позиции в мире.
3. Сегодняшняя
политическая система в России и на Украине характеризуется крайним
(поляризованным) плюрализмом и даже атомизированной партийной системой (по
известной классификации Дж. Сартори). В этих условиях умелое использование
спорта и великих спортсменов как объектов всенародной любви оборачивается
солидными политическими дивидендами.
Специфика
переходного периода, острая борьба за власть в странах СНГ заставляют опираться
на спортсменов не меньше, чем на деятелей культуры, науки, шоу-бизнеса. (По
гипотезе авторов - с приоритетным ростом роли спорта в этом ряду.)
В. Платонов и
С. Гуськов называют 6 направлений использования спорта в политических целях.
Можно предложить и другие классификации этих взаимовлияний:
- во
внутриполитической жизни и внешнеполитических отношениях;
- по конкретным
проявлениям взаимосвязей;
- с точки
зрения позитивов и негативов этого взаимодействия и т.д.
Особый акцент
мы делаем на практическом анализе этого явления в нынешних условиях Украины,
России, Белоруссии и других стран СНГ. (Можно насчитать несколько десятков его
конкретных проявлений.) Назовем несколько наиболее приметных.
1.
Непосредственное "вхождение" в большую политику спортивной элиты (или
использование их политической элитой). Вспомним В. Борзова и О. Блохина в
"первых пятерках" "Руха" и "Громады",
коллективное представительство футболистов киевского "Динамо" в
СДПУ(о) в украинских выборных баталиях 1998 г. или участие великого Ю. Власова
в президентской кампании 1996 г. в России, когда он даже в условиях жестокой
информационной локады по количеству голосов почти не уступил М. Горбачеву и
опередил миллиардера В. Брынцалова. Наконец, роль не менее знаменитого
А.Карелина в достижении феноменального успеха предвыборного блока
"Единство" ("Медведь") на думских выборах 1999 г.
2. Приход к
руководству НОКами, международными и национальными спортивными федерациями
президентов, премьеров, министров: А. Лукашенко как президента НОКа Белоруссии,
К. Илюмжинова в качестве президента НОКа Калмыкии и Международной шахматной
федерации, В. Пустовойтенко как президента федерации футбола Украины. Такие
примеры характерны разве что для коммунистических Китая, Кубы,
посткоммунистической Румынии, арабских стран - Ирака, Саудовской Аравии,
Объединенных Арабских Эмиратов.
3.
Расширяющееся использование спортивного рычага избирательных кампаний через
средства массовой информации.
Для
подтверждения гипотезы о возрастающем взаимовлиянии политики и спорта авторы
накануне парламентских выборов 1998 г. провели экспертный опрос ряда украинских
специалистов. В социологическом исследовании были задействованы 2 группы, по 30
человек в каждой. Репрезентативность и качество опроса обеспечивались
профессиональным и научным уровнем респондентов. Первую группу
("политиков") представляли депутаты Верховной Рады XIII и XIV
созывов, партийные деятели, ректоры и проректоры ряда вузов,
профессора-политологи, а также молодые ученые. Во второй группе ("деятелей
спорта и спортсменов") - ректоры и проректоры, заведующие кафедрами
физкультурных вузов, заслуженные работники физической культуры и спорта,
олимпийские и мировые чемпионы, молодые преподавате ли и аспиранты.
Авторы
предложили респондентам высказать свое видение проблемы "спорт и
политика", отвечая на 6 главных и ряд дополнительных вопросов, которые
задавались в ходе интервью или беседы. При всей неожиданности и даже парадоксальности
нескольких ответов отметим главное. Абсолютное большинство респондентов были
единодушны: крепнущий союз политики и спорта - это объективное явление,
порождение возрастающего общественно-экономического значения, необыкновенной
популярности физической культуры и спорта. Вместе с тем эти взаимосвязи в наших
условиях еще недостаточно изучены, требуют серьезного научного и прежде всего
социологического анализа. Но уже сегодня специалисты осознают опасности
использования спорта как инструмента "грязной политики". Отсюда и
призывы вернуть ему первоначальное предназначение посла мира, дружбы между
народами, дружеского соперничества вместо войны и взаимной ненависти.
Анализ этого
взаимодействия с привлечени ем широкой гаммы социологических методов весьма
перспективен. Представляются интересными и методики "Независимой
газеты" и российских социологических служб "Vox populi" и
Агентства экономических новостей с переносом их на рейтинговую оценку уровня
взаимосвязей спорта и политики.
Уже сегодня
такое исследование позволило сформулировать несколько динамических
закономерностей взаимодействия.
1. Это явное
проявление все большего влияния политики на спорт (с одновременным возрастанием
и обратных связей).
2. Это
непрерывное расширение взаимовлияния в ХХ столетии, возникновение все новых его
направлений и форм.
3. Это все
более очевидное превращение спорта в важный фактор политического процесса,
борьбы за политическую власть, в один из самых эффективных рычагов
избирательных кампаний.
И если 2-3
десятилетия назад можно было говорить об одностороннем влиянии политики на
спортивную жизнь (точнее, о вмешательстве в нее вопреки идеалистической формуле
П. Кубертена), то сегодня речь идет о диалектических, углубляющихся и
разносторонних взаимосвязях.
Главный вывод:
диалектика политики и спорта представляет не только академический, но и
возрастающий практический интерес для современного политического процесса
государств СНГ.
Авторы убеждены
в необходимости дальнейшего, в том числе коллективного, исследования этого
явления, пока еще остающегося "терра инкогнита" в
посткоммунистическом мире. Особую актуальность приобретают:
- определение
механизмов усиления политического представительства спорта в органах
государственной власти, законного лоббирования его интересов;
- эффективное
использование всей системы СМИ для пропагандистского обеспечения и расширения
представительства спортсменов и спортивных деятелей в законодательных и
исполнительных органах власти;
- разработка в
рамках "паблик рилейшнз" теории и методики такого
информационно-пропагандистского обеспечения.
Список
литературы
Н. Олейник, В.
Ашанин, О. Камаев, В. Кудиненко, Л. Таран, Л. Эпштейн, Харьковский
государственный институт физической культуры. Спорт и политика: социологический
анализ взаимодействия в странах СНГ.