Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Некоторые вопросы организации физического воспитания в педагогическом вузе

Некоторые вопросы организации физического воспитания в
педагогическом вузе

И.Ю.Смирнов, А.Д.Викулов, С.В.Гудимов

Изменившаяся
общественно-политическая обстановка в стране обострила проблему состояния
здоровья населения. О плачевном состоянии дел в этом вопросе свидетельствуют
данные министерства здравоохранения: только 10 % школьников могут быть отнесены
к группе здоровых людей, 50 % имеют хронические заболевания. Заметим, речь идет
о молодом поколении, естественно, с возрастом это положение не улучшается.
Кроме того, ухудшаются условия медицинского обслуживания большей части
населения. Высокая стоимость платных медицинских услуг и лекарств часто
становятся причиной отказа от эффективного лечения. В этих условиях на первое
место выдвигаются уже не вопросы лечения, а вопросы профилактики заболеваний.
Здесь уместно вспомнить опыт США. В 60-е годы там было замечено, что увеличение
финансирования системы здравоохранения не приводит к улучшению здоровья
населения. Был сделан парадоксальный, на первый взгляд, вывод - сократить
финансирование здравоохранения и увеличить финансирование массовой физкультуры
и спорта. В течение двух последующих десятилетий было достигнуто сокращение
заболеваний сердечно-сосудистой системы на 25 % (по данным ВОЗ, эта группа
заболеваний и в настоящее время лидирует по количеству случаев со смертельным
исходом).

В
нашей стране традиционно массовая физкультура ассоциировалась с комплексом ГТО,
призванным подготовить будущих воинов (это сразу же видно из набора нормативов:
бег, плавание, стрельба, метание гранаты, передвижение на лыжах и др.).
Справедливости ради следует отметить, что существовали и группы здоровья, и
клубы любителей бега, но основную массу занимающихся в них составляли люди
старшего поколения. Эти группы и клубы были сравнительно малочисленны и не
могли решать вопросов, стоящих перед массовой физической культурой. А часто
употребляемая цифра - более 85 млн. физкультурников в стране с населением в 270
млн. - скорее вызывала сомнения, чем восхищение. Если бы мы имели в то время
столько физкультурников, сегодня не приходилось бы говорить о серьезных
проблемах со здоровьем населения. Однако и в прошлом были достойные примеры.
Опыт работы групп здоровья и различных клубов прекрасно демонстрировал
положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на состояние
здоровья.

Первые
шаги в совершенствовании физкультурного образования населения уже сделаны. Так,
сейчас на уроках физкультуры в школе ставятся задачи физкультурного
образования, а не только воспитания физических качеств. Для педагогического
вуза эта проблема стоит еще более остро, чем для школы, по следующим причинам:
1) Основная масса студентов имеет различные заболевания, и далеко не все они -
хронические. 2) Учебная деятельность студента предъявляет высокие требования к
его умственной работоспособности, которая, в свою очередь, связана и с
состоянием здоровья, и с режимом двигательной активности. 3) Педагог, работающий
с детьми, является одним из главных источников знаний ребенка о здоровье
человека.

Что
же представляет собой система подготовки учителя-предметника в области
физической культуры? По рекомендуемой программе обучения основная доля времени
отводится на совершенствование двигательных качеств - 280 часов из 406
предусмотренных программой на весь курс обучения в течение 3 лет. Какова
эффективность затраченного времени? По-видимому, на этот вопрос можно ответить,
проследив динамику выполнения контрольных нормативов в течение обучения по
предмету. Однако анализ результатов в течение пяти семестров говорит о низкой
эффективности двухразовых занятий в неделю, да еще включенных в учебный режим
(здесь мы не будем останавливаться на ограничениях в объеме и интенсивности
используемых нагрузок, которые накладывает учебный процесс). По данным тестов
на выносливость и проявление скоростно-силовых качеств не отмечено
статистически достоверных изменений в течение указанного срока (таблица 1).

Таблица
1

Динамика
результатов в кроссе и прыжках в длину с места (М± м)

Юноши




Семестр





1





2





3





4





5







кросс 3000м (мин.)





12.43


± 1.93





12.6


± 0.69





13.0


± 1.08





13.17


± 1.51





13.49


± 2.3







прыжок в длину с места (см)





221


± 21





236


± 8.2





229


± 11.5





234


± 11.6





 






Девушки




Семестр





1





2





3





4





5







кросс 2000 м (мин.)





10.43


± 1.84





10.17


± 0,66





10.48


± 0,87





10,46


± 0,8





10.55


± 0.83







прыжок в длину с места (см)





169


± 16





174


± 11





173


± 11





173


± 10





 






В
лучшем случае отмечается незначительное улучшение отдельных качеств в течение
учебного года, которое теряется за время каникул. При этом следует отметить,
что ухудшение результатов в кроссе в четвертом семестре имеет связь с
двухнедельным перерывом в занятиях (уход на педагогическую практику), то есть
потеря функциональных изменений, приобретенных в процессе занятий, происходит
очень быстро. Добиться же каких-либо морфологических изменений при двухразовых
занятиях не удается, и одна из причин этого - ограничение применяемых нагрузок,
вследствие включения занятий в учебный процесс. Повышение нагрузок приведет к снижению
умственной работоспособности в последующие часы. Повышение моторной плотности
занятий без применения высокоинтенсивных упражнений не дало заметного повышения
тренированности. Наблюдение было проведено в двух идентичных группах юношей
первого курса. Одна группа служила контролем, другая - опытная - занималась по
измененному плану. Основу занятий опытной группы составлял бег с интенсивностью
по ЧСС - 150-160 уд. мин ( до 80 % времени основной части занятия). Объем
беговой нагрузки на одном занятии составлял от 4 км в начале учебного года до 7
км в конце первого семестра. После сессии и отдыха нагрузку пришлось снизить
вновь до 4-5 км. Результаты контрольных тестов представлены в таблице 2.

Таблица
2

Динамика
результатов контрольных нормативов в опытной и контрольной группах (М± м)




норматив





100 м (сек)





3000 м


(мин)





прыжок


(см)





подтягивания


(кол-во раз)







начало учебного года







контроль





14.26


± 0.98





12.44


± 50





225


± 15





9.73


± 3,7







опыт





14.43


± 0.86





12.43


± 45





228


± 16





8.56


± 5







конец учебного года







контроль





14.02


± 0.85





13.00


± 35





218


± 17





8.80


± 3.4







опыт





13.96


± 0.76





12.55


± 41





235


± 13





8.52


± 4.7






Несмотря
на применение более длительных оптимизированных по интенсивности нагрузок,
опытная группа, как и контрольная, в конце учебного года в кроссе на 3000 м
показала результат хуже, чем в начале, однако в опытной группе
скоростно-силовые качества имели достоверную положительную динамику. Показатели
развития силы рук не имели положительных сдвигов.

Современный
подход предполагает осмысление сущности физической культуры. Наряду с
традиционным использованием физической культуры как системы воспитания
физических качеств все больший интерес представляют возможности использования
средств физической культуры в профилактике и лечении заболеваний. Осознание
социальной значимости занятий физическими упражнениями тесно связано с
формированием системы теоретических знаний и методических навыков. С одной
стороны, это усвоение знаний по предмету "физическая культура", с
другой стороны, - приобретение личного опыта по применению этих знаний. Только
на основе знаний, освоенных человеком, деятельность по использованию физических
упражнений может быть по-настоящему творческой, учитывающей интересы и
возможности конкретного человека.

Однако
в программе обучения в вузе на теоретическую подготовку отводится всего 24
часа. При этом затрагиваются вопросы от истории возникновения и развития
физической культуры до узко специальных разделов, таких, как
профессионально-прикладная физическая подготовка. Отсутствие учебников и
учебных пособий по предмету значительно ограничивает возможности изучения
теоретических основ физической культуры будущими учителями-предметниками.

Результаты
письменного опроса студентов первого и второго курсов показали весьма слабую их
теоретическую подготовленность в области физической культуры. Одной из причин
такого положения является практически отсутствие теоретической подготовки по
физкультуре в большинстве школ. В результате значительная часть студентов
оказывается не готовой к быстрому усвоению даже поверхностных знаний по
предмету "физическое воспитание".

Известно,
что прочность усвоения знаний выражается в устойчивой фиксации и длительности
хранения в памяти обучаемого знаний и способов их применения. Устойчивость
знаний повышается по мере возрастания осознанности и расширения сферы их
применения в виде не только декларативного провозглашения, но и реального
использования на практике. Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что
чем выше уровень физкультурной образованности, тем в большей мере гарантируется
успешность физического самовоспитания студентов.
Заключение

Исходя
из вышесказанного, следует, что в высшей школе основной задачей преподавания
предмета физическое воспитание становится получение студентами знаний и навыков
их применения на практике; при этом целесообразен перенос акцентов в работе
кафедры физического воспитания на эти виды учебной работы. Попытки воспитания
физических качеств на аудиторных занятиях оказываются низко эффективными
вследствие малой продолжительности занятий, больших перерывов между занятиями,
их несистематичностью. По-видимому, в этом направлении более эффективными будут
либо самостоятельные занятия студентов, либо занятия в спортивных группах во
внеучебное время как минимум 3 - 4 раза в неделю.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Оммер де Гелль "Путешествие по Прикаспийским степям, как исторический источник эпохи Лермонтова"
Реферат Euthanasia Essay Research Paper Euthanasia it is
Реферат Интернет-технологии в использовании информационных ресурсов
Реферат Билеты по обществу
Реферат Инфляция природа измерение социально экономические последствия
Реферат Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия
Реферат Оценка текущего состояния банковского сектора
Реферат Тесты по информатике с ответами. Вариант 6
Реферат Исторические этапы теории менеджмента. Современные школы
Реферат "Пантелеймон Куліш не міг не оспівати той край, де народився…" Методична розробка уроку літератури рідного краю у 9 класі
Реферат EisenhowerS Warnings Essay Research Paper In Eisenhowers
Реферат Видение невидимого
Реферат «утверждаю» Руководитель Департамента общего образования Минобразования России
Реферат Нарушение метаболизма костей Остеопороз остеомаляция
Реферат Розвязання нелінійних диференційних рівнянь методом січних і половинного ділення