Мониторинг исследования тестовых заданий на основе
применения коэффициентов связи и корреляционной матрицы
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Барахсанова,
Педагогический институт ЯГУ, Якутск, Кандидат педагогических наук, доцент В.П.
Барахсанов, Институт физической культуры и спорта ЯГУ, Якутск
Введение.
Проблема модернизации содержания школьного и высшего образования тесно связана
с проблемой повышения качества знаний учащихся и студентов, которая, в свою
очередь, зависит от эффективности учебно-воспитательной работы педагогов, а
также от разработки тестовых заданий для проверки уровня усвоения знаний [1,
4-6].
Теоретический
анализ научно-исследовательской литературы, изучение практических разработок,
посвященных проблеме проверки надежности теста, показали, что проблема
мониторинга является одной из самых актуальных, однако не до конца разрешенной
[1, 3, 4, 7]. Появившиеся за последний период несколько методических пособий и
учебников по мониторингу посвящены в основном вопросам составления тестовых
заданий и проведения "единого государственного экзамена".
В
данной статье приводятся результаты формирующего, контролирующего и
сравнительного этапов исследования апробации коэффициентов связи.
Постановка
проблемы исследования: структура, задачи и методика. Поэтапное проведение
экспериментальной части исследования включало в себя следующие задачи
исследования:
1.
Выбрать коэффициент корреляции, по которой можно определить надежность теста.
2.
Сформировать комплексное представление об анализе валидности и надежности
тестов.
При
разработке методики формирующего эксперимента мы руководствовались следующими
положениями:
1.
Предъявляемые испытуемым тесты должны соответствовать содержанию изучаемого
предмета.
2.
Задания должны быть представлены в доступной для испытуемых форме - в виде
проблемных ситуаций и заданий.
3.
Качественная оценка полученных результатов должна сочетаться с количественной.
О качественной характеристике мы судили на основе коэффициента связи
№
Ф.И.О.
Колич. заданий в тесте
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
А
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
1
2
Б
1
1
1
1
1
0
1
0
0
1
1
1
3
В
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
4
Г
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Д
0
1
1
1
0
1
0
1
1
0
0
1
6
Е
0
1
0
0
0
1
1
0
1
1
0
0
7
Ж
0
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
8
3
0
0
0
1
0
1
0
0
0
1
0
1
9
И
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
1
10
К
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Количество правильных ответов
Ri
9
8
8
7
5
6
4
4
3
6
5
3
Количество неправильных ответов
Wi
1
2
2
3
5
4
6
6
7
4
5
7
Доля правильных ответов pi
0,90
0,80
0,80
0,70
0,50
0 60
0,40
0,40
0,30
0,60
0,30
0,30
Доля неправильных ответов qi
0,10
0,20
0,20
0,30
0,50
0,40
0,60
0,60
0,70
0,40
0,50
0,70
piqi
0,09
0,16
0,16
0,21
0,25
0,24
0,24
0,24
0,21
0,21
0,25
0,21
piqi
0,30
0,40
0,40
0,46
0,50
0,49
0,49
0,49
0,46
0,49
0,50
0,46
Исходя
из специфики комплексного представления, которое нам необходимо было
сформировать, для первой серии формирующего эксперимента мы разработали
специальную методику, направленную на создание устойчивого комплексного
представления о валидности и надежности теста, сохраняющего свою целостность в
педагогическом процессе (свой вариант).
Во
второй серии формирующего эксперимента мы стремились показать взаимосвязь
коэффициента связи, являющегося точным аналогом классического коэффициента r
для данных, полученных дихометрическим разделением на две группы.
Материал,
разработанный для проведения двух серий экспериментальных исследований, должен
был соответствовать требованиям ГОС. Поэтому задания формирующего эксперимента
были разработаны с учетом требований Госстандарта образования по предметным
областям подготовки специалистов физкультурного института, а именно по курсам
"Технические и аудиовизуальные средства обучения",
"Информационные технологии в физической культуре и спорте" и
"Психология физического воспитания".
В
соответствии с первой задачей формирующего эксперимента была разработана
специальная методика для индивидуальной работы со студентами 1-4-го курсов ЧИФК
(Якутия). Необходимо было сформировать у них устойчивое комплексное знание по
разделам вышеназванных предметов.
Были
использованы тесты с различными вариациями, соответствующими разделам курса.
Вторым
условием обеспечения валидности и надежности теста для нашего исследования
является целостная личностно-профессиональная характеристика - образованность
студента. Образованность рассматривается нами как результат образования,
который характеризует умения обучающихся решать задачи четырех групп:
познавательные, деятельностно -практические, социального взаимодействия,
саморегулирования.
Мы
считаем, что основная проблема заключается в противоречии между потребностью в
самовыражении, самоутверждении студентов и отсутствием необходимых умений,
недостаточным осознанием своих возможностей, интересов, способностей.
Следовательно,
предметом анализа является корреляция между познавательными интересами,
самооценкой и познавательными умениями.
Анализ
коэффициента корреляции показывает увеличение тесноты связи познавательных,
внеучебных интересов, самооценки и умений. Этот факт мы рассматриваем как
свидетельство того, что когнитивный компонент, организованный в
опытно-экспериментальной работе на основе разработанной модели, способствует
прогрессивному разрешению основного противоречия возраста. Однако анализ
коэффициентов корреляции между познавательным интересом и самооценкой
показывает, что теснота связей этих показателей уменьшилась. Мы предполагаем,
что полученный результат отражает реальную тенденцию возрастного развития:
Второй
этап решения поставленной задачи - определение результативности проведения
теста - связан с поиском адекватной оценки познавательного потенциала личности
студента.
Для
выяснения связи между критериями коэффициенты, полученные дихометрическим
путем, были разделены на две группы.
Формирующий
этап опытно-экспериментальной работы был направлен на преобразование условий, в
которых осуществлялся процесс проведения контроля знаний студентов, участвующих
в эксперименте.
Затем
для сравнения корреляционных плеяд был разработан комплекс тестовых заданий по
разделу 2 главы 9 учебника Е.П. Ильина "Психология физического
воспитания".
В
ходе тестирования нами получены следующие результаты (см. таблицу).
Практическая
значимость исследования заключается в следующем:
1.
Выявлены качественные изменения в технологии проведения теста, что, безусловно,
способствует переходу на более высокий уровень образованности студентов.
2.
Степень достоверности критериев, включающая совокупность ориентировочных связей
у всех испытуемых, прошедших проверку, возросла.
3.
Доказаны валидность и надежность тестовых заданий.
Таким
образом, разработанные в рамках системного подхода в ходе формирующего
эксперимента тестовые задания, методы составления экспертной оценки контроля
знаний способствуют реализации мониторинга исследования тестовых заданий в
учебно-познавательной деятельности.
Список литературы
1.
Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. - 191 с.
2.
Антонов Ю.С., Хохолов А.М. Тестирование (теория и практика). Якутск, 2000. -
116 с.
3.
Джон Равен. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы.
М., 2001. - 140 с.
4.
Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение,
использование. Издание второе. СПб, 1997. - 304 с.
5.
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. - 204 с.
6.
Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Телетестинг-99. М., 1999. - 144 с.
7.
Штернберг Р.Дж. Интеллект, приносящий успех. Минск, 2000. - 367 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru