Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Жизненная история и спортивная карьера олимпийца: основные положения международного исследовательского проекта

ЖИЗНЕННАЯ
ИСТОРИЯ И СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА ОЛИМПИЙЦА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СИДНЕЕ

Современный
олимпийский спорт, как и спорт высших достижений в целом, является
самостоятельной сферой деятельности. Он основан как на общечеловеческих, так и
на своих, присущих только ему, ценностях и формирует довольно специфический
образ жизни спортсмена, его жизненный стиль. Одной из важнейших характеристик
образа жизни спортсмена вообще и олимпийца в частности является спортивная
карьера.

Олимпиец - это
основная фигура в олимпийском движении, олимпийской семье, олимпийской истории.


Как
складываются судьбы олимпийцев, каков их жизненный путь, их жизненная история
как до, во время, так и особенно после завершения спортивной карьеры? Насколько
это зависит от личности спортсмена, уровня его достижений, вида спорта, страны
и общества, которые он представляет на международной спортивной арене; от
возраста, семьи, системы образования и культуры; от поколения и времени, в
котором он творит; от уровня развития спорта, наконец?

Как
складывались и складываются спортивная карьера олимпийца, образ жизни
спортсмена и его жизненный стиль на разных этапах олимпийской истории? Что
вносит нового и что оставляет каждое следующее поколение олимпийцев своим
преемникам - будущему поколению?

На эти и многие
другие вопросы призвано ответить международное историко-социологическое
исследование "Жизненная история и спортивная карьера олимпийцев", как
закончивших спортивную карьеру, так и действующих.

В разных
странах и в разное время ученые пытались ответить на этот вопрос. Проводились
исследования по многим аспектам этой актуальной проблемы. Как показывает
практика, результаты научных исследований психологов, социологов и социальных
психологов, проведенных в различных странах мира в 60-90-е гг. 20-го столетия, уход
из спорта, завершение спортивной карьеры в большинстве случаев является
актуальной проблемой, порой драматической как для отдельного индивидуума, так и
для спорта в целом.

В середине 70-х
гг. автором настоящего проекта было проведено подобное исследование 1612
олимпийцев СССР - участников Игр 1952-1972 гг. По его итогам опубликована книга
"Советский олимпиец: социальный портрет" (Москва, 1979). По той же
методике в 70 - 80-е гг. были проведены исследования в Болгарии, Венгрии, ГДР,
Польше, Финляндии и других странах.

С учетом
жизненных реалий, форм организации и управления спортом в различных странах и
регионах мира в разное время были разработаны и разрабатываются системы
социальной адаптации спортсменов к обыденной жизни. Это вопросы получения образования,
специальности и профессии спортсменом-олим пийцем; рациональное совмещение
спортсменом его тренировочной, соревновательной деятельности с учебой, бытом,
досугом, семейно-брачными отношениями и другими сторонами образа жизни на
разных этапах спортивной карьеры. Особое место в этом ряду занимают вопросы
приспособления личности спортсмена в период подготовки к уходу из спорта и в
период окончания спортивной карьеры.

Из
вышесказанного ясно, что суть проблемы заключается в противоречии между
реальной практикой олимпийского спорта (и спорта высших достижений в целом) и
отсутствием универсальной научно обоснованной системы социальной адаптации
спортсмена после окончания спортивной карьеры. Системы, которая бы обобщала
передовой мировой опыт, уже имеющийся в отдельных странах и спортивных
организациях различного уровня (от спортивного клуба до национального
олимпийского комитета и т.п.). Системы, которая должна максимально быстро
помочь спортсмену перейти от одной его социальной роли к другой, от одного его социального
статуса к другому. Особенно в условиях глобализации современного общества, в
условиях интернационализации спорта; международной миграции спортсменов;
резкого омоложения спорта вообще и ряда видов спорта в частности
(художественная и спортивная гимнастика, плавание, синхронное плавание, прыжки
в воду, единоборства и т.д.); интенсификации спортивной тренировки и как
следствия этого - уменьшения продолжительности спортивной карьеры; пагубного
влияния применения допинга и фактического отсутствия социальной статистики
последствий этого (смертности спортсменов, продолжительности жизни
представителей различных видов спорта, динамики процессов старения и
продолжительности трудоспособности спортсменов, профессиональной заболеваемости
спортсменов и т.п.); исчезновения одних и появления других видов спорта и т.д.

Невозможно
разрешение выделенной проблемы без учета противоречий в национальных
законодатель ствах разных стран и противоречий между международным,
региональным (объединенная Европа, например) и национальным правом, что нередко
ведет к нарушениям прав личности спортсмена, к конфликтам между спортсменами и
спортивными организациями, спортсменами и государственными институтами. А это,
в свою очередь, влияет и на социальный статус и на спортивную карьеру.

Другой аспект и
другая часть рассматриваемого проекта - историческая. Увы, время скоротечно.
Уходит из жизни старшее поколение олимпийцев, унося с собой свои жизненные
истории и судьбы. В Олимпийском музее в Лозанне, в международных и национальных
залах спортивной славы зачастую остаются свидетельства лишь о выдающихся
спортсменах. И это вполне справедливо. В то же время, по нашему глубокому
убеждению, каждый спортсмен-олимпиец заслуживает того, чтобы остаться в памяти
будущих поколений, в памяти родных и близких, в памяти народа, в памяти страны.
История жизни каждого олимпийца может и должна сохраниться не только в
протоколах олимпийских состязаний, не только в очерках в газетах или журналах и
т.п. История жизни каждого олимпийца может и должна сохраниться в коллективной
памяти народов навечно. Такой памятью может стать фонд видеомемуаров
олимпийцев. Это и составляет другую часть проекта. Ее цель - создать фонд
видеозаписей интервью с олимпийцами - участниками Олимпийских игр разных лет
для сохранения исторической памяти и передачи систематизированных собранных
материалов Олимпийскому музею в Лозанне и другим заинтересованным организациям
(НОКи, национальные объединения спортсменов-олимпийцев, национальные
олимпийские академии, спортивные и олимпийские музеи, библиотеки и др.).

Проект
начинается с выполнения обеих частей одновременно, с начала 2001г. Он
проводится Всемирной ассоциацией олимпийцев (ВАО) под эгидой МОК, и прежде
всего его комиссии атлетов. Его реализация осуществляется временной международной
группой ученых - социологов и историков спорта на контрактной основе.
Руководителем проекта является президент ВАО, шеф Протокола МОК д-р Пал Шмит.

Силами этой
группы ученых при содействии МОК, ВАО, НОКов проводится отбор
исследователей-исполни телей и специалистов-видеооператоров в каждом регионе
(континентальные объединения НОКов). Затем в каждом из организуются
международные семинары-инструк тажи. На этих семинарах проводится разбор
проектов и программ исследования, отрабатываются методика и техника сбора,
обработки, анализа, хранения и распределения полученной информации. Здесь же
участников знакомят с правовыми (юридическими), организационными и финансовыми
аспектами исследования.

Для соблюдения
единого формата и стандартов исследования необходимо строго проводить весь
опрос по единому плану. Все это, как и проведение самого интервью с
параллельной видеосъемкой, также является предметом подробного изучения во
время подобных трех-пятидневных семинаров.

В этих же целях
ВАО обратилась к таким спонсорам олимпийского движения, как
"Филлипс", "Панасоник" и другим, которые могут обеспечить
всех участников проекта профессиональными портативными видео- или теле-камерами
и всем комплексом технологического оборудования к ним. Это - последние новинки
цифровой видеозаписи, ее воспроизводства, размножения и хранения. Камеры, диски
видеокассеты и другая аппаратура для съемки и воспроизведения интервью не
должны использоваться для воспроизведения в Интернете до тех пор, пока не будут
отработаны международное и национальные законодательства по использованию
авторских и смежных прав в этой области.

Финансирование
на первом этапе проводится вышеназванными организациями, а в последующем - из
благотворительного Международного фонда "Олимпиец" (условное
название), к созданию которого приступила ВАО.

Для реализации
этой части проекта при поддержке МОК, ВАО, ОКР и других заинтересованных
организаций и лиц автор вместе с ассистентом (телеопера тором) провел пилотное
исследование во время Игр XXVII Олимпиады в Сиднее, работая в течение трех
недель в Центре встреч олимпийцев. За это время нам удалось снять на
видеокассеты 63 интервью участников олимпийских Игр, начиная с 1924 и
заканчивая 2000 г. Всего представлены олимпийцы 23 стран, участники Игр 17
Олимпиад и 8 Олимпийских зимних игр по 17 видам спорта (15 летних и 2 зимних).
Несмотря на то что условия проведения исследования были далеки от оптимальных
(почти 90% посетителей центра были представите лями Австралии), нам все-таки
удалось соблюсти основные принципы отбора респондентов. Это дает возможность
утверждать, что в целом исследование было представительным. Поэтому в данном
случае мы не стремились к большому числу опрашиваемых олимпийцев.

Это пробное
исследование позволило убедиться в правильности и актуальности выдвинутой идеи
о проведении предлагаемого проекта, поставленных перед ним целях и задачах,
выбранных методах исследования и способах его организации. Особо хочется
отметить энтузиазм и благожелательность, с которыми олимпийцы разных стран,
возрастов, национальностей, уровня олимпийских достижений и т.д. отнеслись к
нашему начинанию. И это при том, что никто из них ранее не был специально
проинформирован об этом исследовании, об их участии в этом проекте. Все они
были единодушны в поддержке и продолжении этого проекта.

Вместе с тем
это пилотное исследование высветило многие проблематичные аспекты в реализации
проекта в целом (организационные, методические, правовые, технические,
финансовые и др.).

На заседании
комиссии атлетов МОК 8 декабря 2000 г. были рассмотрены результаты этого
пилотажно го исследования. Так же, как это имело место на заседании исполкома
ВАО в Сиднее, где мне была предостав лена возможность выступить с докладом об
исследовании, в Лозанне было принято единодушное решение рекомендовать ВАО начать
реализацию данного международного проекта.
Список
литературы

О.А. Мильштейн,
Генеральный секретарь Международного Комитета Всемирных юношеских игр жизненная
история и спортивная карьера олимпийца: основные положения международного
исследовательского проекта и результаты пилотажного исследования в Сиднее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преднамеренное банкротство
Реферат Запарожские казаки под властью крымского хана (Укр.)
Реферат Преступление и наказание по "Русской правде" и Псковской судной грамоте
Реферат Смысл названия драмы АН Островского Гроза
Реферат Понятие безработицы и причин её образования
Реферат Приобретение гражданства Российской Федерации
Реферат Преступления против жизни: общая характеристика
Реферат Эпос войны в произведениях Шолохова Судьба человека и Они сражались за Родину
Реферат Принципи державного управління в галузі охорони навколишнього середовища
Реферат Прийняття та зміна Конституції Угорщини
Реферат Преступления против общественной безопасности
Реферат Принцип розподілу влад та його впровадження в Україні
Реферат Производство в суде присяжных
Реферат Принципы административного процесса
Реферат Проблема административно-правовой защиты