Способы обучения и принципы
, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями
Помимо
последовательности прохождения этапов обучения и воспитания в методике занятий
физкультурными упражнениями важное значение имеют способы обучения и
упражнениям. Способы обучения - это пути и методы, при помощи которых
преподаватель передает студентам знания, формирует у них соответствующие двигательные
навыки и специальные физические качества. Способы обучения упражнениям основаны
на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта преподавателя с
обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности. В практике обучения и
воспитания имеют место раличные словестные, наглядные и практические методы,
которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно
использовать дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного
способа будет зависить от содержания учебного материала, от задач обучения,
практической подготовленности руководителя и его методического мастерства.
Словестные способы
основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и
включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание. Наглядные способы обучения - это показ,
демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые
создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Их показ
должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздейсвует на психику
обучаемого, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на
первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления
об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный" способ
показа. Одна из форм использования этого способа обучения - показные занятия.
Практические способы
играют решающую роль в формированиидвигательных навыков, развития и
совершенствования физических и специальных качеств у студентов. Это, как правило,
повторение упражнений целеустремленно и многкратно с постепенным усложнением
условий и повышением нагрузки.
Важным в обучении и такие методические приемы, как
опробование, выполнение упражнений по командам преподавателя, самостоятельное
выполнение упражнений, оценка и поощерение, оказание помощи и страховка, игры,
эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной
взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.
Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям,
перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий
физкультурными упражнениями.
Обучение
осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами:
активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и
доступности, прочности овладения заний.
Принцип активности означает целеустремленное участие
занимающихся в учебном процессе, что достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса оучения, живым и интересным проведением
занятий, повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном
выполнении упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению
увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых
усилий.
Состязательность
вызывает у студентов стремление к максимальному эффективному выполнению
упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения
состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой
подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять.
Объективная оценка и поощерение стимулируют студентов к активности уверенности
в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.
Самостоятельное
выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и
воспитания студентов.
Принцип сознательности
означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и
сознательно относиться к их овладению.
Реализация данного
принципа зависит от разъяснения студентам следующих условий:
а) значения физической
культуы в повышении и улучшении качества учебы и физического состояния;
б) целей, задач и
программы обучения, конкретные требования, необходимые для выполнения каждого
упражнения;
в) сущности изучаемых
упражнений и их влияние на организм, ясное понимание техники выполнения
упражнений;
г) необходимости
формирования навыков анализа и обобщения своих успехов и неудач.
Принцип
систематичности означает последовательное и регулярное прохождение учебной
программы с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были
подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых
результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм
физической культуры.
Систематичность при
разучавании упражнений достигается методически правильном распределении
материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической
культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между
занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут
эффекта и снизят уровень физической подготовленности студентов.
Принцип наглядности
предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых упражнений в сочетании с
доходчивым и образцовым объяснением. Целестное, ясное и правильное
представление у студентов о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом
показе позволяет быстрее осовить технику выполнения упражнений.
Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия,
учебные кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты. Принцип постпенности и доступности означает
непрерывное усложение упражнений и их возможность выполнения каждым студентом.
Надо соблюдать последовательность в переходе от легких упражнений к более
сложным и трудным. Сначала раучивают их по элементам с простой обстановке,
затем совершенствование в более сложных условиях.
Постепенное повышение
нагрузки в процессе обучения достигается ее соответствием уровню
функционального состояния организма и доступности для занимающихся. В противном
случае это может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности
можно применять и повышенные нагрузки.
Принцип прочности
означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение выского
уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного времени.
Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений
в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систеатической
проверкой и оценкой достигнутых результатов.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru