Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Параметры телосложения студентов тульского региона

О сущности спортивной формы

Доктор
педагогических наук Ц. Желязков, Национальная Академия спорта, София

В
последние годы ведутся серьезные дискуссии, касающиеся спортивной формы, в
которых встречаются весьма формальные, подчас чисто интуитивные, суждения и
мотивы, лишенные доказательного материала. Существуют, однако, и принципиальные
вопросы, которые неизбежно возникают с развитием теории и практики спорта и
которые ждут своего углубленного толкования и объяснения. Следует отметить, что
большая часть вопросов, связанных со спортивной формой, не оспариваются
специалистами, а именно:

-
состояние "спортивной формы" - закономерный результат тренировочных
воздействий и связанных с этим адаптационных изменений в организме;

-
эти изменения имеют фазовый характер, со своими количественными и качественными
параметрами;

-
спортивная форма может возникнуть только при устойчивом состоянии общей и
специальной работоспособности, определенном как тренированность организма;

-
оба состояния - тренированность и спортивная форма - качественно различны,
независимо от их общей природы;

-
спортивная форма - не статичное, а развивающееся во времени состояние, которое
наряду с общими чертами имеет и свою специфику для различных видов спорта;

-
спортивная форма - главный постоянно действующий фактор для достижения высоких
спортивных результатов.

При
выяснении и систематизации этих вопросов не оспариваются также и приоритетные
вклады Л.П. Матвеева, получившие всемирное признание. Но, как он и сам
подчеркивает, "логика бесконечного познания" ставит новые вопросы и
ищет на них ответы.

Рассмотрим
только некоторые из дискуссионных вопросов, связанные с основной дефиницией
Л.П. Матвеева, например, что становление, сохранение и временная утрата
спортивной формы возможны лишь в рамках большого тренировочного цикла
(макроцикла). Оппоненты приводят немало примеров очень частого приобретения и
утраты спортивной формы в зависимости от спортивного календаря. Эти примеры,
однако, не имеют прочной основы, ибо недостаточно аналитически прослеживается,
насколько в соответствующем соревновании реализованный спортивный результат
близок к их максимальному достижению. Следовательно, ставится вопрос о том,
может ли спортивное достижение быть критерием спортивной формы, и если ответ
положителен, то при каких условиях.

Другой
принципиальный вопрос касается онтологической сущности известных трех фаз
спортивной формы. Если принять, что тренированность и спортивная форма - два.
качественно различных состояния, то тогда можно предполагать, что фазы в
развитии спортивной формы (которая зиждется только на высокой степени
тренированности), по-видимому, имеют другие, более частные и ограниченные во
времени, параметры (более динамичные и адаптивные). Эти проблемы могут быть
выяснены единственно с позиций системного подхода, который позволяет раскрыть
некоторые из характеристик сущности спортивной формы.

Спортивная
форма - многофакторное явление со сложной иерархической структурой. В качестве
интегральной, наиболее обобщенной модели готовности спортсмена реализовать свои
возможности в спортивном достижении чаще всего принимается единство между
основными сторонами подготовки - физической, технической, тактической и
психической. Однако эти основные компоненты спортивной формы (факторы
спортивного достижения) имеют свои иерархические уровни, которые предопределяют
сложные взаимосвязи и отношения, возникающие между ними в различных фазах
адаптационного процесса.

Компоненты
спортивной формы имеют различную степень устойчивости. Некоторые из них
относительно стабильны, преимущественно вегетативные функции и основные
(специфичные для данного вида спорта) двигательные стереотипы, как функция
прочных (кумулятивных) эффектов тренировочных воздействий. Другие - сравнительно
более мобильные - отражают оперативное и текущее состояния организма -
возможности его адаптации к динамическим изменениям внешней среды.

Связи
между компонентами спортивной формы мульти-колинеарны, т.е. множественны и
сложно (прямо и косвенно) увязаны между собой. Известно, что некоторые из них
отличаются своими положительными коррелятивными зависимостями. Между другими,
например между аэробными и анаэробными процессами и т.д., существуют
конкурентные отношения.

Отношения
между компонентами спортивной формы имеют специфический характер в зависимости
от особенностей двигательной деятельности. Это определяет особенности факторной
структуры спортивной формы для отдельных видов спорта и дисциплин и объективные
границы для ее переустройства на различных этапах спортивной подготовки.

Спортивная
форма - строго индивидуальное адаптивное состояние организма, которое
отличается динамикой своих генотипных и фенотипных характеристик в процессе
спортивного совершенствования. С повышением спортивного мастерства эта динамика
приобретает более устойчивый характер и создает объективные предпосылки для
целенаправленного избирательного управления спортивной формой как главной
предпосылкой к достижению высоких и стабильных спортивных результатов.

Следовательно,
спортивная форма - это состояние, которое отражает генерализованный процесс
биосоциальной адаптации: переход от более низких детерминированных состояний к
более высоким вероятностным (стохастическим) уровням поведения всей системы -
"спортсмен". Для первого уровня характерны адаптивные реакции
организма, которые формируют долговременные и устойчивые показатели
тренированности как естественной и единственно возможной базы для достижения
спортивной формы. Для второго уровня характерны реакции в поведении индивида,
которые формируют оперативные (гораздо более мобильные) компоненты
адаптационного процесса, непосредственно связанные с факторами
социально-психологического характера. В своем единстве они определяют
допустимые границы целенаправленных тренировочных нагрузок и активного
избирательного приспособления системы в рамках ее адаптационных возможностей.
На основе этой постановки приходим, естественно, к проблеме онтологической
сущности трех фаз в развитии спортивной формы как состояния оптимальной
готовности организма к достижению высоких спортивных результатов. Дефиниция,
данная им Л.П. Матвеевым (1965), в принципе не отличается от известных трех фаз
в развитии тренированности (С. Летунов, 1952; Л. Прокоп, 1959). Тогда возникает
закономерный вопрос: что является общим и что различным (специфическим) в этих
двух состояниях организма - тренированности и спортивной формы?










Дата





Город





Результат





Место











Дата





Город





Результат





Место







1





27.01





Атина





197





I





16





14.06





Ингольштадт





202





II







2





2.02





Вупперталь





201





I





17





16.06





София





203





I







3





9.02





Арнштадт





202





I





18





5.07





Осло





198





I







4





11.02





Карлсруэ





199





II





19





7.07





Падуя





200





I







5





14.02





Москва





190





V





20





1.08





Атланта (квал.)





193





I







6





16.02





Спала





201





I





21





3.08





Атланта (финал)





205





II







7





3.05





Шизуока





200





I





22





7.08





Норденрей





194





II







8





6.05





Кито





195





I





23





10.08





Монако





202





I







9





11.05





Осака





196





I





24





14.08





Цюрих





202





II







10





25.05





Вьорштадт





200





I





25





16.08





Кёльн





200





I







11





29.05





Братислава





198





I





26





23.08





Брюссель





203





I







12





2.06





Мадрид





194





II





27





30.08





Берлин





203





I







13





5.06





Рим





196





I





28





11.09





Шальготарьян





201





I







14





7.06





Москва





201





I





29





16.09





Токио





204





 







15





12.06





Дуйсбург





192





II





 





 





 





 





 






Общее
состоит в том, что они имеют одинаковую характеристику сущности как состояния
устойчивых адаптационных изменений в организме и что тренированность - это
первичное состояние, которое формируется и служит естественной, материальной
основой спортивной формы.

Специфичное
заключается в том, что независимо от их общей природы они представляют собой
два качественно различных состояния организма в отношении степени его
оптимальной готовности к достижению высоких спортивных результатов.

Следовательно,
спортивная форма может формироваться как качественно новое состояние только и
единственно на основе высокой степени тренированности. Подобная возможность
исключена ниже этого уровня, например в течение первой стадии тренированности,
когда она еще в процессе становления, а еще менее - в последней ее стадии, когда
она начинает снижаться в силу известных закономерностей адаптационного
процесса.

Эта
постановка не стыкуется с утверждением Л.П. Матвеева, что первая фаза в
развитии спортивной формы включает два этапа: "Формирование и развитие
предпосылок спортивной формы" (что является признанием того, что она здесь
отсутствует; "непосредственное формирование спортивной формы", при
котором изменения приобретают более специализированный и синхронный характер.
По-видимому, речь идет о первой фазе в развитии общей и специальной
тренированности как предпосылке к вступлению в спортивную форму на последующих
этапах подготовки.

Следовательно,
утверждение Л.П. Матвеева о трех фазах в развитии спортивной формы условно
можно принять только в отношении ее базисных, относительно устойчивых
компонентов, которые действительно формируются длительное время в больших
циклах подготовки и в то же время являются имманентными характеристиками
тренированности как устойчи-вого состояния высокой специфической
работоспособности организма. Это, однако, не исчерпывает вопроса о спортивной
форме в ее целости. Отсутствуют еще два исключительно важных компонента,
которые в наибольшей мере придают ей соответствующую специфику и качественно
отличают от высокой тренированности. В первую очередь это ее оперативные
компоненты, отражающие (как подчеркивает и Л.П. Матвеев, 1991) текущее
состояние оперативной работоспособности, актуальной мотивации и интуитивной
настройки для конкретного соревнования или спортивного результата, связанных
преимущественно с биосоциальной природой спортсмена. Именно эти компоненты
гораздо более динамичны и ни в коем случае не могут иметь ту же фазовую
структуру, типичную для стабильных, преимущественно морфофункцио-нальных
компонентов.

Вторым
и наиболее существенным критерием спортивной формы, который дает интегральную
характеристику ее сущности как качественно новому состоянию тренированности,
является так называемая конкордантность (оптимальная согласованность) всех ее
компонентов на системном уровне. В сущности, это факторы спортивного
достижения, которые, кроме того что достигли высокой степени развития (что
характерно и для тренированности), здесь находятся в своих оптимальных
количественных и качественных отношениях. Это придает всей системе качественно
новые свойства (так называемую эмерджентность), которые отсутствуют у отдельно
взятых ее компонентов. При этом положении можем определить спортивную форму как
такое состояние специфической работоспособности спортсмена, при котором все
факторы спортивного достижения находятся в своих оптимальных значениях и
соотношениях (так называемой конкордан-тности), обеспечивающих максимальную
реализацию его моторного потенциала в соответствующей двигательной деятельности
(спортивный результат).

Состояние
"спортивной формы" отличается относительной устойчивостью во времени
и зависит от ряда факторов:  специфики
вида спорта, индивидуального морфофункциональ-ного статуса спортсмена, его
квалификации, состояния в данный момент и режима тренировочных воздействий.
Избирательное отношение к этим факторам создает необходимые условия и
предпосылки для целенаправленного управления спортивной формой с целью
максимальной реализации спортсменом в предстоящих соревнованиях. Их
упорядочение во времени (спортивный календарь) - также одно из условий для поиска
наиболее удачной модели становления и сохранения спортивной формы на данный
период времени.

Опыт
лучших специалистов и их воспитанников показывает, что чем выше квалификация
спортсмена, тем меньше времени ему необходимо для перехода из состояния высокой
тренированности в состояние спортивной формы. Объективные границы, в рамках
которых возможно достижение спортивной формы и ее сохранение, определяются
спецификой соревновательной дисциплины, величиной и характером вложенного
усилия, степенью усталости, а также динамикой процессов восстановления и
сверхвосстановления организма. По-видимому, речь идет не столько о емкостных
возможностях устойчивых (базисных) компонентов спортивной формы, сколько об
оперативных. Нет никакого сомнения, что объективные условия и предпосылки для
большей динамики спортивной формы будут существовать в кратковременных по
усилию видах спорта: прыжках, метаниях, спринте и других, тогда как в видах
спорта, связанных с огромными расходами вещества, энергии и информации, периоды
достижения спортивной формы и ее сохранения будут более продолжительными.

Убедительной
иллюстрацией 'изложенных выше взглядов может послужить динамика спортивных
результатов рекордсменки мира и олимпийской чемпионки Атланты-96 в прыжках в
высоту С. Костадиновой (Болгария) в 1996 г. Из таблицы видно, что за период с
27.01 по 16.09 1996 г., который охватывает 34 недели, она участвовала в 29
официальных. соревнованиях (происходящих в различных климатических поясах), из
которых она выиграла 20 (не берется в расчет олимпийское отборочное
соревнование в Атланте). Из приложенного к рис. 1 графика очевидно, что
расположение недель соревнований (всего 18) обрисовывает динамику
трехциклической периодизации тренировочного и соревновательного процессов (с
одним промежуточным соревновательным микроциклом между вторым и третьим
макроциклами - неделя № 27). Эта уникальная соревновательная программа -
бесспорное доказательство исключительно высокой степени тренированности.



Принципиальный
вопрос, который, в сущности, является дискуссионным, касается не
тренированности, а того, насколько вопросная динамика спортивных результатов
может быть также объективным критерием спортивной формы спортсменки. Или,
точнее, в каких из этих соревнований она была в состоянии спортивной формы,
т.е. когда факторы спортивного достижения были полностью синхронны. Ответ на
этот вопрос связан с определением так называемой "критериальной зоны"
(Л.П. Матвеев, 1991) как меры допустимой нижней границы варьирования
(отклонения) под максимальным за год достижением, С некоторой условностью
считается, что это отклонение должно быть в пределах 1,5-2,5%. При этом
положении критериальной зоной для С. Костадиновой является высота в 200 см как
допустимый минимум ее олимпийского рекорда и самое высокое достижение за этот
год - 205 см. На основе этого критерия становится ясно, что олимпийская
чемпионка в 1996 году находилась в спортивной форме на 17 из всех 28 (без
олимпийского отборочного) соревнований. В них она реализовала достижения в зоне
от 200 до 205 см. Однако в течение года они расположены не бессистемно, а
сконцентрированы в трех циклах:

Первый
цикл (февраль) охватывает 4 недели и 6 соревнований; в 3 из них С. Костадинова
была в спортивной форме:

результаты
201, 202 и 201 см.

Второй
цикл (май - июнь) охватывает 7 недель и 11 соревнований; в 5 из них она
находилась в спортивной форме:

достижения
варьировали от 200 до 203 см.

Третий
цикл (август - сентябрь) охватывает 7 недель и 9 соревнований; в 8 из них она
находилась в спортивной форме и показала ряд исключительно высоких спортивных
результатов (205, 202, 202, 203, 203 и 204 см), причем 5 из них после
Олимпийских игр. В этом цикле - только один результат ниже 200 см (194 см) -
сразу же после Олимпийских игр, на юбилейном соревновании в г. Норденрей
(Германия).

Доведенная
до "оптимального состояния готовности" к высоким спортивным
результатам, олимпийская чемпионка успела сохранить его в течение 7 недель,
причем была вполне свободна от нервного напряжения и дополнительно мотивирована
престижными наградными фондами последних стартов "Мобиль Гран При".

Этот
пример убедительно доказывает, что в видах спорта первой группы (прыжки, метания,
толкание, спринт) спортсмены высокой квалификации, когда они находятся в
состоянии стабильной тренированности, могут избирательно, на определенные
интервалы (в соответствии со своими личными интересами к спортивному
календарю), входить в спортивную форму примерно на 7-10 дней, сосредоточив эти
свои усилия в 3 - 4 этапа годового цикла. Эта "избирательность" на
первый взгляд кажется произвольной, но для опытных тренеров и спортсменов она
строго запрограммирована и соотнесена с объективными закономерностями
адаптационного процесса и текущим адаптационным резервом спортсменов.

Независимо
от специфики тренировочных программ стоит отметить возрастающее значение
оперативных компонентов для управления спортивной формой в большом спорте. Его
престижные функции и усилившееся проникновение коммерциализации подвергают
испытанию не только биоэнергетический потенциал больших спортсменов, но и их
интеллектуальные, нравственные и особенно волевые и эмоциональные качества.
Чаще всего "срывы" спортивной формы возникают из-за стрессового
влияния среды на эти оперативные компоненты, тогда как этого почти не
происходит с ее стабильными компонентами. Они могут только временно (в данный
момент) поддаться влиянию лабильных компонентов спортивной формы на
психорегулятивной основе. Именно этим объясняется тот факт, что только на
протяжении 3-4 дней или максимум недели данный спортсмен показывает
исключительно высокие или же весьма скромные результаты. Это выводит на
передний план значение положительных эмоций, осознанной мотивации и
предстартовой настройки спортсменов и умения тренера (достаточно часто его
интуиции) направлять их самым правильным образом. Только при этих условиях
можно принять установку, что главным критерием спортивной формы являются
высокие и стабильные спортивные результаты, достигнутые в ответственных
соревнованиях; Вот почему прав Л.П. Матвеев (1991), утверждающий, что для
оценки спортивной формы по результатам спортивных соревнований необходим не
только углубленный статистический, но и содержательно-логический анализ. Только
в таком случае индивидуальная динамика спортивных результатов превращается в
основной интегральный показатель динамики спортивной формы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разведение свиней для дальнейшего производства и переработки мяса
Реферат Epa Essay Research Paper Environmental Protection AgencyThe
Реферат Cas Lumet
Реферат Труднощі періоду адаптації п'ятикласників до нових умов навчання
Реферат Смешение красок Основные характеристики и свойства цветов
Реферат Русская историческая живопись первой половины XIX века
Реферат The Snake Pit Essay Research Paper The
Реферат Оценка факторов риска и их влияние на формирование устойчивости к кислородной недостаточности
Реферат Помол зерна, его сортировка и получение кукурузной крупы
Реферат Развитие творческих способностей учащихся на основе использования инновационных технологий в образовательном
Реферат 12. Основные подходы к пониманию и исследованию мышления в психологии. Характеристика основных видов и процессов мышления. Индивидуальные особенности мышления
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения» Направление подготовки 080100. 62 Экономика
Реферат Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.
Реферат Ren Descartes Essay Research Paper Prove
Реферат Влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека