Основные
направления паблик рилейшнз в международном олимпийском движении
Международное
олимпийское движение (МОД) применяет механизмы паблик рилейшнз для обеспечения
своей жизнестойкости практически с момента возрождения.
Эффективность
любого международного проекта напрямую зависит от необходимости сохранять
поддержку общественности, что, применительно к олимпийской идее, объединяет
людей разных политических, культурных и религиозных взглядов и убеждений. На
настоящий момент Международный олимпийский комитет (МОК) имеет собственные
пресс-службу и PR-отдел. Основными задачами этих служб являются работа со
средствами массовой информации, формирование общественного мнения, участие в
общественной жизни.Рассмотрим каждое из вышеназванных направлений более
подробно.
Работа со
средствами массовой информации. Эта работа ведется под руководством нескольких
Комиссий МОК (по связям с прессой, радио, телевидением, комплексными средствами
массовой информации) и отдела по контролю и координации деятельности.
Деятельность названных подразделений во многом и формирует общественное мнение,
определяет значимость олимпийского движения.
Работа со
средствами массовой информации отличается от всех прочих приемов ведения
PR-кампаний рядом важных особенностей и позволяет:
- создавать
максимально информативные коммуникации , неограниченно расширять их;
- более полно и
своевременно информировать общественность;
- максимально
оперативно реагировать на меняющуюся экономическую и политическую конъюнктуру.
Анализ
исторического материала позволяет говорить о том, что пишущая пресса
сопровождает Игры с момента их возрождения, причем количество печатных изданий,
уделяющих им внимание, неуклонно возрастает с каждым Олимпийским циклом. Если
вначале Игры освещались только в разделе светских событий и новостей, то сейчас
им посвящаются даже целые специализированные издания.
Что касается
радио, то первый радиоотчет о результатах соревнований был передан
"Маркони Телеграф Компани" в 1908 г., а с 1924 г. Игры стали
постоянно освещаться с помощью средств радиовещания.
Исследования
последних лет (K. Dollar, M. de Moragas, N. Rivendurgh, M. Payne и др.)
показали, что основным источником информации о событиях олимпийского движения
является телевидение . Впрочем, это не только СМИ, но и мощнейшая
PR-технология. Еще в начале века (так называемый период кинохроник)
предпринимались попытки популяризации олимпийского движения с помощью кинематографа:
создаются киноотчеты о важнейших событиях на Олимпийских играх. В современном
мире о возможностях телевидения с точки зрения PR-деятельности говорить не
приходится.
Последним по
времени появления СМИ стала сеть Internet. Следует помнить, что всемирная
информаци онная сеть - это широчайшая информационная среда, состоящая из
разного рода сведений (группы новостей, форумы, чаты, специализированные сайты,
крупные порталы, каталоги ресурсов, электронные библиотеки).
Поэтому одни из
важных задач PR-специалистов - целенаправленный отбор и активная работа с
разными видами сайтов, их использование в интересах заказчика.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ
Год
Печатные издания
Радиовещание
Телетрансляции
Интернет-технологии
ОСВЕЩЕНИЕ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
1896
X
1900
X
1904
X
1908
X
O
1912
X
1920
X
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЕ
1924
X
O
1928
X
O
1932
X
O
1936
X
O
*
1948
X
O
*
1952
X
O
*
1956
X
O
*
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, РАДИОВЕЩАНИЕ,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
1960
X
O
*
1964
X
O
*
1968
X
O
*
1972
X
O
*
1976
X
O
*
1980
X
O
*
1984
X
O
*
1988
X
O
*
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1992
X
O
*
W
1994
X
O
*
W
1996
X
O
*
W
1998
X
O
*
W
2000
X
O
*
W
Попробуем
структурировать различные группы сайтов, содержащих информацию об олимпийском
движении.
1. Сайты,
принадлежащие субъектам МОД и органам руководства физической культурой и
спортом, содержат ценную информацию об истории развития олимпийского движения,
о тех или иных видах спорта и статистику всех спортивных соревнований последних
лет и анализируют выступление отдельных стран и атлетов (olympic.org, roc.ru,
ioa.forthnet.gr и др.).
2. Сайты,
принадлежащие электронным СМИ, научно-теоретическим журналам и научным
библиотекам, включая сайты информационных изданий, специализи
рованные
научно-теоретические издания и электронные библиографические каталоги
(sport-express.ru, sportland.nrod.ru, tpfk.infosport.ru и др.).
3. Сайты,
содержащие научную и научно-техни ческую информацию, распространяемую научными
институтами, физкультурными учебными заведениями.
4. К этой
группе можно отнести сайты, содержащие общие и отраслевые базы данных,
создаваемые специализированными организациями и частными лицами-энтузиастами.
Здесь
содержится разнообразная информация: от пресс-релизов и протоколов соревнований
до биографий членов олимпийского комитета. Как пример можно привести сайты
отдельных видов спорта (swimming.ru, wrestling.ru, snowboard.ru), спортивные
странички отдельных спортсменов (karelin.ru) и т.д. Один из самых
представительных в России сайтов по спортивной тематике - www.infosport.ru.
5.
Разнообразный информационный "мусор", не поддающийся какой бы то ни
было классификации (отрывочные сведения, сайты-однодневки, анонимные баннеры и
т.д.).
Интернет
накладывает существенный отпечаток на всю совокупность приемов проведения
PR-кампании в целом, и в сфере физической культуры и спорта в частности и
предлагает заманчивые возможности в будущем.
Анализируя
вышеприведенные данные, можно выделить основные периоды внедрения
информационных технологий в олимпийское движение:
- 1896-1924 гг.
- печатные издания, многочисленные газеты, журналы, информационные бюллетени и
рекламные проспекты;
- 1924-1960 гг.
- печатные издания и радиовеща ние, пробные локальные телетрансляции, поиск
путей для их коммерческого использования;
- 1960-1992 гг.
- печатные издания и радиовеща ние, телевидение, а также введение их в
программы привлечения инвестиций;
- 1992-2000 гг.
- глобальное информационное обеспечение, освещение Игр с помощью всех
существующих средств коммуникации.
Формирование
общественного мнения. Кризисные факторы, как-то: проблема допинга, коммерциали
зация, "гонка за рекордами", скандалы вокруг финансовой деятельности
МОК, влекут за собой, с одной стороны, бездуховность, обесценивание моральных и
этических принципов, интеллектуальную убогость современного спорта, с другой -
подрывают имидж МОК, как серьезной и авторитетной структуры.
В последние
годы МОК проводит открытую политику, своевременно предоставляя общественности
исчерпывающую информацию обо всех видах деятельности . Отчеты регулярно
публикуются в СМИ, в специализированном издании "Олимпик Ревю" и на
странице в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу www.olympic.org.
Своей разносторонней деятельностью МОК укрепляет доброжелательное отношение и
общественный интерес к своему главному продукту - Олимпийским играм, получая
через них признание и поддержку.
Один из путей
формирования общественного мнения и улучшения имиджа опирается на использование
определенной знаковой системы, связанной с идеей стабильности. Одной из
составляющих такой системы испокон веков и во всех цивилизациях мира служит
искусство, и в частности живопись.
Место искусства
в жизни общества сложно и неоднозначно. Наиболее досконально изучена и
пропагандируется (за отсутствием другого опыта) та ее ипостась, которая связана
с "чистым" искусством. При этом для многих практически мыслящих людей
остается загадкой, зачем конкретно им нужны картины мастеров Возрождения,
импрессионисты или Бетховен с Шубертом. Поскольку набивших оскомину фраз о
ценности Высокого Искусства для формирования "гармонично развитой
личности" явно недостаточно для удовлетворительного объяснения, многие в
глубине души (потому что признаться в этом стыдно) делают для себя вывод, что
вышеуказанные личности им скорее всего не нужны.
Искусство, в
частности живопись, изначально не предназначено для развлечения. Это порождает
путаницу и недопонимание, связанные с его практическим использованием, лежащим
как раз в области знаковых систем. Искусство (например, классическая музыка,
живопись) как знаковая система неразрывно связано с понятиями престижа,
стабильности, надежности.
Использование
искусства для пропаганды спортивных идеалов имеет исторические корни. Тем не
менее как способ популяризации синтез искусства и спорта до последних
десятилетий популярности не приобрел. Несмотря на предпринимаемые попытки, в
том числе МОК, конкурсы искусств в рамках крупных международных спортивных
соревнований успехом не пользовались. Пошатнувшийся имидж олимпийского спорта
привел специалистов к идее возрождения такого рода конкурсов для пропаганды
олимпийской идеи.
В русле этой
тенденции в Лозанне в 1997 г. по проблемам взаимосвязи олимпийского движения и
искусства был проведен Форум под названием "Спорт и культура".
Комиссия по культуре МОК в последнее десятилетие расширила полномочия и сферу
деятельности. Так, усилиями Комиссии в 1998 г. был проведен Олимпийский
художественный и спортивный конкурс. Целью этого проекта была помощь НОКам в
установлении более тесных связей между миром искусства и спорта. В соревновании
могли принять участие студенты, занимающиеся искусством, и все спортсмены,
неравнодушные к нему. 16 лучших произведений демонстрировались в Сиднее в
течение Олимпийских игр-2000.
Таким образом,
МОК, поощряя конкурсы искусства, с одной стороны, поддерживает имидж и, с
другой - привлекает внимание к олимпийским идеалам гармонии телесного и
духовного вообще, и олимпийского спорта в частности.
Участие в
общественной жизни. МОК активно участвует в общественных акциях, патронирует
крупные спортивные соревнования (Всемирные юношеские игры в Москве 1998 г.).
Кроме того, МОК принимает участие и в культурной жизни общества, и в решении
различных проблем, в том числе и экологических. Большие усилия прилагаются к
развитию и распространению малоизвестных национальных видов спорта. Члены МОК
ведут работу по распространению идеалов и принципов олимпизма в своих странах,
разрабатывают и внедряют программы олимпийского образования подрастающего поколения,
активно участвуют в решении различных спорных вопросов, выступая посредниками,
что также играет большую роль.
В олимпийском
движении и в деятельности его верховного руководящего органа - Международно го
Олимпийского Комитета - проявляются все основные направления паблик рилейшнз,
свойственные социальной сфере. В результате можно сделать следующий
предварительный вывод: МОК предприни мает действенные шаги по достижению
доброжела тельности в отношениях с общественностью, по сохранению деловой
репутации и укреплению внутренних взаимоотношений внутри олимпийской системы,
предпринимает активные действия по снижению последствий кризисных ситуаций,
активно сотрудничает с общественными организациями и средствами массовой
информации. Все это говорит о том, что в МОД существует и эффективно работает
четкий механизм паблик рилейшнз.
Список
литературы
Е.А.
Истягина-Елисеева, Д.А. Кружков, кандидат педагогических наук. Основные
направления паблик рилейшнз в международном олимпийском движении