Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова
(технический университет)
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Физическое Воспитание
Тема: Физическая подготовка для инженера геолога
Автор: студент гр. РМ-97 __________ / Коржиков Д.Ю./
(подпись) (Ф.И.О.)
Оценка: ___________
Дата: _________________
Санкт-Петербург
1999 год
Физическое воспитание в учебных заведениях системы образования
составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания, служит целям
укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования учащихся,
призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность будущих рабочих к
избранному виду трудовой деятельности и защите Страны.
Физическое воспитание является специфическим учебным предметом.
Занятия с учащимися по этому предмету направлены на решение следующих
основных задач:
всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление
здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
обучение основам техники упражнений комплекса ГТО и массовых видов спорта;
обеспечение необходимой физической подготовленности применительно к
требованиям избранной учащимися профессии;
формирование высоких нравственных, волевых и других личностных качеств;
сообщение специальных знаний, формирование потребности и привычки
заниматься физическими упражнениями, умений использовать средства
физической культуры, спорта и туризма в быту и трудовой деятельности;
привитие организаторских навыков по физической культуре, спорту и туризму.
Программой по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия по
теоретическому разделу, общей и профессионально-прикладной физической
подготовке.
Теоретический раздел программы предусматривает широкий круг знаний,
усвоение которых позволит учащимся осознать значение физической культуры в
обществе, и конкретно — в учебном заведении, успешнее овладеть основами
техники физических упражнений, эффективнее укреплять свой организм,
грамотно использовать средства физической культуры в быту и на
производстве, повысить общую культуру.
Общая физическая подготовка учащихся, осуществляемая на основе
Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, составляет главное содержание
занятий физическими упражнениями. Она включает в себя гимнастику, легкую
атлетику, лыжную подготовку (в бесснежных районах — марш-броски и
велокроссы), плавание, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, ручной
мяч — один вид по выбору), классическую борьбу.
Физическое воспитание осуществляется на протяжении всего периода обучения
учащихся .
Основной формой занятий является урок. Уроки проводятся по расписанию.
Кроме того, в учебной работе используются самостоятельные занятия
физическими упражнениями по заданию преподавателя. Для физически слабо
подготовленных учащихся организуются дополнительные занятия.
На уроках по физическому воспитанию учащиеся осваивают программный
материал, выполняют контрольные и зачетные упражнения. Для проверки
изменения уровня физической подготовленности в течение года и за период
обучения специально проводят в конце сентября и середине мая.
Знание своего уровня физической подготовленности позволяет учащимся с
большей эффективностью восполнять в процессе уроков, на дополнительных и
факультативных занятиях пробелы в развитии физических качеств или лучше
освоить сложные спортивно-технические умения и навыки.
В течение учебного года учащиеся должны также сдать зачеты по
физическому воспитанию, в содержание которых входят конкретные виды
упражнений и выполнение нормативов. Причем зачетные виды упражнений для
всех курсов остаются неизменными, а нормативы для юношей и девушек год от
года повышаются.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры общества, средство укрепления
здоровья, всестороннего физического развития человека. Главное средство Ф.
к. —физические упражнения, к-рые в сочетании с гиг. режимом, естественными
факторами природы (солнцем, воздухом, водой) применяются в гимнастике,
лечебной физкультуре, в процессе физического воспитания учащихся и
студентов, в физической подготовке допризывников и военнослужащих, при
занятиях групп здоровья и спортивных секций в производственных коллективах.
Разработаны принципиально новые организационные формы оказания физкультурно-
оздоровительных услуг населению — физкультурно-оздоровительные комплексы,
физкультурно-оздоровительные центры и т. д. Многие из них функционируют на
кооперативных началах.
Подготовка кадров по Ф. к. и спорту проводится в средних специальных и
высших физкультурных учебных заведениях страны.
Также физическая подготовка очень важна и для геологов. Она
включает в себя различные физические упражнения, спорт, туризм,
гимнастика, закаливание организма.
Гимнастика — важная составная часть физического воспитания учащихся в
том числе и геологи. Отличие гимнастики от других разделов программы
физического воспитания заключается в особом содержании и подборе как самих
упражнений, так и методических приемов обучения.
Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в
целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с
учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем
и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека
гимнастике принадлежит одно из основных мест.
Гимнастика — это школа движений, которая обеспечивает высокую
двигательную культуру, необходимую геологам.
На занятиях гимнастикой успешно формируются важные прикладные навыки и
умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия,
влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и
т.д.
Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие
физические качества, в том числе способность согласовывать действия
различных звеньев двигательного аппарата человека. Это помогает овладеть
сложными движениями, с которыми человек повседневно встречается в труде,
быту и спортивной деятельности.
Как средство физического воспитания гимнастика имеет многовековую
историю. В нашей стране большие возможности для занятий гимнастикой
появились после Великой Октябрьской социалистической революции. Начиная с
этого времени гимнастика широко используется в физическом воспитании наших
граждан.
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе и
подготовки к трудностям своей профессии геологов.
Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной
позиции молодого геолога. Туризм — исключительно ценное средство
физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских
походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают
выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно
ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления
естественных препятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию
нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки,
организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к
товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности,
высоких организаторских качеств.
Современный туризм в нашей стране представляют следующие виды:
пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический,
автомобильный и мотоциклетный. Возможны сочетания в одном походе или
путешествии нескольких видов туризма. Такой смешанный вид туризма
называется комбинированным. Из всего многообразия видов туризма наиболее
доступны для учащихся пешеходный и лыжный туризм.
Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств
передвижения (как лыжный, водный, велосипедный и т. д.), специального
снаряжения (как горный) и совершаются в основном в бесснежные периоды года.
Для обеспечения непрерывности занятий туризмом зимой переходят на лыжный
туризм. Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам
серьезные требования. В лыжном походе, кроме большой физической нагрузки,
на организм туриста оказывает воздействие низкая температура воздуха,
резкая неожиданная смена погоды, усложняет движение различный характер
снежного покрова, повышенная скорость на спусках и пр. Кроме того, сами
средства передвижения — лыжи — требуют тщательного ухода, ремонта. Особого
внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника. При проведении водного похода чаще всего учащиеся пользуются разборными
байдарками. Их удобно хранить даже в небольшом помещении, переносить за
плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода или
путешествия.
Основными формами туристской работы являются: походы, путешествия,
туристские слеты и соревнования.
Походы могут быть однодневными, двухдневными и трехдневными. Иногда такие
походы называют походами выходного дня. Путешествия — это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное
время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т, е. их
маршруты могут проходить по территории родного края (ближние) или выходить
за его пределы, проходить по другим областями республикам страны (дальние).
Путешествия, носящие спортивный характер, подразделяются на шесть
категорий сложности (пешеходные — на пять). Их сложность определяется
протяженностью маршрута, количеством и характером препятствий, а также
иными факторами, характерными для данного вида туризма.
Все эти виды Ф.п. и многие другие очень важны в специальности геолога
так как он должен быть готов к любым трудностям которые его могут встретить
в его нелёгкой «полевой» жизни.