Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая подготовка студентов - гидов-экскурсоводов для работы в условиях горной местностности

Спорт как социальное явление и фактор социализации
личности

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Ш. Апциаури ,
Грузинская государственная академия физического воспитания и спорта, Тбилиси

Человек
вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой
является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится
личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями,
целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также
неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с
помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет
собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того
общества, к которому он принадлежит.

Именно
благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность,
включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную
систему.

В
современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса,
утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего
процесса становления личности - той его части, которая "ответственна"
за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее
распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего
в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или
иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по
социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех,
кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых
социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно
"впитывая" в себя эти ценности и стандарты.

Известно,
что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли.
Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием
социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных
социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых
характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных
моделях поведения.

Анализируя
факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как
социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда
физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является
социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил
и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные
"профессиональные статусы", в которых каждая личность, занимаясь
спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.


Спорт
как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования
личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации
как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.


Характер
спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости
от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую
он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях,
приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт
как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной
культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни
человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально
компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в
процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и
самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в
субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление
индивида и формируя стили жизни.

Человеческое
самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не
только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в
пространственном, но и в смысловом контексте.

В
настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения
человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт
спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением.
Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей
среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид
социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые
механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически
воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной
деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла
личности.

Анализируя
данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность
является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве
совокупности определенных отношений людей. Всякая деятельность, как известно,
порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают
возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную
норму. Именно поэтому деятельность неотделима от системы общественных
отношении, которая создается ею и детерминирует ее.

С
учетом сказанного анализ спортивного фактора как совокупности специфических
общественных отношении, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации,
позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установить важные
социо-культурные функции.

Всякое
отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту
связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно,
анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные
свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой
социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества,
которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно
многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение.

Социологические
исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности,
является носителем специфических общественных отношений, так как в этой
системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации,
специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь
спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы,
являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не
может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он
социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и
идентификации.

Основной
и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная
деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в
процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть
включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься
социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и
то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются
не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в
которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в
общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих
социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в
пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора
формирования личности.

Таковы
в общих чертах специфические особенности общественных отношений, сформированных
через спортивную деятельность. Эти, как уже отмечалось выше, отношения в
процессе формирования личности в общей совокупности и характеризуют спорт как
социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они
возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное,
индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности
и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные
отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются
надстроечными. И, подобно политическим, правовым, моральным и другим
отношениям, они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и
типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих
отношений в конечном итоге могут быть детермированы социально-экономической
структурой общества. Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной
сферы, и в том числе спортивных отношений. Это означает, что сфера спорта не
имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, как,
например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, она
имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что
помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ему присущие законы
и закономерности развития и функционирования. Французский социолог Пьер Будье
писал: "…пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в
себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь,
структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все основания
рассматривать виды физической активности как относительно автономное
пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного
развития личности".

Рассматривая
процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и
среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего
специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и
интеграции человека, формируя определенный тип поведения.

Успешная
социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что
позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое,
нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или
несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие
типы норм:

·
реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в
статистическом большинстве случаев;

·
должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в
действительности;

·
идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

Мы
знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а
результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не
надо забывать, что она не всегда бывает успешной. Более того, результат почти
всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. А спортивный
фактор в силу своей специфичности как социальный институт сглаживает и
облегчает процесс отклоняющей социализации.

Вообще
процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и
содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования
межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих
культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального
статуса.

Таким
образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели,
что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно
осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным
образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании
социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на
конкретные базовые ценностные ориентации.

Спорт
как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной
культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни
человека и формирует его как социально компетентную личность.

Социализация
допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к
гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует
определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком
определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную
установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное -
физическую активность.

Все
это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к
"идеалу". Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в
обществе и облегчают процесс интеграции.
Список литературы

1.
Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.

2.
Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996.

3.
Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для
студентов институтов физ. культуры. М.,1980.

4.
Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в
современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

5.
Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4.

6. Smoll E.L., Smith R.E. Ledership
behaviors in sport: A theoretical model and research paradigm // Wash., 1998.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.