Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Государственная политика в сфере физической культуры и спорта

Физическая подготовка студентов - гидов-экскурсоводов
для работы в условиях горной местностности

М.Н. Арзамасцев, Бишкекский институт менеджмента,
бизнеса и туризма, Бишкек, Кыргызстан

Как
известно, специфика профессиональной деятельности гида-экскурсовода в условиях
горной местности связана с пребыванием в местах с разными
природно-климатическими условиями, перепадами атмосферного давления,
длительными пешими переходами, большими нервно-эмоциональными нагрузками и
другими факторами. Нередко молодые специалисты, попадая в подобные условия, не
справляются с ними, прежде всего физически. У них очень быстро наступает
состояние утомления, организм легко поддается различным заболеваниям, в том
числе профессионального характера.

Значительная
часть передвижений экскурсовода связана с частотой пульса в пределах 150
уд/мин. Как известно из физиологии мышечной деятельности, в этих случаях
ведущую роль играет уровень развития общей выносливости. Важно и то, что
указанная выносливость гида-экскурсовода должна выступать в сочетании с силовой
выносливостью. С наибольшей полнотой такое сочетание проявляется при
вынужденном оказании помощи друг другу, переноске травмированных, разборке
завалов и оползней, налаживании переправ через горные (водные) преграды и т.д.
В критических ситуациях может возникнуть необходимость в быстроте. Порой важна
способность предельно быстро реагировать на сигнал, поддерживать максимальный
темп движения в течение короткого промежутка времени. Материалы специально
организованных наблюдений говорят и о том, что для гидов-экскурсоводов весьма
важное значение имеет и ловкость. При быстром передвижении по горным склонам, в
ходе переправ через реки, особенно с грузом за спиной, необходимы хорошая
координация движений и чувство равновесия.

Изучение
профессиограммы гидов-переводчиков, анализ актов расследования несчастных
случаев и чрезвычайных происшествий, наблюдений за ходом работ по ликвидации
аварий позволяют выдвинуть на первый план сочетания самых разных физических
качеств со смелостью, решительностью, эмоциональной устойчивостью. Именно это
отмечают в первую очередь руководители туристических групп. Нельзя упускать из
виду и то обстоятельство, что хорошая психофизическая подготовленность
гидов-экскурсоводов в той или иной форме может быть связана со склонностью к
риску. Для эффективных и в то же время безопасных действий, в частности во
время ведения аварийных и спасательных работ, подобная склонность просто
необходима.

Следует
отметить и такие особенности руководителей туристических групп, как их
способность переключать, распределять, концентрировать внимание, обеспечивать
его устойчивость, управлять оперативным мышлением.

Перечисленные
факторы обусловливают объективную необходимость определения принципиального
содержания, ведущих сторон и форм взаимодействия профессионально -прикладной
физической подготовки (ППФП) гидов-экскурсоводов.

В
1999/2003 учебных годах в Бишкекском институте менеджмента, бизнеса и туризма
был проведен двухэтапный педагогический эксперимент, направленный на повышение
качества физической подготовленности специалистов указанного профиля.

В
ходе основного эксперимента, проведенного с учебными группами студентов 1-го и
2-го курсов, отнесенных к контрольному потоку, учебный процесс по физическому
воспитанию осуществлялся согласно утвержденному графику, в соответствии с
требованиями общепринятой методики. При этом предусматривались занятия по
легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм. Трижды: в начале учебного года,
в середине и в конце его - принимались контрольные нормативы для определения
уровня подготовленности студентов (бег 100 м, прыжки в длину с места,
подтягивание на перекладине, жим гири весом 16 кг, бег 1000 м). Кроме того, они
проходили испытание с помощью теста Купера.

В
этот же период экспериментальный поток студентов занимался физической культурой
на открытом воздухе при любых погодных условиях. Опытная часть исследования
предусматривала использование особого содержания занятий в экспериментальной
группе. Оно строилось прежде всего на материалах спортивных игр (в частности
баскетбола, футбола), с обязательным включением в каждое занятие кыргызских
народных подвижных игр и физических упражнений (Ак челмек, Жоо журуп тыйын
энмей и др.). Сам этот факт говорит о том, что в работе с указанной группой
существенное, порой определяющее значение имели общеизвестные методические
особенности игр: их комплексное воздействие на физические качества и способности,
большая нервно-эмоциональная нагрузка, использование постоянно меняющихся
двигательных действий, непосредственный контакт занимающихся друг с другом,
соблюдение официально признанных правил игры и др.

В
работе с этой группой особое место занимали такие методы, как игры в
нестандартных, затрудненных условиях, с необычным противником, по упрощенным и
усложненным правилам, на открытом воздухе в любую погоду, с чередованием
проведения игры в тени и на солнце.

Общая
нагрузка занятий составляла 8 ч в неделю (2 обязательных, 2 факультативных по 2
ч каждое). В конце каждого занятия применялся контрастный душ с резким
снижением температуры воды до +5 - +100С и последующим резким ее повышением.

Учитывая,
что повторное или длительное воздействие подобного раздражителя повышает
сопротивляемость только к нему, применялись и другие виды закаливания,
связанные с использованием солнца, воды, воздуха в условиях активного
двигательного режима. При этом особое внимание уделялось соблюдению принципов
закаливания: постепенности, систематичности и дозированности.

Не
упускалось из виду и то обстоятельство, что подавляющим большинством
занимающихся были начинающие спортсмены.

Контрольные
обследования проводились раз в три месяца. Полученные при этом показатели
подвергались специальному анализу, результаты которого служили основанием для
внесения в содержание учебной работы соответствующих коррективов.

Для
определения эффективности проведенного эксперимента оценивались исходный и
конечный уровни подготовленности испытуемых. Они определялись следующими
тестами: сила статическая, сила динамическая, сила взрывная, быстрота реакции,
быстрота движений, силовая выносливость, общая физическая работоспособность,
ловкость, динамическое равновесие, гибкость, волевые качества, переключение и
распределение внимания, концентрация и устойчивость внимания, оперативное
мышление, устойчивость к изменениям температуры и к неблагоприятным
производственным факторам.

Показатели
первых двух обследований отражают несущественные изменения уровня подготовленности
испытуемых. Показатели третьего тестирования (май 2000 г.) выглядят более
привлекательно. Это связано с тем, что в период между вторым и третьим
тестированием особое внимание уделялось использованию средств ППФП
гида-экскурсовода в гармоническом сочетании со средствами технической,
тактической и интегральной подготовки спортсменов, занимающихся вышеуказанными
видами спорта. Немаловажное значение имел и тот факт, что абсолютное
большинство испытуемых систематически посещали обязательные и факультативные
занятия, уделяли внимание вспомогательным формам физической культуры в
свободное от учебы время.

При
сопоставлении результатов 3-го и 1-го тестирований обнаруживаются
небезынтересные факты. Большинство показателей заметно улучшились у занимающихся
баскетболом (в динамической силе на 5,8%, быстроте движении на 11%, в ловкости
на 5%), у футболистов соответственно в динамической силе на 4,7%, быстроте
движении на 14% и ловкости на 3%. Кроме того, футболисты доминируют в приросте
гибкости на 7,7%. Это означает, что специально направленное воздействие на
занимающихся уже на этом этапе работы дает соответствующий эффект. В дальнейшем
он становится более убедительным.

Следующие
обследования проводились в сентябре 2000 г. и в конце января - начале февраля
2001 г. В значительной своей части они убеждают в том, что ранее достигнутые
результаты закрепляются и в чем-то получают свое дальнейшее развитие. Например,
примечательны данные о концентрации и устойчивости, переключении и
распределении внимания, улучшении оперативного мышления. Это опять-таки
свидетельствует о гармонизации сторон личности, ее стремлении осознать, оценить
и практически использовать не только физические, но и психологические
возможности.

В
дальнейшей работе с нашими испытуемыми вступили в действие два мощных
дополнительных фактора. Первый из них заключался в планомерной подготовке
студентов к межвузовским соревнованиям по баскетболу и футболу, второй - в
планомерной и систематической работе по освоению теоретической части программы
обучения. Указанные факторы сказались на результатах очередного тестирования.

Обследование
проводилось в конце мая 2001 г. Полученные данные впечатляют. Статистически
достоверно (р

Фактический
материал, полученный в результате основного эксперимента, несмотря на его
многосторонность и значимость мог вызывать долю сомнения в его закономерном
характере в связи с особенностями контингента занимающихся. Чтобы снять
сомнение, нами был проведен контрольный эксперимент. При этом принцип подбора
занимающихся оставался прежним, требования к содержанию и методике учебно-тренировочной
работы, методам обработки и обобщения полученных данных существенных изменений
не претерпели.

Однако
было и заранее предусмотренное отличие, которое заключалось в ряде рабочих
установок: а) учитывая исключительную важность морально-психологического
фактора в деятельности гида-экскурсовода, были несколько усилены объем и
практическая направленность работы по развитию оперативного мышления и
устойчивости к изменениям температуры окружающей среды; б) материал по
специально-теоретической подготовке теснее увязывался с конкретными фактами и
событиями туристических мероприятий.

Эксперименты
проводились с двумя группами студентов: баскетболистами (30 человек) и
футболистами (42 человека). Занятия с ними проводились в 2001/2003 учебных
годах. Контроль за результатами учебно-тренировочной работы был поэтапным и
осуществлялся в сентябре, феврале, мае. Обследование, состоявшееся в середине
сентября, выявило небезынтересную картину.

Показатели
занимающихся баскетболом по сравнению с данными участников соответствующего
основного эксперимента отражают достаточно эффективное воздействие как на
физические, так и на психологические качества, в частности во взрывной силе,
скорости реакции, концентрации и устойчивости внимания, оперативном мышлении и
др.

Результаты
второго контрольного обследования свидетельствуют о сохранении тенденции к
дальнейшему улучшению физических и психических возможностей занимающихся. Это
особенно заметно во взрывной силе, скорости реакции, переключении и
распределении внимания, концентрации и устойчивости внимания и некоторых других
показателях.

В
январе 2003 г. было проведено третье контрольное обследование, которое еще
более убедило в эффективности экспериментальной методики в большей части
изучаемых сторон ППФП студентов. Примечательно и то, что темпы их изменения ни
в чем не уступают, а порой и превышают результаты соответствующих этапов
основного экспериментального исследования.

Проведенные
исследования убеждают в научной состоятельности предлагаемого содержания и
методики обсуждаемой подготовки гидов-экскурсоводов, обеспечивают достаточно
многогранное и эффективное их становление как специалистов избранного вида
деятельности, готовность к выполнению возложенных на них функций в различных
условиях, в том числе в горной местности

Направленность
проведенных экспериментов полностью соответствует цели физического воспитания,
заключающейся в достижении физического совершенства, выступающего в единстве с
духовным богатством и моральной чистотой.
Список литературы

1.
Анаркулов Х.Ф. Кыргыз эл оюндары. - Фрунзе: Кыргызстан,1991. -197 с.

2.
Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в
высших учебных заведениях. Алматы, 2001. - 43 с.

3.
Выдрин В.М. Актуальные проблемы профессионально -прикладной физической
подготовки // Теория и практика физ. культуры. 1986, с. 60-61.

4.
Комиссаров В.А. Приключенческий туризм в Кыргызстане : Учеб. пос. по подготовке
менеджеров туристских фирм. Бишкек, 2000. - 86 с.

5.
Чепик В.Д. Подготовка и профессиональное образование специалистов для
туристской деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1999, №11, с. 35.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.