Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спортивное плавание сегодня

Спортивное плавание сегодня

А. Д. Викулов

Спорт
стал величайшим социальным явлением современности.

Более
ста лет насчитывает история спортивного плавания.

Закономерности
спортивной тренировки в плавании в минувшем веке получили глубокое всестороннее
обоснование и развитие. Известно, что концепция спортивной тренировки оказалась
наиболее апробированной и научно обоснованной в области физической культуры и
спорта концепцией. В рамках спортивных состязаний плавание совершенствовалось в
наибольшей степени. Сегодня - это один из наиболее массовых и популярных видов
спорта. По числу разыгрываемых медалей на крупнейших международных
соревнованиях наш вид спорта уступает только легкой атлетике. Так, на чемпионате
мира 1998 г. медали были разыграны в 36 видах соревнований, а на Играх
Олимпиады в Сиднее - в 32 видах. Если провести сравнение по количеству
соревновательных дистанций этой последней Олимпиады с Играми в Риме (1960), то
получится, что количество дистанций возросло за четыре десятилетия более чем в
два раза. В соревнованиях по плаванию на Играх Олимпиады в Сиднее (2000 г.)
приняли участие 982 пловца из 150 стран мира. В это большое число почти не
входят страны Африки. Пловцы африканского континента, как правило, не
добиваются выдающихся результатов на международных соревнованиях. Многие страны
Африки до сих пор не представлены в Международной федерации любителей плавания
(FINA). Сегодня лишь некоторые из них проявляют внимание к работе FINA,
участвуя в судейских семинарах и различных ее мероприятиях (Ангола, Бруней,
Каймановы острова, Конго, Фиджи, Индия, Иран, Кувейт, Никарагуа, Папуа Новая
Гвинея).

С
каждым днем все более популярными становятся заплывы на "открытой"
воде. Они собирают огромное количество зрителей. Уже проводятся чемпионаты
мира, Европы, национальные первенства. На дистанциях 5, 10, 25 км успешно
выступают наши пловцы. В 1998 г. на чемпионате мира А. Акатьев стал победителем
на дистанциях 5 и 25 км. В 1999 г. мужская и женская сборные России стали
чемпионами Европы. В составе команды золотую медаль получила ярославская
спортсменка, мастер спорта международного класса О. Шалыгина.

Специалисты
отмечают заметные тенденции коммерциализации плавания как вида спорта в
настоящее время. Этапы Кубка Мира уже позволяют ведущим спортсменам-пловцам
зарабатывать приличные деньги. Совершенствуется система розыгрыша Кубка Мира в
плавании на "короткой" воде (25-метровые бассейны). В год проводится
10-12 стартов. Вот города, которые принимали этапы Кубка Мира в
сезоне-2000/2001: Рио-де-Жанейро - Вашингтон - Эдмонтон - Шанхай - Мельбурн -
Неаполь - Шеффилд - Берлин - Стокгольм - Париж. Сегодня стоит задача
"отработать" календарь соревнований, удачно сочетая коммерческие
старты с официальными первенствами.

Наиболее
существенное дополнение к программе соревнований по плаванию последних лет -
"сверхкороткий" спринт. Он намного повысил зрелищность состязаний
пловцов, расширил круг болельщиков, в том числе и телевизионных. Дистанция 50
метров собирает наиболее атлетичных спортсменов. Для нее характерна острейшая,
подчас драматическая борьба. Малейшая оплошность на старте или на финише
исключает возможность успеха: пловцов на финише разделяют, как правило,
тысячные доли секунды. Какова же их цена? Вспомним финальный заплыв на Играх
Олимпиады в Атланте. На трибуне - Президент США Б.Клинтон. Он лично собирается
вручить 1 миллион долларов американскому спортсмену, если тот победит на этой
сверхкороткой дистанции. Золотую же медаль выигрывает наш А. Попов...
Победитель следующих Олимпийских Игр на дистанции 1500 м вольным стилем получит
1 миллион долларов - так решила FINA.

Подготовка
пловцов высокого класса, способных добиваться побед на крупнейших международных
соревнованиях, ведется во многих странах мира. В течение последнего десятилетия
чемпионами Игр Олимпиады и мира становились пловцы из США, Австралии, России,
Германии, Китая, Украины, Венгрии, Ирландии, ЮАР, Финляндии, Канады, Испании,
Японии, Новой Зеландии, Бельгии, Коста-Рики, Польши, Швеции, Нидерландов,
Франции. Несмотря на огромные трудности, которые сегодня переживает спорт в
странах бывшего СССР, специалистам этих стран удалось добиться значительных
результатов в подготовке пловцов высокого класса. Можно говорить о системе
советской школы плавания. Свидетельством этого является ряд имен спортсменов,
подготовленных в последнее время: А. Попов, Д. Панкратов, Я.Клочкова,
Р.Слуднов, И.Червински, Д.Силантьев и др. За последние три года в России 13
спортсменов получили звание "Заслуженный мастер спорта", 55 пловцов стали
мастерами спорта международного класса.

Работа
Федерации плавания России с удовлетворением воспринимается в Европе и в мире.
Фактом признания усилий Федерации на международной арене является избрание в
2000 году Г.П. Алешина Вице-президентом FINA. Он же является Президентом
Федерации плавания России и Вице-президентом НОК России. Признаком авторитета
России в спортивном плавании является и принятое решение о проведении в Москве
в 2002 году Чемпионата мира на "короткой" воде и Международного
медицинского конгресса.

Традиционно
считается, что плавание - спорт юных. Многие в силу этого обстоятельства
представляют себе, что решающую роль в спортивном плавании играют возраст и
какие-то природные предпосылки, а век спортсмена недолог. Однако это не так.
Сегодня средний возраст победителей крупнейших международных соревнований у
мужчин составляет от 18 до 25 лет. У женщин аналогичный диапазон - от 16 до 27
лет. Все современные технологии спортивной подготовки в плавании
предусматривают 10-12 лет систематической тренировки [3]. Столь продолжительный
период позволяет человеку пройти путь от новичка до мастера спорта
международного класса, выйти на международный уровень состязаний.

Оптимальный
возраст для начала занятий плаванием у мальчиков составляет 8-10 лет, у девочек
- 7-9 [3]. Среди специалистов в настоящее время много противников раннего
обучения плаванию. Нам также представляется, что весь дошкольный период должно
быть простое нахождение ребенка в воде, закаливание, освоение в 5-6-летнем
возрасте некоторых элементарных движений, необходимых для дальнейшего изучения
техники плавания. В работе с детьми этого возраста должен действовать принцип:
"Не навреди!" (как в медицине). Направленное же обучение может
начинаться только в период младшего школьного возраста. Этот период эффективен
с точки зрения освоения различных по сложности двигательных навыков.

С
каждым годом эффективность подготовки пловцов все в большей мере определяется
уровнем специальных знаний. В последние годы он резко возрос. Именно этот
период характеризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области
морфологии и физиологии, биомеханики и биохимии. Интересные и практически
ценные знания получены при разработке структуры соревновательной деятельности
пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в
системе спортивной подготовки; методики развития двигательных качеств - силы,
выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей; эффективных
вариантов спортивной техники, методики психологической подготовки; оптимальной
структуры многолетней подготовки, годичного цикла, макро- и микроциклов,
непосредственного подведения к наиболее ответственным спортивным соревнованиям
[4, 6, 9, 10, 11].

Сегодня
в плавании сосредоточен огромный научный потенциал. Свидетельством этого
является, к примеру, количество опубликованных работ научного и методического
характера в старейшем отечественном научно-теоретическом журнале "Теория и
практика физической культуры". Список таких работ составляет 550. Нами
выполнен анализ структуры и содержания отечественных диссертационных работ по
плаванию за период с 1940 (когда появилась первая диссертация) по 1999 гг. [2].
За это время защищено 320 диссертационных работ. Среди них - докторские
диссертации В.А. Парфенова, Н.Ж. Булгаковой, С.М. Вайцеховского, Л.П.Макаренко,
В.Б. Иссурина, Д.Ф. Мосунова, Е.И. Иванченко, С.В. Колмогорова, Т.Г.
Меньшуткиной. Около 1000 изобретений и открытий зарегистрировано в
Государственном комитете по делам изобретений и открытий РФ [10].

Всемирно
известны разработки по проблемам спортивного отбора и спортивной ориентации
профессора Н.Ж. Булгаковой. Ее монографии [1] переведены на многие иностранные
языки. Н.Ж. Булгакова первой из спортивных ученых нашей страны стала
членом-корреспондентом РАО. Широко известны в мире труды Г.Д. Горбунова на
тему: "Психология спортивной тренировки и соревнований". Он долгие
годы плодотворно работал с выдающимся пловцом В. Сальниковым, доказав на
практике истинность своих научных положений. На примере плавания разработана
концепция совершенствования двигательных действий спортсмена. Ее автор -
санкт-петербургский исследователь Д.Ф. Мосунов [5]. Огромный
"плавательный" материал позволил В.Н. Платонову написать первый в
мире учебник по спорту. Используется сложнейшая контрольно-измерительная
аппаратура, электронное оборудование, компьютеры, тренажеры.

По-прежнему
высоки спортивные достижения российских пловцов. А. Попов и Р. Слуднов являются
авторами мировых рекордов. Рекорды Европы на отдельных дистанциях до сих пор
принадлежат А. Попову, Р. Слуднову, Д. Панкратову, Е. Садовому, В. Сальникову,
квартету кролистов в самом сложном виде эстафетного плавания - 4х200 м вольным
стилем - Д. Лепикову, В. Пышненко, В. Таяновичу, Е. Садовому.

Огромные
возможности для совершенствования системы специальных знаний открывает опыт
работы плавательных центров различных стран мира. Здесь сконцентрированы самые
передовые организационно-методические и материально-технические достижения
современного плавания. Такой центр есть в Волгограде. Там работают десятки
высококвалифицированных тренеров. Спортсмены имеют прекрасное медицинское
обслуживание и фармакологическое обеспечение. Оборудована биохимическая
лаборатория. Центр имеет хорошее финансовое обеспечение. Годичная подготовка
спортсмена в таком центре стоит немалых денежных средств. Президент клуба -
главный тренер сборной команды России В.Б. Авдиенко - признан FINA лучшим
тренером мира последнего четырехлетия. Успешно работает по контракту в
Австралии наш выдающийся тренер Г. Турецкий, с ним связаны победы пловцов
сборной Австралии на Олимпиаде в Сиднее (М. Клим, Я. Торп). В июле 1999 г. при
Школе высшего спортивного мастерства г. Москвы (ШВСМ) создано отделение
плавания. Его задачей стала подготовка сильнейших пловцов Москвы для участия в
российских и международных соревнованиях. Пловцам предоставлены лучшие условия
спорткомплекса "Олимпийский". Прекрасные возможности для работы по
плаванию есть в г. Санкт-Петербурге. Там из года в год растут отличные пловцы.

Вместе
с тем, так было не всегда. В 1952 г. в Хельсинки наша команда впервые приняла
участие в Играх Олимпиады. В состав первой олимпийской сборной вошло 18 пловцов
(15 мужчин и 3 женщины). Результат оказался посредственный: всего одно
попадание в финал, а там - 6 место.

На
следующих Играх Олимпиады (1956 г.) в Мельбурне советские пловцы также показали
слабые результаты: лишь две бронзовые медали. Олимпиада в Риме (1960) нам тоже
не принесла успеха: ни одной медали, два пятых и одно шестое места. Вот как
пишет З.П. Фирсов: "Главной причиной слабых результатов советских пловцов
явились методические просчеты в предварительной подготовке, недостаточная
требовательность тренеров к выполнению спортсменами тренировочных планов. Ряд
пловцов не проявили достаточных волевых качеств, нарушили режим питания, значительно
увеличили свой вес". IV Пленум Центрального совета Союза спортивных
обществ и организаций СССР отметил, что "вследствие слабой физической
технической подготовки и специальной выносливости наши лучшие пловцы не были
способны поддерживать высокую скорость на протяжении всей дистанции, снижали
результаты от предварительных заплывов к полуфиналам и финалам. Большинство
пловцов сборной команды плохо владеют техникой поворотов, у них отсутствует
эффективный гребок руками, в особенности при частом ритме движений". Еще
до Олимпиады было ясно отставание наших пловцов вследствие недооценки
физической подготовки. Уже тогда лучшие австралийские, японские и американские
пловцы проплывали в один тренировочный день по 6-7 км с прохождением большого
числа отрезков на высоких скоростях (наши же - всего 2-3 км). Президиум ЦС
принял решение: тренеры сборной "провалили подготовку команды, грубо
нарушив все основные принципы современной методики тренировки" [7].

В
высокогорном Мехико (1968) - положение оказалось чуть лучше: 23 медали, но ни
одной золотой. Американские же пловцы завоевали 21 золотую медаль!

Огромный
рост достижений отмечен на Олимпийских Играх в Мюнхене (1972): 30 мировых
рекордов, 79 олимпийских и 313 национальных. У наших пловцов отмечался спад:
всего 2 серебряные и 3 бронзовые награды [8].

Такое
положение в "медаленосном" виде спорта - плавании - не устраивало
руководство КПСС и советское правительство. Шла борьба двух политических
систем. В ЦК КПСС было решено: "Догнать и перегнать Америку!": ведь,
начиная с 1920 г., большинство медалей в плавании традиционно доставалось
американским спортсменам. В США уже к 1942 г. было построено свыше 30 тыс.
крытых плавательных бассейнов. У нас их число достигло 1 тысячи лишь к 1977 г.
(сегодня их около 2200; в США - свыше 4 500 000). После решения ЦК
"маховик" системы стал стремительно "раскручиваться". При
ДЮСШ открывались отделения плавания, интенсивно создавались спортивные школы
плавания, в вузах физической культуры организованы кафедры. Ведущие тренеры
страны ехали в регионы "поднимать" плавательные центры. Они были
обеспечены всеми условиями для работы.

Уже
через несколько лет система организационных мероприятий дала свои результаты.
Советские пловцы в конце семидесятых добились на международной арене выдающихся
результатов. Об этом ярко свидетельствуют победы В. Сальникова, М. Юрчени, М.
Кошевой, Л. Качюшите, И. Полянского, С. Фесенко, А. Крылова, С. Коплякова, Ю.
Богдановой и многих других. Коренную перестройку для того, чтобы выйти,
казалось бы, из безнадежного положения, обеспечил ряд ведущих специалистов во
главе с главным тренером сборной команды СССР С.М. Вайцеховским.

В
чем же причина столь значительного сдвига в отечественном спортивном плавании?

Прежде
всего, были обеспечены серьезные организационные и материально-технические
предпосылки для реализации современной системы подготовки. В частности, были
выделены следующие основные организационные моменты:

органическая
взаимосвязь вышестоящих (сборные команды страны) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮШОР,
ШИСП, сборные ДСО и ведомств, союзных республик) организационных звеньев в
плане целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического
подготовки спортсменов;

обусловленность
системы соревнований, материальной и моральной стимуляции тренеров качеством
построения системы спортивной подготовки с позиций интересов сборных команд
страны;

создание
условий, обеспечивающих постоянную здоровую конкуренцию спортсменов в ходе
тренировочного процесса и ее использование как фактора повышения
работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и
оптимизации адаптационных процессов;

объединение
лучших тренеров и лучших спортсменов, независимо от их ведомственной
принадлежности и территориального расположения, и создание тем самым условий
для эффективного обмена опытом и для тренировочного спарринга;

концентрация
усилий всех заинтересованных организаций на решении задач ускорения роста
спортивных достижений;

создание
вокруг сборных команд страны особо благоприятной социальной атмосферы [12].

Разработанная
и внедренная в стране система подготовки пловцов основывалась на методологии
системного подхода и обеспечивала единство тренировки, соревнований,
внетренировочных и внесоревновательных факторов. Большое внимание было уделено
материально-техническим факторам. Наличие тренировочных баз, широкое внедрение
и использование тренажеров, разработанный комплекс восстановительных
мероприятий, целенаправленная воспитательная работа, коренное изменение системы
спортивной подготовки (увеличение объема тренировочных и соревновательных
нагрузок, интенсивности, силовая подготовка на суше, рациональное построение
нагрузок на этапе сохранения высших спортивных достижений, разработанная
оригинальная методика непосредственной подготовки к главным стартам сезона,
дифференцированное совершенствование компонентов соревновательной деятельности
пловца - старта, поворотов, участков "гладкой" дистанции, финиша и
многое другое) быстро дали свои положительные результаты. Сложилась советская
система спортивной тренировки [12].

В
соперничестве и борьбе спортсменов-пловцов разных стран мир обрел огромное
знание о плавании, которое нужно изучать и претворять в жизнь.
Список литературы

Булгакова
Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: ФиС, 1986.

Викулов
А.Д., Дойниченков С.В., Турчанинов С.Ю., Сень А.П. Структура и содержание
отечественных диссертационных работ по плаванию. Ярославль, 1999.

Воронцов
А.Р. Методика развития выносливости у юных пловцов. М., 1995.

Maglischo
E.W. Swimming Even Faster. Mountain View, California. London. Toronto: Mayfield
Publisning Company. 1993.

Мосунов
Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена
(на примере плавания). СПб., 1996.

Научное
обеспечение подготовки пловца: Педагогические и медико-биологические
исследования / Под ред Т.М. Абсалямова и Т.С. Тимаковой. М.: ФиС, 1983.

Олимпийские
Игры 1960 года. М., 1961.

Плавание.
Справочник / Сост. З.П. Фирсов. М.: ФиС, 1976.

Плавание.
Учебник для студентов вузов физич. культуры / Под общ. ред. В.Н. Платонова.
Киев: Олимпийская академия, 2000.

Спортивное
плавание. Учебник для вузов физич. культуры / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.:
ФОН, 1996.

Тимакова
Т.С. Многолетняя подготовка и ее индивидуализация (биологические аспекты). М.:
ФиС, 1985.

Платонов
В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира. М.: ФиС, 1990.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.