Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Некоторые вопросы организации физического воспитания в педагогическом вузе

Некоторые вопросы организации физического воспитания в
педагогическом вузе

И.Ю.Смирнов, А.Д.Викулов, С.В.Гудимов

Изменившаяся
общественно-политическая обстановка в стране обострила проблему состояния
здоровья населения. О плачевном состоянии дел в этом вопросе свидетельствуют
данные министерства здравоохранения: только 10 % школьников могут быть отнесены
к группе здоровых людей, 50 % имеют хронические заболевания. Заметим, речь идет
о молодом поколении, естественно, с возрастом это положение не улучшается.
Кроме того, ухудшаются условия медицинского обслуживания большей части
населения. Высокая стоимость платных медицинских услуг и лекарств часто
становятся причиной отказа от эффективного лечения. В этих условиях на первое
место выдвигаются уже не вопросы лечения, а вопросы профилактики заболеваний.
Здесь уместно вспомнить опыт США. В 60-е годы там было замечено, что увеличение
финансирования системы здравоохранения не приводит к улучшению здоровья
населения. Был сделан парадоксальный, на первый взгляд, вывод - сократить
финансирование здравоохранения и увеличить финансирование массовой физкультуры
и спорта. В течение двух последующих десятилетий было достигнуто сокращение
заболеваний сердечно-сосудистой системы на 25 % (по данным ВОЗ, эта группа
заболеваний и в настоящее время лидирует по количеству случаев со смертельным
исходом).

В
нашей стране традиционно массовая физкультура ассоциировалась с комплексом ГТО,
призванным подготовить будущих воинов (это сразу же видно из набора нормативов:
бег, плавание, стрельба, метание гранаты, передвижение на лыжах и др.).
Справедливости ради следует отметить, что существовали и группы здоровья, и
клубы любителей бега, но основную массу занимающихся в них составляли люди
старшего поколения. Эти группы и клубы были сравнительно малочисленны и не
могли решать вопросов, стоящих перед массовой физической культурой. А часто
употребляемая цифра - более 85 млн. физкультурников в стране с населением в 270
млн. - скорее вызывала сомнения, чем восхищение. Если бы мы имели в то время
столько физкультурников, сегодня не приходилось бы говорить о серьезных
проблемах со здоровьем населения. Однако и в прошлом были достойные примеры.
Опыт работы групп здоровья и различных клубов прекрасно демонстрировал
положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на состояние
здоровья.

Первые
шаги в совершенствовании физкультурного образования населения уже сделаны. Так,
сейчас на уроках физкультуры в школе ставятся задачи физкультурного
образования, а не только воспитания физических качеств. Для педагогического
вуза эта проблема стоит еще более остро, чем для школы, по следующим причинам:
1) Основная масса студентов имеет различные заболевания, и далеко не все они -
хронические. 2) Учебная деятельность студента предъявляет высокие требования к
его умственной работоспособности, которая, в свою очередь, связана и с
состоянием здоровья, и с режимом двигательной активности. 3) Педагог, работающий
с детьми, является одним из главных источников знаний ребенка о здоровье
человека.

Что
же представляет собой система подготовки учителя-предметника в области
физической культуры? По рекомендуемой программе обучения основная доля времени
отводится на совершенствование двигательных качеств - 280 часов из 406
предусмотренных программой на весь курс обучения в течение 3 лет. Какова
эффективность затраченного времени? По-видимому, на этот вопрос можно ответить,
проследив динамику выполнения контрольных нормативов в течение обучения по
предмету. Однако анализ результатов в течение пяти семестров говорит о низкой
эффективности двухразовых занятий в неделю, да еще включенных в учебный режим
(здесь мы не будем останавливаться на ограничениях в объеме и интенсивности
используемых нагрузок, которые накладывает учебный процесс). По данным тестов
на выносливость и проявление скоростно-силовых качеств не отмечено
статистически достоверных изменений в течение указанного срока (таблица 1).

Таблица
1

Динамика
результатов в кроссе и прыжках в длину с места (М± м)

Юноши




Семестр





1





2





3





4





5







кросс 3000м (мин.)





12.43


± 1.93





12.6


± 0.69





13.0


± 1.08





13.17


± 1.51





13.49


± 2.3







прыжок в длину с места (см)





221


± 21





236


± 8.2





229


± 11.5





234


± 11.6





 






Девушки




Семестр





1





2





3





4





5







кросс 2000 м (мин.)





10.43


± 1.84





10.17


± 0,66





10.48


± 0,87





10,46


± 0,8





10.55


± 0.83







прыжок в длину с места (см)





169


± 16





174


± 11





173


± 11





173


± 10





 






В
лучшем случае отмечается незначительное улучшение отдельных качеств в течение
учебного года, которое теряется за время каникул. При этом следует отметить,
что ухудшение результатов в кроссе в четвертом семестре имеет связь с
двухнедельным перерывом в занятиях (уход на педагогическую практику), то есть
потеря функциональных изменений, приобретенных в процессе занятий, происходит
очень быстро. Добиться же каких-либо морфологических изменений при двухразовых
занятиях не удается, и одна из причин этого - ограничение применяемых нагрузок,
вследствие включения занятий в учебный процесс. Повышение нагрузок приведет к снижению
умственной работоспособности в последующие часы. Повышение моторной плотности
занятий без применения высокоинтенсивных упражнений не дало заметного повышения
тренированности. Наблюдение было проведено в двух идентичных группах юношей
первого курса. Одна группа служила контролем, другая - опытная - занималась по
измененному плану. Основу занятий опытной группы составлял бег с интенсивностью
по ЧСС - 150-160 уд. мин ( до 80 % времени основной части занятия). Объем
беговой нагрузки на одном занятии составлял от 4 км в начале учебного года до 7
км в конце первого семестра. После сессии и отдыха нагрузку пришлось снизить
вновь до 4-5 км. Результаты контрольных тестов представлены в таблице 2.

Таблица
2

Динамика
результатов контрольных нормативов в опытной и контрольной группах (М± м)




норматив





100 м (сек)





3000 м


(мин)





прыжок


(см)





подтягивания


(кол-во раз)







начало учебного года







контроль





14.26


± 0.98





12.44


± 50





225


± 15





9.73


± 3,7







опыт





14.43


± 0.86





12.43


± 45





228


± 16





8.56


± 5







конец учебного года







контроль





14.02


± 0.85





13.00


± 35





218


± 17





8.80


± 3.4







опыт





13.96


± 0.76





12.55


± 41





235


± 13





8.52


± 4.7






Несмотря
на применение более длительных оптимизированных по интенсивности нагрузок,
опытная группа, как и контрольная, в конце учебного года в кроссе на 3000 м
показала результат хуже, чем в начале, однако в опытной группе
скоростно-силовые качества имели достоверную положительную динамику. Показатели
развития силы рук не имели положительных сдвигов.

Современный
подход предполагает осмысление сущности физической культуры. Наряду с
традиционным использованием физической культуры как системы воспитания
физических качеств все больший интерес представляют возможности использования
средств физической культуры в профилактике и лечении заболеваний. Осознание
социальной значимости занятий физическими упражнениями тесно связано с
формированием системы теоретических знаний и методических навыков. С одной
стороны, это усвоение знаний по предмету "физическая культура", с
другой стороны, - приобретение личного опыта по применению этих знаний. Только
на основе знаний, освоенных человеком, деятельность по использованию физических
упражнений может быть по-настоящему творческой, учитывающей интересы и
возможности конкретного человека.

Однако
в программе обучения в вузе на теоретическую подготовку отводится всего 24
часа. При этом затрагиваются вопросы от истории возникновения и развития
физической культуры до узко специальных разделов, таких, как
профессионально-прикладная физическая подготовка. Отсутствие учебников и
учебных пособий по предмету значительно ограничивает возможности изучения
теоретических основ физической культуры будущими учителями-предметниками.

Результаты
письменного опроса студентов первого и второго курсов показали весьма слабую их
теоретическую подготовленность в области физической культуры. Одной из причин
такого положения является практически отсутствие теоретической подготовки по
физкультуре в большинстве школ. В результате значительная часть студентов
оказывается не готовой к быстрому усвоению даже поверхностных знаний по
предмету "физическое воспитание".

Известно,
что прочность усвоения знаний выражается в устойчивой фиксации и длительности
хранения в памяти обучаемого знаний и способов их применения. Устойчивость
знаний повышается по мере возрастания осознанности и расширения сферы их
применения в виде не только декларативного провозглашения, но и реального
использования на практике. Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что
чем выше уровень физкультурной образованности, тем в большей мере гарантируется
успешность физического самовоспитания студентов.
Заключение

Исходя
из вышесказанного, следует, что в высшей школе основной задачей преподавания
предмета физическое воспитание становится получение студентами знаний и навыков
их применения на практике; при этом целесообразен перенос акцентов в работе
кафедры физического воспитания на эти виды учебной работы. Попытки воспитания
физических качеств на аудиторных занятиях оказываются низко эффективными
вследствие малой продолжительности занятий, больших перерывов между занятиями,
их несистематичностью. По-видимому, в этом направлении более эффективными будут
либо самостоятельные занятия студентов, либо занятия в спортивных группах во
внеучебное время как минимум 3 - 4 раза в неделю.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.