Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории

Осмысление интегративной сущности физической культуры
- магистральный путь формирования ее теории

Доктор педагогических наук, профессор, академик
Петровской академии наук и искусств В.М. Выдрин; кандидаты педагогических наук,
доценты Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев

В
последние годы в сфере физической культуры накоплен довольно обширный комплекс
знаний теоретического, методического, гуманитарного и естественнонаучного
характера. В связи с этим возникла острая необходимость в их объединении,
систематизации и целостном осмыслении. Как известно, это привело к
возникновению и формированию новой самостоятельной научно-учебной дисциплины - "общая
теория физической культуры".

За
относительно короткий исторический период проделана большая
научно-исследовательская работа, связанная с построением некоторых контуров
данной теории [1, 4-8, 16-18, 20-23, 25, 26]. Прежде всего это касается
интерпретации понятия "физическая культура" и непосредственно
связанных с ним явлений, раскрытия ее специфической сущности и содержания,
генезиса развития, морфологии (строения, состава) и функционирования физической
культуры в обществе, познания закономерностей ее развития, ценностных
характеристик, взаимосвязи с другими видами человеческой культуры и т.п.

В
частности, было показано, что понятие "физическая культура"
многоаспектно по своему содержанию и может быть охарактеризовано с
результативной, деятельной, ценностной и функциональной сторон. Наиболее
существенными признаками его содержания являются деятельность по освоению
двигательного и духовного опыта, передача его из поколения в поколение;
деятельность, направленная на совершенствование сущностных сил человека; ценностный
аспект в сфере физического совершенствования; функциональный аспект, связанный
с выявлением роли и места физической культуры в жизни общества.

Таким
образом, физическая культура как часть общей культуры связана с творческой
деятельностью по освоению и созданию ценностей в сфере физического
совершенствования народа и ее социально-значимыми результатами.
Функционирование и развитие ее можно рассматривать как акт общественного
производства специфических социальных ценностей.

Однако
и в настоящее время, несмотря на то что теория физической культуры включена в
учебные планы институтов физической культуры в качестве общепрофилирующего
предмета высшего физкультурного образования, в полном смысле о такой теории
говорить преждевременно. В ее разработке существует немало дискуссионных,
спорных и слабо изученных проблем. Парадокс состоит в том, что чем больше
изучаются проблемы, связанные с сущностью и содержанием теории физической
культуры, тем больше появляется разных точек зрения, порой запутывающих и усложняющих
процесс ее формирования.

Это
наглядно проиллюстрировали Всесоюзная научно-практическая конференция по
философским и социологическим проблемам физической культуры (Москва, май 1986
г.), а также предваряющие ее дискуссионные статьи В.И. Столярова, В.М. Выдрина,
Н.И. Пономарева, А.А. Зеленова и Ю.А. Лебедева и др. на страницах журнала
"Теория и практика физической культуры". Выступления на конференции
показали, что многие проблемы в этой области разработаны слабо или даже не
обозначены. Во-первых, еще недостаточно глубоко и полно выяснена сущность
физической культуры как вида, части или компонента культуры; во-вторых, нет
четкого понимания методологических подходов к ее изучению; в-третьих, неполно
раскрывается связь теории физической культуры с практикой физкультурного
движения и др. Кроме того, сейчас теория физической культуры по существу во
многих случаях рассматривается как совокупность частных теорий (теории
физического воспитания, теории спорта и т.д.), разработка которых недостаточно
координируется в рамках общей теории физической культуры, не в полной мере
раскрываются их взаимосвязи, слабо представлен интегрирующий характер
физической культуры. Поэтому понимание теории физической культуры должно быть
системным. В наиболее полном смысле слова она должна характеризоваться
принципиально иным, новым содержанием и представлять не сумму частных теорий, а
интегра-тивно обобщенную теорию всей деятельности в сфере физической культуры,
выступать в роли метатеории, быть интегрированным "единством разнообразия".
В. ней должны найти отражение наиболее общие и существенные закономерности,
действующие в этой области жизнедеятельности общества.

К
сожалению, за время, прошедшее после Всесоюзной конференции, размах и
интенсивность исследований по данной проблеме несколько снизились. Вполне
очевидно, что наиболее важные результаты в формировании теории физической
культуры могут быть получены при использовании концепций общей теории культуры,
интегративных подходов и методов исследования (в частности, системного), логико-методологических
проблем построения теорий.

Говоря
о культуре, можно выделить концепции, затрагивающие лишь отдельные ее аспекты.
К таковым можно отнести: предметно-ценностную, деятельностную,
личностно-атрибутную, общественно-атрибутивную, информационно-знаковую и др. И
концепции, которых пока значительно меньше, синтезирующие односторонние
представления о ней в единой системной модели. Так, удивительно прозорливой
оказалась концепция В.М. Лукина [15], выделившего такие взаимосвязанные подходы
к ее изучению, как социально-генетический, творчески-атрибутивный,
системно-функциональный, аксиологический, которые позволяют комплексно понять
ее специфическую сущность. Известный теоретик М.С. Коган [12] также отмечает,
что культура связана прежде всего с деятельностью по освоению социального
опыта, созданием новых культурных ценностей и ее социально-значимыми
результатами, отмечая односторонность вышеперечисленных концепций культуры.
Концепции В.М. Лукина, М.С. Когана согласуются с общим процессом культурного развития.
Весьма перспективна в этом плане концепция, устанавливающая связь культуры с
духовным производством [10]. При этом система культуры состоит из следующих
основных системообразующих подсистем: системы производства (освоения,
созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления. А
духовное производство как процесс охватывает все разновидности деятельности,
связанные с различными видами духовного освоения действительности:
практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного.
Данная концепция, по нашему мнению, не отрицает наличия материальной,
физической, социально-политической и других видов культуры, ибо последняя
связана с преобразованием природной, социальной среды и природы самого
человека.

Поэтому
данные подходы и концепции, отражающие многоаспектность содержания культуры,
могут служить основой для выявления взаимосвязанных, содержательных
характеристик и физической культуры, построения ее теоретических концепций,
дают возможность интегрировать разнообразные аспекты изучения физической
культуры человека с позиции медико-биологического, педагогического,
психологического, социологического, культуроведческого и философского знания. В
настоящее время в системе образования, воспитания и культуры особенно возрастает
приоритетное значение общечеловеческих ценностей, гуманистических начал в
развитии личности, ориентации общественного развития на интересы человека.
Личность человека в ее целостности и многомерности является высшей ценностью
образования и культуры. Среди многих факторов, влияющих на развитие общества и
каждой личности, физическая культура занимает особое место.

В
современный период имеются различные подходы к выявлению сущности,
компонентного состава физической культуры. Наиболее плодотворные из них
связывают ее с деятельностью, направленной на физическое совершенствование
человека [8, 9, 23]; с совокупностью интеллектуального,
социально-психологического, двигательного компонентов [14]; с системой
потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся
на развитии физических качеств [9, 19, 25, 29]; с формами ее организации
(компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической
рекреацией и двигательной реабилитацией [6, 11, 20]. Физическая культура рассматривается
с деятельной и результативной стороны [21], в единстве предметных и личностных
ценностей [II]. Однако многие из этих концепций, характеризуя отдельные стороны
такого сложного социального феномена, как культура физическая, чаще всего
рассматриваются изолированно друг от друга. Их же необходимо рассматривать в
комплексе, в единой взаимосвязи. Это дает возможность сформировать более
интегративное представление о сущности физической культуры.

Физическая
культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание
(связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их
совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная
реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является
сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного
компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей,
деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого
компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить
одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором,
объединяющим все компоненты физической культуры, предстает
физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на
физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить
методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании
общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных
теорий.

Физическая
культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования
телесно-двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры,
предполагает прежде всего работу с духовным миром человека - его взглядами,
знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями,
его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации. И,
видимо, чрезмерное смещение акцентов при ее формировании на двигательный
компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб
интеллектуальному и социально-психологическому - одна из главных причин того,
что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью
каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой
человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные
возможности.

Нам
представляется, что такой подход к пониманию сущности физической культуры дает
возможность совершенно по-иному взглянуть на проблему формирования физической
культуры человека и ее теоретических основ, в целом на сферу физической
культуры. Ставя во главу угла взаимосвязь интеллектуального,
социально-психологического, двигательного компонентов, а также исследование
проблемы потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов в ее
сфере - на основе изучения разнообразных форм физкультурной (двигательной)
деятельности, связанной с физическим совершенствованием человека, возможно
довести до сознания масс, общества это явление - физическую культуру. И хотя
эти вопросы частично (в связи с физкультурным образованием) затрагиваются в
интересных работах Л.И. Лубышевой [14], В.В. Приходько [24], Е.П. Каргаполова
[13], а также в методологическом плане И.М. Быховской [3], но далеко не решают
проблемы в целом. В этом плане чрезвычайно актуально высказывание В.К.
Бальсевича, сделанное еще в 1981 г. и связанное с развитием теории, методики и
организации физической культуры и спорта, с выработкой и освоением новых
научно-методических и организационных концепций о "...целесообразности
отказа от существующей ныне системы, предусматривающей отбор людей для занятий
определенным видом спорта, и обоснована необходимость отбора вида спортивной
деятельности для каждого человека в соответствии с его моторной и
психологической индивидуальностью", ибо "...возможности современного арсенала
физической культуры и спорта перекрывают известный нам диапазон индивидуальных
двигательных способностей человека и, таким образом, позволяют каждому найти
вид физкультурно-спортивной деятельности, который бы соответствовал его
морфофункциональному, психологическому статусу и личностным мотивациям"
[2, с. 43].

Физическая
культура есть явление, которому присуще "материально-духовное" или
"духовно-материальное" качество. Она выступает в системе культуры как
базовый слой, интегрирующая часть культуры. Сочетая единство духовного и
физического, физическая культура имеет большие потенциальные возможности для
формирования целостной личности. Это служит гарантией того, что усилиями многих
исследователей разработка теоретических вопросов в сфере физической культуры будет
успешной и практике будут даны научно обоснованные рекомендации по приобщению к
ней все большего числа занимающихся.

В
заключение отметим, что для более эффективного решения вопросов, относящихся к
теории физической культуры, необходимо следующее:

1)
ориентировать теоретические разработки в сфере физической культуры во
взаимосвязи с методологическими уровнями рассмотрения знаний (философским,
общенаучным, частнонаучным, отдельного исследования) и с такими категориями
материалистической диалектики, как общее, особенное и единичное;

2)
учитывать такие аспекты связей культуры вообще и физической культуры в
частности:

а)
многообразие содержания культуры, которое позволяет комплексно раскрыть
совокупность существенных признаков физической культуры;

б)
системность рассмотрения культуры, дающее возможность объединить различные
аспекты знания о физической культуре в достаточно целостные теоретические
научные концепции;

в)
соотносимость теорий, т.е. взаимообусловленность общей теории физической
культуры и ее частных теорий, по отношению к которым она выступает
методологической основой в процессе их формирования; г) взаимодействие
подсистем, которое предполагает нахождение оптимальных путей управления
функционированием как отдельных подсистем физической культуры, так и ее в
целом, учет ее взаимосвязей со многими компонентами общественной системы; д)
связь с практикой: теория физической культуры, способствуя более глубокому
пониманию причинно-следственных связей в ее сфере, формирует тем самым более
широкое мировоззрение специалистов как в профессиональном, так и в социальном,
культурном плане;

3)
в теоретико-методологическом плане подойти к обоснованию и раскрытию механизма
образования и функционирования ценностей в сфере физической культуры,
приобщения к ним человека с выявлением влияния на этот процесс
агитационно-пропагандистских, информационных, правовых, экономических,
организационно-управленческих и других факторов;

4)
более глубоко познать и осмыслить сущность различных форм двигательной
деятельности в ее сфере.
Список литературы

1.
Бальсевич В.К. "Теор. и практ. физ. культ.", 1991, № 7.

2.
Бальсевич В.К., Громыко В.В. и др. "Теор. и практ. физ. культ.",
1981, № 8.

3.
Быховская И.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1993, № 7.

4.
Выдрин В.М. Автореф. докт. дис. М., 1980.

5.
Выдрин В.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1984, № 6.

6.
Выдрин В.М. "Теор. и прак. физ. культ.", 1986, № 5.

7.
Визитей Н.И. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989.

8.
Введение в теорию физической культуры./Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС,
1983.

9.
Зеленое Л.А., Лебедев Ю.А. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 9.

10.
Ешин М.Б. Культура в системе общества. Вып. "Культура в общественной
системе социализма". - М.: Наука, 1984.

11.
Евстафьев Б.В. Анализ основных положений в теории физической культуры. Л.,
1985.

12.
Коган М.С. Системный подход и гуманитарные знания. Л., 1991.

13.
Каргаполов Е.П. Автореф. докт. дис. М., 1992.

14.
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.:
ГЦОЛИФК, 1992.

15.
Лукин В.М. Дис. Л., 1970.

16.
Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1975, № 11.

17.
Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1978, № 3.

18.
Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1980, № 12.

19.
Манько Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта.
Л.: ВДК ИФК, 1985.

20.
Николаев Ю.М. Дис. Л., 1976.

21.
Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 6.

22.
Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1974, № 4.

23.
Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1979, № 5.

24.
Приходько В.В. Автореф. докт. дис. М., 1992.

25.
Столяров В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 2.

26.
Столяров В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 9.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образ Клима Самгина в романе М. Горького
Реферат Beowulf The Brave Hero Essay Research Paper
Реферат Трагедия Базарова в романе Ивана Тургенева Отцы и дети
Реферат Orion Essay Research Paper OrionOrion is a
Реферат Учет себестоимости продукции
Реферат Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ
Реферат Структура и свойство материалов (из конспекта лекций)
Реферат Андрея Платоновича Платонова запишите тему урок
Реферат Сущность, функции и признаки права
Реферат Энергетический феномен вакуума
Реферат Контекст сексуальных фантазий
Реферат Организация деятельности PR–службы на примере коммерческой организации ООО "Флагман", предоставляющей услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Реферат Общая характеристика речного транспорта
Реферат Bicarbonate A Good Buffer For Blood Essay
Реферат Pygmalion Essay Research Paper Bernard Shaw s