Свойства личности, психофизическая и стрелковая
подготовленность курсантов юридического института
Н.В. Герасимова Краснодарский юридический институт,
Краснодар
В
стрелковой подготовке курсантов проблема соотношения физической
подготовленности, особенностей межполушарного взаимодействия, склонности к
проявлению определенного доминирующего психического состояния и свойств
личности, обусловливающих успешность выполнения стрелковых упражнений, остается
недостаточно разработанной, что и послужило основанием для наших исследований.
Методика.
Обследовались 77 курсантов и 29 бойцов ОМОНа в возрасте 18-20 лет.
Педагогическое тестирование включало оценку по 5-балльной шкале результатов
скоростной стрельбы из пистолета по неподвижной мишени (количество попаданий за
10 с), уровня физической подготовленности по показателям силовой и общей
выносливости (подтягивания на перекладине, бег 1000 и 3000 м); координационных
способностей (челночный бег 10х10 м) и скоростно-силовых качеств (бег 100 м).
Особенности
сохранности межполушарных связей определялись с помощью пробы
"синкинезии" (содружественные движения). Личностные особенности и
параметры психического состояния выявлялись по тестам Кеттела и Айзенка,
уровень стеничности и позитивности эмоций - по опроснику Мазурова, способность
к творческому мышлению - по тесту Торранса.
Результаты
. Уровень стрелковой подготовленности составил у курсантов 72,8%, у бойцов
ОМОНа - 84%. В показателях физической подготовленности силовая выносливость
(82%) была лучше по сравнению с общей выносливостью (76%). Анаэробные
способности выражены на 80%. Закономерным следствием явились и результаты
стрельбы - 84%. Двигательная деятельность выполнялась на фоне позитивных и
стеничных эмоций (соответственно 78,4 и 86%). При этом доминирующими
психическими состояниями у исследуемых были агрессивность (46,5%) и ригидность
(42,5%). Что касается свойств личности, то у исследуемых были достаточно
выражены показатели абстрактного мышления, эмоциональной устойчивости,
независимости, подозрительности, смелости и способности к самоконтролю.
Эмоции
при высокой психической напряженности были достоверно менее позитивны и
стеничны на фоне низкой эмоциональной устойчивости и консерватизма. Более
смелые были менее агрессивны, а более самодостаточные - менее тревожны (везде
р