Курение и молодежь-очень серьезная проблема, и проблема не только
медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все
больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у
нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя
изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и
распространенности. Задача данного исследования - представить по
возможности полную и достоверную характеристику этой проблемы в нашей
республике.
Тема нашего исследования представляет интерес и для педагогов, и для
врачей, и для законодателей, а расходы, связанные с его проведением,
окупятся с лихвой: здоровье народа стоит гораздо больше. Поскольку проблема
эта отнюдь не нова и определенные данные для анализа уже имеются,
исследование будет построено по аналитическому плану, хотя для учета
специфики Эстонии мы посчитали необходимым ввести и некоторые описательные
элементы.
При формулировке вопросов задачей является раскрытие следующих
понятий, составляющих сущность проблемы (в скобках- операциональные
понятия, эмпирически интерпретирующие тот или иной аспект):
1. Распространенность и масштабы явления ( пробовал ли курить респондент и
курит ли он в настоящее время; если да - то регулярно или от случая к
случаю, сколько выкуривает в день, чувствует ли физическое недомогание без
сигареты).
2. Когда и как начинают курить (в каком возрасте впервые попробовал
сигарету, почему решил попробовать, когда начал курить регулярно и чем это
было вызвано).
3. Влияние социально-экономической неустроенности на курение (доход семьи
респондента, живет ли он с обоими родителями или нет, работают ли родители
респондента, часто ли бывают конфликты у него с родителями и родителей
между собой, доверительные ли отношения в семье).
4. Влияние группы и референтной группы (сколько примерно человек курят из
класса респондента или среди его коллег, курят ли его друзья, курят ли
наиболее авторитетные для него люди, курят ли люди, с которыми ему больше
всего хотелось бы общаться, курят ли его родители, бросил бы он курить,
если бы на новом месте учебы или работы к его привычке бы плохо
относились).
5.Влияние факторов социокультурного уровня (увлечение респондента его
отношение к работе или учебе,предпочтение респондентом денег, знаний или
высокого положения в обществе).
6. Влияние маркетинговых усилий табачных мпаний на распространенность
курения (доверие респондента к рекламе табака, наличие у него ассоциаций ,
наиболее часто внушаемых в рекламе сигарет, бросил бы он курить или стал бы
курить меньше в случае резкого повышения цен на сигареты, возникновении
трудностей с покупкой сигарет, ухудшения качества табака или исчезновения
из продажи его любимых марок сигарет).
7. Отношение некурящих к курению (раздражает ли респондента табачный дым,
почему,по его мнению люди начинают курить, как бы он отнесся к введению
ограничений на курение в общественных местах и на дискриминацию курящих в
оплате труда, как бы он отнесся к курению супруги или супруга).
8. Желание расстаться с привычкой (пытался ли респондент когда-нибудь
бросить курить, сколько времени не курил после этого, собирается ли он
бросать в ближайшем будущем, собирается ли бросить когда-нибудь,чем было
вызвано это желание, будет ли он бросать при ухудшении здоровья).
Ответы на вопросы,сформулированные на основе этих понятий, помогут,
во-первых, дать структурную картину распространенности курения среди
молодежи, позволят выявить значение тех или иных факторов в формировании
привычки к курению.Кроме того, можно будет подтвердить или опровергнуть
следующие гипотезы:
а) Оснсвными причинами курения среди подростков и молодежи являются не
экономическая ситуация, не отсутвие стабильности в обществе, а прежде всего- влияние группы (и особенно- референтной группы). Поскольку на
принадлежность к ой или иной группе и выбор референтной группы влияют
образование, род занятий, ценности, то и они окажут свое воздействие, хотя
корреляция и не будет очень сильной. При прочих равных условиях зависимости
между курением и доходами не будет.
б) Существует определенная доля курильщиков (в задачу исследования входит
выявление ее величины), для которых курение не является физиологической
необходимостью, и именно эта часть скорее всего сократится при проведении
мер контрмаркетинга.
в) Влияние группы и советы близких друзей могут быть решающими в стремлении
бросить курить, в то время как другие стимулы (в том числе и забота о
здоровье) не будут столь эффективны.
В связи с тем, что основной целью опроса является анализ, то большая
часть вопросов будет направлена именно на интересующий нас сегмент- молодых
курилльщиков, имея целью выявить различия в их установках и поведении. Но
вместе с тем для описания некоторых особенностей этого явления в нашей
стране и исследования структуры общества по признаку отношения к курению
нам будет необходима и репрезентативная выборка среди всей молодежи. В ходе
исследования мы планируем опросить учеников, студентов, учащихся ПТУ и
техникумов, молодых рабочих и безработных от 15 до 20 лет, используя данные
Департамента статистики о численности той или иной группы среди всей
молодежи Эстонии. Всего предполагается опросить 400 человек,что дает
достаточную гарантию точности.
Двойственная ( описательно-аналитическая ) задача исследования
определила и специфику нашей выборки: с одной стороны, она представляет всю
молодежь, но с другой-интересующий нас сегмент репрезентативной выборки
отвечает на дополнительные вопросы. Поскольку выборка у нас довольно
большая и вопросов тоже будет немало, устный опрос представляется чересчур
дорогим и малоэффективным.
Анкета будет состоять из двух частей: общей, которую заполняют все
респонденты репрезентативной выборки, и целевой, которую заполняют курящие
респонденты. Каждый респондент получает обе части в конверте и по
заполнении возвращает их в том же конверте . Неиспользованные вторые части
можно будет пустить по следующему кругу (бумага нынче дорогая).
Информация всегда собирается для достижения какой-либо цели, и
главный этап в достижении цели исследования - интерпретация полученных
данных. Мы будем проводить обработку по следующим направлениям:
1. Измерение числа курящих , изменение их доли за последние годы.
Выявление доли женщин среди курящих, удельного веса курильщиков в разных
социальных группах, доли "социальных курильщиков" по отношению к общему
числу курящих.
2. Нахождение среднего возраста начала курения, его динамика за последние
годы.
3. Выяыление связи между курением респондента и курением в его окружении,
факторами неустроенности, социокультурными факторами, а после нахождения
этих связей можно будет сделать вывод о наиболее существенных причинах
курения.
4. Оценка тесноты связи между курением и маркетинговыми программами,
нахождение наиболее эффективных методов контрмаркетинга.
5. Анализ влияния социальных и культурных факторов на формирование
негативного отношения к курению, нахождение групп, где "антикурильные"
настроения наиболее сильны.
Конечно, нельзя надеяться, что одно только исследование способно
решить проблему, и мы вовсе не ставили перед собой задачи совершить чудо.
Но без всестороннего анализа любые попытки победить курение будут борьбой с
невидимым противником. А знание неприятеля - это непременное условие
победы.
Таллиннская Школа Менеджеров
Молодежь и курение программа исследования
Таллинн
1996 год