ИНФОРМАТИКА
И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ТРЕНЕРОВ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
На развитие
системы повышения квалификации, как и на образование в целом, существенно
влияет процесс информатизации общества.
Особую
актуальность в современных условиях интенсивного развития новых информационных
технологий (на базе повсеместной компьютеризации) приобретает организация
подготовки по информатике как преподавателей информатики, работающих в учебных
заведениях, связанных с физической культурой и спортом, так и преподавателей,
проходящих переподготовку и повышение квалификации в различных видах спортивной
и физкультурно-оздоровительной деятельности. Поэтому в институте повышения
квалификации (ИППК) РГАФК созданы два курса по информатике: для преподавателей
информатики (72 ч) и для остальных слушателей (4ч).
Цель курса -
подготовка специалистов, грамотно владеющих методами получения, хранения,
преобразования, обработки, защиты и использования информации с помощью
компьютерных технологий в области физической культуры и спорта.
Основные задачи
курса:
· приобрести
базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;
· сформировать
практические навыки использования информационных технологий в области
физической культуры и спорта;
· развить
творческие способности в решении профессионально -педагогических задач;
· ознакомить
слушателей с современными научными исследованиями для передачи приобретенных
знаний студентам.
Курс
"Информатика" включает в себя следующие разделы.
1. Основы
информатики и компьютерной техники.
2. Программное
обеспечение общего назначения.
3.
Информационные технологии в области физической культуры и спорта.
4. Компьютерные
коммуникации и дистанционное обучение студентов курсу "Информатика".
Специфика
данной дисциплины обусловлена обязательным использованием современной
компьютерной техники. Программой курса предусмотрено посещение лекций и
семинарских занятий, овладение компьютерным мониторингом по курсу, ознакомление
с задачами по дистанционному обучению, написание реферата по теме.
В результате
изучения курса преподаватель должен быть осведомлен об основных тенденциях
развития информационных технологий, владеть современными компьютерными и
программными средствами преобразования информации и коммуникационного общения,
ставить и решать профессиональные задачи с использованием современных
компьютерных средств. Учебно-методическая работа предусматривает изучение
компьютерных технологий в педагогической деятельности преподавателей
естественно-научных дисциплин, компьютерный мониторинг по физике, программы автоматизированного
контроля знаний по курсам "Информатика", "Математика",
"Физика". Индивидуальный подход в физическом воспитании и его
реализация на основе компьютерных технологий включают практические задачи и
программы, которые в дальнейшем могут быть использованы слушателями в их
профессиональной деятельности. Технология создания тренерской документации
основана на программах обработки текстовой документации, создании итогового
документа, содержащего данные, подготовленные в разных программных средствах, с
использованием технологии внедрения и связывания объектов.
Математико-статистическая
обработки результатов спортивных измерений использует пакеты прикладных
программ. Компьютерные коммуникации включают изучение основных понятий
компьютерных сетей и принципов их работы, средства обслуживания, всемирные
компьютерные сети, протоколы передачи, сервисные службы сети. Поиск и получение
информации в области физической культуры и спорта. Изучение основ
дистанционного обучения на основе современных информационных и
телекоммуникационных технологий. Развитие трех видов технологий:
·
кейс-технологии (учебно-методические материалы комплектуются в специальный
набор - кейс и передаются обучаемому для самостоятельного обучения с
периодическими консультациями у преподавателя;
· TV-технологии
(телевизионные лекции);
· сетевой
технологии (использование сети Интернет как для обеспечения обучаемого
учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия
преподавателя и студента).
Курс
информатики для работников и преподава телей, проходящих переподготовку и
повышение квалификации в различных видах спортивной и
физкультурно-оздоровительной деятельности, рассчитан на контингент, который
плохо владеет приемами работы на персональном компьютере.
Основные задачи
курса:
1. Приобретение
определенного базового набора знаний по информационным технологиям.
2. Приобретение
практических навыков использования компьютеров в практике спорта и физической
культуры.
3. Развитие
творческих способностей.
На занятиях
предлагаются практические задачи и программы, которые в дальнейшем могут быть
использованы слушателями в их профессиональной деятельности. Кроме того,
обеспечивается индивидуальный подход к занимающимся. При проведении занятий за
каждым слушателем закрепляется компьютер, с которым он работает самостоятельно.
На занятиях слушатели оперируют с программами, которые могут быть использованы
в тренировочной и соревновательной деятельности в области физической культуры и
спорта:
· BIO -
биоритмы индивидуума;
· цветовой психологический
тест LUСHER (Люшера);
· СОММUNIC -
коммуникабельность человека;
· KETTEL -
тестирование личности по 16 параметрам;
· другие
программы.
Программа
биоритмов (BIO) по году, месяцу и дате рождения человека определяет на заданные
год
и месяц
интеллектуальный, физический и эмоциональный циклы. При этом на экране дисплея
выводятся графики циклов, а также определяются критические дни. Это важно не
только при тренерской, но и при педагогической деятельности. Программа
позволяет и прогнозировать состояние.
Тест Люшера
применяется для:
·
самодиагностики и коррекции своего психологического состояния;
· анализа
конфликтности и причин, затрудняющих общение в обществе;
· контроля
динамики волевой и эмоциональной сферы спортсмена в процессе тренировочной и
соревновательной деятельности;
· отбора
кандидатов в команды для более адекватного подбора и психотерапевтического
воздействия;
· анализа
внутреннего состояния с целью направленной глубинной коррекции своего
поведения.
После
прохождения теста на экране монитора для каждого индивидуума делаются общие
выводы (в процентах): относительно фактора нестабильности выбора цвета;
отклонения от аутогенной нормы; тревожности; активности; работоспособности, а
также показатель вегетативного тонуса.
Далее выдается
характеристика психологического состояния.
Программа
KETTEL предназначена для тестирования личности по 16 параметрам, в частности
оцениваются уровень интеллекта, эмоциональность, решительность, практичность и
т.п. На основании этих параметров система рассчитывает четыре синтезиро ванных
фактора: тревожность, контактность, реактивность, комфортность.
При изучении
информатики слушатель ИППК получает общее представление об информатике и
информационных технологиях, приобретает навыки работы на компьютере,
уверенность в способности преодолеть информационные барьеры, решает
практические задачи на компьютере.
Таким образом,
системный подход к информаци онному обучению, включая активное овладение
информационными технологиями, компьютеризацию учебного процесса, получение
практических и творческих навыков, способствует решению в короткие сроки
основных задач курса "Информатика".
Список
литературы
1. Астафьева
Н.Е., Филатьева Л.В. Информационные технологии в системе повышения квалификации
работников образования// Информатика и образование, 2001, №4, с.35-39.
2. Додж М.,
Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Exell 97.- СПб.: Питер.
2000.- 1072 с.
3. Левин А.
Самоучитель работы на компьютере. 4-е изд., перераб. - М.: Нолидж. 1998. - 624
с.
4. Коцюбинский
А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель в сети Internet. Быстрый старт:
Практическое пособие. - М. : Триумф. 1997. - 464 с.
5. Микляев А.
Настольная книга пользователя IBM РС.2-е изд., доп. - М.: Солон. 1998.- 604 с.
6. Фигурнов
В.Э. IBM РС для пользователя. 7-е изд., доп. - М.: Инфра-М. 1998. - 285 с.
7. Т.Г.
Селиванова, кандидат педагогических наук, доцент. Информатика и информационные
технологии в системе повышения квалификации преподавателей и тренеров в области
физической культуры и спорта.