Основные разделы и этапы
физического обучения и воспитания
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека.Она
занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в
образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело
воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные
заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы,
способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и
налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Составной частью
методики обучения физической культуре является система знаний по проведению
занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными
упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект
от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет.
Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней
энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено
на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в
правильном исполнении, или другими полезными делами.
Разработка методики
занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными
специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика
выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем
более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная -
методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно
разработана и детализирована.
Физическое воспитание
и обучение студентов состоит из теоретических, практических и контрольных
занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в
данном высшем учебном заведении.
Раскрывая все эти
разделы отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели
и направлен на конкретный результат. И конечно же имеет свою особую методику.
Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие
обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и
обучения излагается студентам в форме лекций в логической последовательности.
Тем самым формируется теоретический пласт знаний у студентов по физической
культуре. Это будет служить основой для формирования умений у студентов по
выполнению физических упражнений и проложит путь для следующего раздела.
Практический раздел
состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.
В каждом семестре
система практический занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную
направленность, строится как законченный модуль, соотвутствующий прохождению
различных разделов программы. Эти модули завершаются выполнением студентами на
занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень
усвоения учебного материала.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую
информацию о степени усвоения учебного материала. В конце семестра и учебного года студенты, выполнившие учебную
программу сдают зачет по физической культуре, который состоит из трех разделов:
теоретические и методические знания, овладение методическими
умениями и навыками;
общая физическая и спортивно-техническая подготовка;
жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здоровья и
здоровому образу жизни.
Итак раскрыв все
разделы физического воспитания и обучения студентов мы можем заметить, что без
четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно
будет соблюсти методику занятий физическими упражнениями. Иными словами
правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов
обуславливает качество воспитания и обучения и служит основой для применения
методики занятий физкультурными упражнениями.
Составляя основу
методики физического обучения и воспитания все вышеперечисленные разделы тем
самым выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения и воспитания
студентов, так как только последовательное прохождение всех этапов физического
обучения может гарантировать правильность усвоения и контроль за усвоением
материала по физической культуре. Однако такой категорический подход к
последовательности обучения и воспитания студентов может быть обойден.
Можно сократить или, если точнее сказать, по другому
организовать процесс обучения и воспитания, например, теоретический курс может
быть совмещен с практическим разделом и пройден во время конкретных
практических занятий физкультурными упражнениями. Это может осуществляться
путем предварительного устного объяснения преподавателем физкультурного
упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и развития
физического состояния организма. Затем преподаватель может продемонстрировать
выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим этапом будет выполнение
этого упражнения студентами и контроль преподавателем правильности, точности и
численности выполнения физкультурного упражнения.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru