Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте

ИННОВАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ В
ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ

Общепризнанным в настоящее время
является тот факт, что психическая готовность спортсмена - это решающий фактор
победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи
спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание
уделяют разработке специальных технологий психической подготовки
высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов
психодиагностики. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о
создании новых технологий психотренинга и психодиагностики, а не просто о
совершенствовании существующих методов психологической поддержки тренировочного
процесса [2, 6, 14, 23, 24, 26].
Методология
и практическая эффективность ментального тренинга

Специфическими особенностями
современных технологий психической подготовки в спорте высших достижений,
получивших в мировой практике обобщенное название "ментальный
тренинг", являются:

- ориентация процесса
систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков,
способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном
повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;

- обучение спортсмена
трансформации психического состояния с целью использования в условиях
соревновательной деятельности так называемого альтернативного состояния
сознания;

- обеспечение в ходе
тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение
его духовно-деятельностного потенциала.

Ментальный тренинг как
технология психотренинга в элитном спорте был сформирован в середине 80-х гг. В
настоящее время более 75% спортсменов высшего класса в США, Канаде, Швеции и других
европейских странах используют системы ментальной тренировки [25, 26].

Разработка теоретических основ и
методов ментальной тренировки с 1991 г. ведется под руководством Международного
научно-практического общества ментального тренинга, при этом с 1996 г. на базе
международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная
подготовка тренеров по ментальной тренировке, включая и использование
современных телекоммуникационных технологий: дистантное обучение, Интернет.

В 1996 - 1999гг. система
ментальной тренировки при поддержке Санкт-Петербургского Комитета по физической
культуре и спорту (председатель - В.Г. Метус) была внедрена в подготовку
олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов на базе
подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России УОР1 (директор - В.М.
Лебединский), УОР2 (директор - И.И. Комаров) и в Санкт-Петербургском Центре
олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по ментальному
тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической академии и кафедры
психологии академии физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.

Принципиальным отличием
разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических
методов является долговременный комплексный характер психической подготовки,
непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При
этом важнейшей отличительной чертой используемой вРоссии модели ментального
тренинга 1 является выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная
на выработку психических качеств и навыков, которые формируют высокий
моторно-психический (психоэнергетический) потенциал спортсмена и уверенность в
достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо
подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурно-целостную
систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных
психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной
деятельности. Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью
системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ
психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям.

Отмеченные особенности
ментальной тренировки дают в руки спортсмена возможность самостоятельной
систематической психической подготовки к выступлению в ответственных
соревнованиях и снимают персональную зависимость спортсмена от личности
конкретного психолога.

В настоящее время в практике
психической подготовки высококвалифицированных спортсменов используются два
варианта ментального тренинга: базовая модель, включающая 23 аудиопрограммы, и
блиц-модель, состоящая из шести аудиопрограмм и рассчитанная на самостоятельное
использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса.

Программа базового курса
ментального тренинга включает четыре этапа:

этап 1 - базисный курс
психотренинга (шесть программ); главная задача этой части - научиться мышечному
и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для
освоения программ саморегуляции психического состояния;

этап 2 - используется обычно
после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования
ряда важных для спорта и жизни качеств - уверенности, спокойствия,
сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;

этап 3 - спортивный психотренинг
- шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и
нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки
на успех в соревнованиях;

этап 4 - курс непосредственной
психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные
программы. Ключевое значение в этом блоке имеет программа "Псих-оп",
позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического
потенциала спортсмена.

Таким образом, общая
длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех
месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к
ответственным соревнованиям и программами блиц-модели по желанию спортсменов.

В свою очередь, блиц-модель
включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация,
идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка
психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального
тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной
тренировки.

Программы могут прослушиваться
как групповым способом в специально оборудованных помещениях в положении лежа
или сидя, так и на местах проведения основных тренировочных занятий. При
наличии портативного магнитофона (плейера) и личных аудиокассет спортсмен может
прослушивать программы самостоятельно в удобное время. Более подробно
содержание аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены
в специальных методических пособиях [3].

С целью изучения кумулятивного
эффекта ментальной тренировки, совмещенной с проведением учебно-тренировочного
процесса в УОР1 и УОР2, а также подготовкой спортсменов в Центре олимпийской
подготовки Санкт-Петербурга был проведен ряд комплексных исследований с
участием специалистов-экспертов: психологов, психофизиологов, педагогов и
ведущих тренеров.



_ _ _ профиль до ментального
тренинга
____ профиль после ментального тренинга

N=14 ** - р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.