Тест для оценки баллистической координации
двигательной деятельности
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Булкин,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
С.-Петербург, Е.В. Попова, Невская гимназия № 513, С.-Петербург, Кандидат
педагогических наук Е.В. Сабурова, Академическая школа № 89, С.-Петербург
Координационная
способность как способность человека управлять движениями и действиями,
согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения
поставленной цели может рассматриваться как один из важнейших компонентов
решения двигательных задач. Именно поэтому специалисты, ученые и спортивные
педагоги уделяют большое внимание решению вопросов оценки развития
координационных способностей. Наиболее прост и доступен способ оценки отдельных
составляющих координации, т.е. измерение согласованности и точности движений по
усилию, то же по параметрам пространства, то же по параметрам времени. Однако в
спортивной деятельности крайне редко доминирует только одна составляющая
координации, поэтому поиск направлен на разработку комплексных двигательных
оценочных тестов. В настоящее время уже предложено и обосновано несколько
комплексных тестов для оценки координации, в частности тест В.К. Бальсевича
(1980), метательский тест А.П. Алябышева (1986) и др.
Нами
была поставлена задача разработать и обосновать комплексный унифицированный
тест оценки прыжковой (баллистической) координации, где унификация
предусматривала использование теста для людей различного пола и возраста, с
различным уровнем двигательной подготовленности.
К
унифицированному тесту были предъявлены следующие требования:
1)
по возможности простота и доступность для использования в широкой практике;
2)
оперативность по времени получения и переработки информации;
3)
информативное и объективное отображение исследуемого явления для людей
различного возраста, пола и уровня подготовленности;
4)
информация, получаемая в процессе обследования, должна быть доступной для
пользователя и иметь значения, удобные для ее обработки средствами
вычислительной техники.
Организация
и содержание теста. Исходя из принятых условий, предложен тест, с нашей точки
зрения, позволяющий с наибольшей вероятностью характеризовать координационные
баллистические способности человека. В качестве основной идеи теста была
выдвинута концепция комплексности двигательной деятельности с акцентом на
быстроте, точности и амплитудности выполнения движений. Использовано наиболее
доступное упражнение - прыжок в длину с места, которое в практике используется
как индикатор скоростно-силовых возможностей. Однако при соответствующей
организации выполнения данное упражнение может рассматриваться как средство
получения информации о координационных баллистических способностях. В
частности, прыжок с места, выполненный "назад", требует высокой
межмышечной координации, а выполненный в единой связке прыжок в длину с места
вперед, а затем - назад значительно усложняет координационную структуру
движения. Нами предложена динамическая связка прыжков, выпол-няемых на время и
пространственную точность, в такой последовательности (рис. 1):
1)
с точки ориентира (центр) выполняется прыжок в длину с места с последующим
возвращением на исходную точку;
2)
с центра прыжок в длину спиной вперед с последующим возвращением на исходную
точку;
3)
с центра прыжок "боком" вправо с последующим возвращением на исходную
точку;
4)
с центра прыжок "боком" влево с последующим возвращением на исходную
точку.
Рис.
1. Схема организации теста: 1 - прыжок в длину с места вперед; 2 - прыжок в
длину с места спиной вперед; 3 - прыжок в длину с места боком вправо; 4 -
прыжок в длину с места боком влево; прямая стрелка - прыжок; волнистая стрелка
- произвольное вращение в центр
Разметка
площадки для выполнения теста имеет следующие параметры: центральный (исходный
для выполнения движений) квадрат 40х40 см. Осевые векторы для выполнения и
замера результатов могут иметь следующую длину: для прыжка вперед (вектор 1) -
до 3 м; для выполнения прыжка спиной вперед - 2,5 м; для векторов прыжков
направо и налево - до 2,5 м. Мерные деления фиксируют длину прыжков с точностью
до 1 дм.
Разметка
может быть нанесена как временно (мелом), так и постоянно (краской). В комплект
измерительной аппаратуры входит секундомер.
Для
проведения тестирования дается 2-3 пробных попытки, после чего фиксируется
зачетная.
Проверка
информативности оценки баллистической координации. Осуществлена
экспериментальная проверка информативности и надежности теста в различных
вариантах его выполнения.
Вариант
1 предусматривал выполнение тестовых прыжков во всех разновидностях с установкой
на дальность.
Вариант
2 предусматривал прыжок в длину вперед на максимум, спиной вперед на 1/2 от
максимума первого прыжка; вправо и влево на 3/4 от максимума первого прыжка.
Вариант
3 предусматривал произвольный выбор длины прыжков самим испытуемым.
По
варианту 1 фиксировались время выполнения упражнения (с) и суммарная дальность
всех четырех прыжков (м).
По
варианту 2 фиксировались время выполнения упражнения (с) и сумма ошибок 2, 3,
4-го прыжков (м).
По
варианту 3 фиксировались время выполнения упражнения (с) и суммарная дальность
всех четырех прыжков (м).
Во
всех случаях расчет интегрального показателя координации (ИПК) определялся
частным от деления суммы "напрыганного" метража (в м) на затраченное
время (в с):
ИПК=(a1+a2+a3+a4)/t
где
a1, a2, a3, a4 - результаты прыжка (м) при точности измерения до 0,1 м; t -
время, затраченное на выполнение упражнения (с).
В
качестве контрольных тестов была использована методика НИИ физической культуры
Санкт-Петербурга (1985), которая прошла метрологическую проверку в процессе
многократных массовых обследований, по ней получены большие статистические
массивы и сформированы нормативные показатели для каждого параметра
двигательной деятельности. Но самое главное, что определило методику НИИФК в
качестве меры контроля - это достоверно доказанная объективная оценка
координационных способностей.
Результаты
исследований. Исследование проводилось на контингенте школьниц Невской гимназии
№ 513, академической школы № 89 и студенток РГПУ им. А.И. Герцена. Были организованы
по три группы для каждого возрастного уровня (табл. 1).
Таблица
1. Количественный состав групп, принимающих участие в исследовании
Группы
Количество испытуемых по
вариантам тестового задания
I
II
III
1. Школьницы 9-10 лет
32
36
33
2. Школьницы 12-13 лет
28
34
32
3. Студентки 1-го курса
26
23
24
4. Студентки 4-го курса
21
22
18
По
показателям физического развития и двигательной подготовленности группы каждого
возрастного уровня были примерно одинаковыми.
Все
полученные материалы обработаны методом корреляционного анализа на СМ-14-20,
входной язык - Фортран-IV.
Анализ
полученных данных показал (табл. 2), что вариант 1, при простоте задания и
простоте обработки информации, вызвал определенные затруднения при выполнении
прыжка спиной вперед на максимум. Многие испытуемые не могут скоординировать
свои движения, теряют равновесие. Зарегистрировано 18% таких случаев. Наряду с
этим не выявлены достоверные связи с некоторыми показателями дозировок у
девочек 8-10 и особенно 12-13 лет. Если взять количество достоверных связей ИПК
с контрольными тестами, то по варианту 1 их суммарное количество в четырех
разновозраст-ных группах будет равно 11, что составляет 30,5% от их возможного
выхода.
Возраст, лет
Группа
Вариант теста
Теппинг-тест
Динамометрия
Линейка (ошибки)
Колич. достоверных связей
макс.
опт.
акт.
доз.
макс.
опт.
акт.
доз.
I
3
-
0,54
-
0,49
0,48
0,52
-
0,56
0,55
6
9-10
II
1
0,48
-
-
-
0,53
-
0,48
0,46
-
4
III
2
-
-
0,54
0,48
-
-
-
-
0,48
3
I
2
-
-
-
0,54
-
-
-
0,66
0,49
3
12-13
II
3
-
0,60
0,56
0,56
-
0,50
0,52
0,64
0,62
7
III
1
0,54
-
-
-
-
-
-
-
-
1
17-21
I
1
0,49
-
-
-
0,49
-
-
-
-
2
17-20
II
2
-
0,48
-
0,48
-
0,52
-
-
0,56
4
16-20
III
3
-
0,68
0,58
0,72
-
0,53
-
0,64
0,65
6
20-25
I
2
-
-
-
0,58
-
-
-
-
0,56
2
20-27
II
1
0,56
-
-
0,62
0,52
-
-
-
0,60
4
19-26
III
3
-
0,62
0,59
0,68
-
0,56
0,64
0,70
0,68
7
Вариант
2 - чуть более информативен, однако оказалось затруднительным фиксировать
исходные данные. Из-за этого во многом ухудшилась оперативность получения
информации, что было одним из исходных условий для теста. Суммарное количество
достоверных связей по четырем группам составило 12, т.е. 33,3%.
Вариант
3 был наиболее информативен, прост в выполнении и подсчетах значения ИПК.
Суммарное количество достоверных связей по группам - 26, что составило 72,2%.
При этом следует отметить 100%-ную достоверность связей по дозировкам, которые
являются наиболее яркими индикаторами координационных способностей.
Для
выявления надежности и воспроизводимости теста по варианту 3 было проведено
повторное тестирование, что дало возможность получить достаточно высокий
коэффициент воспроизводимости, равный 0,86.
Сравнительные
оценки результатов тестирования двигательной баллистической координации. Анализ
использования варианта 3 в практической деятельности показал, что временной
интервал теста находится в пределах от 6 до 18 с, а суммарная величина
дальности четырех прыжков варьирует от 2 до 8 м. При этом наблюдается
достаточно высокая корреляция (r=0,82) между дальностью прыжков и временем их
выполнения. Это позволило рассчитать номограмму оценочных значений показателей
с диапазоном варьирования дальности прыжков от 2 до 8 м и временного интервала
- от 6 до 14 с (рис. 2).
Рис.
2. Номограмма оценочных значений показателей координационных способностей по
данным дальности прыжка и времени выполнения упражнения.
По
полученной номограмме, исходя из нормальности распределения Гаусса, определены
оценочные зоны. Результат ИПК ниже 0,25 оценивался как плохой; от 0,26 до 0,50
- ниже среднего; от 0,50 до 0,75 - выше среднего; от 0,75 до 1,00 - как хороший
и свыше 1,00 - как очень хороший.
Анализ
результатов исследуемых групп по коэффициенту ИПК показал, что по возрастным
группам оценки распределялись следующим образом (табл. 3).
Таблица
3. Оценка координационных способностей по данным расчета ИПК в различных
возрастных группах, %
Группа (возраст, лет)
Плохо
Ниже среднего
Выше среднего
Хорошо
Очень хорошо
1. 9-10
6
26
37
28
3
2. 12-13
4
26
39
26
5
3. 17-20
2
30
41
24
3
4. 20-26
5
29
35
27
4
В
целом приведенные в табл. 3 данные соответствуют нормальному распределению
показателей и достаточно полно характеризуют координационные способности
исследуемого контингента.
Характерной
особенностью использования данного методического приема является сопоставимость
по ИПК уровня координационных способностей, так как дальность прыжков требует
большей затраты времени, что в определенной мере нивелирует скоростно-силовые
возможности более взрослых по отношению к менее взрослым. Кроме того,
появляется возможность по соотношению значимых величин и их приоритету
выявлять, за счет каких компонентов двигательной деятельности (скоростной силы
или быстроты) занимающийся решает координационную задачу. Это позволяет выявить
как ведущие, так и лимитирующие факторы, определяющие координационную
подготовленность и в соответствии с этим определять наиболее эффективные
методические приемы развития данной способности.
Высокий
уровень взаимосвязи показателя ИПК с основными компонентами оценки
координационных способностей по унифицированной комплексной методике НИИ
физической культуры (особенно по параметрам точности воспроизведения темпа,
усилия и пространства) позволяет считать, что предложенный тест оценки
баллистической координации в достаточно полной мере соответствует выдвинутой
гипотезе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru