Новый метод развития координации движений у инвалидов
по зрению
Профессор, доктор педагогических наук В.А. Булкин,
С.-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры,
С.-Петербург, С.Н. Мишарина, Волоколамский институт реабилитации слепых,
Волоколамск
Развитие
координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства
у слепых может успешно осуществляться с помощью упражнения "метание
дротиков в мишень". Оборудование: озвученная мишень, набор дротиков, стул.
Пенопластовая
мишень диаметром 1 м выполнена по принципу стрелковой мишени, каждый радиус
кольца зоны поражения которой составляет 5 см. Попадание в центр мишени
приносит игроку максимальные 50 очков. При каждом удалении зоны поражения от
центра количество полученных игроком очков уменьшается на 5, в результате чего
попадания в крайнюю от центра зону поражения принесет игроку наименьшие 5
очков.
Центр
мишени озвучен колокольчиком, сигнал от которого подается судьей
(преподавателем) только перед первым броском в качестве дополнительного
ориентира для определения местоположения мишени относительно игрока. С этой же
целью спинка стула, которой игрок в положении "сидя" касается спиной
во время броска, установлена параллельно плоскости мишени.
Броски
выполняются стандартными дротиками промышленного производства из-за головы
любой рукой с расстояния 3 м от мишени. Допускается хват двумя, тремя, четырьмя
пальцами за "тело" дротика.
Игроку
необходимо выполнить 3 броска, набирая при этом максимально возможное для него
количество очков. Тренироваться на точность попадания на одном занятии
целесообразно до появления у игрока состояния легкого утомления, проявляющегося
в первую очередь в "разбросе" дротиков и стойком ухудшении
результатов попадания.
На
стадии обучения после серии бросков рекомендуется подводить игрока к мишени для
тактильного уточнения координат попадания дротиков. На основе тактильного
восприятия положения дротика относительно центра мишени игрок получает
возможность соотнести свои кинестезические ощущения в момент броска с реально
полученными результатами, что способствует более быстрому и полноценному
накоплению "навыкового" фонда игрока.
Корректировка
каждого последующего в серии броска осуществляется игроком в соответствии с
устной информацией судьи (педагога) о координатах предыдущего попадания на
основе своих кинестезических ощущений и мышечной памяти.
Необходимо
сообщать игроку о количестве набранных очков после каждого броска с указанием
сегмента зоны попадания. В основу деления мишени на сегменты для аналогии
восприятия положен принцип циферблата, т.е. дротик попадает в сегмент 12, 8, 2,
3 и т.д. часов, набрав при этом определенное количество очков в зависимости от
удаления дротика от центра мишени.
Лицам
с остаточным зрением необходимо иметь индивидуальную непрозрачную повязку для
глаз.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru