Проблемы организации оздоровления
детей и подростков средствами активного отдыха и туризма
Кандидат педагогических наук,
заместитель директора Центра детско-юношеского туризма и краеведения
Минобразования РФ И.А. Дрогов Кандидат
педагогических наук, руководитель научного Центра РМАТ Д.В. Смирнов Российская государственная международная
академии туризма, Сходня, Моск. обл.
Организация детско-юношеского и
молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не
только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом
объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального
общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного
отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.
Остаточный принцип при подходе к решению
социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере
культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это
отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма:
самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и
молодежи - туристских слетах.
За годы рыночных реформ в России
катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена
материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных
оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие
тенденции:
- хронический дефицит капитальных вложений
в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных
ведомств- монополистов);
- отсутствие прогресса в функционировании
хозяйственного механизма;
- отсутствие программно-методического и
образовательно -воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и
подростков в данных учреждениях;
- недостаточный уровень квалификации
психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других
специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической
поддержки детей во время пребывания в учреждении.
Это не могло не отразиться на качестве и
уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности
детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе
экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением
этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно
-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев
населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время
значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков
продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей
и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности
детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое,
нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и
восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в
общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на
развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности
подрастающего поколения.
В условиях экономических (рыночных) отношений,
сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации
или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей,
пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и
культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой
прибыли.
Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта
РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных
условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного
отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения
экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных
потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся
молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью
государственной исполнительной власти.
На протяжении последних восьми лет в России
прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном
достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое
преимущество в показателях "цена-качество", система образования
предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально
учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что
немаловажно, по весьма умеренной цене.
Но и здесь неоспоримое преимущество как по
себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет
путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами
(станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления
детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских
походах, путешествиях и экспедициях.
Во время туристско-оздоровительных
мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для
организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и
поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если
учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями
располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного
личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально
-личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной сред
ы (совместное проживание педагога и коллектива детей).
Тем не менее в регионах России наиболее
динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным
пребыванием учащихся. На их долю в 2001 г. приходилось 45% от общего числа
детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2000 г. - 43,6%). Загородные
стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей
происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа
детей (в 2000 г. - 38%).
Продолжается процесс дифференциации
оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей,
находящихся в муниципальной собственности: в 2001 г. они составили подавляющее
большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно
- органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием
учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха
и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной
собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число
лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до
4,5%.
В то же время сохраняется тенденция, когда
большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную
хозяйственную самостоятельность: к 2001 г. число загородных стационарных
лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.
Очень важная тенденция - возрождение
местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления
в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы
старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края,
досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских
праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные
лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные
спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника,
снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный
оздоровительно -восстановительный эффект.
Эти тенденции обозначили необходимость
решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального
обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся
молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы
собственности.
Для ее решения в учреждениях отдыха и
оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от
традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и
оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными
программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и
обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого
круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей,
педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего
персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и
лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и
т.д.).
Кроме того, как на федеральном, так и на
муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки
деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления
и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных
услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на
различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо
осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью
и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.
Требуется диверсификация содержания
деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по
вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки
зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не
дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного
эффекта.
В период подготовки к летней
оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими
учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного
образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных
программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда
осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего
опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и
оздоровления.
Важную роль в научно-методическом
обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и
молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится
жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских
походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях
дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза
детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих
учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов,
экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий
способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации
запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных
каникул и в течение всего года.
Сегодня очевидно, что российскому обществу
в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха
детей и молодежи.
Его определяющие компоненты следующие:
1. Обновление нормативного поля в сфере
каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков. Ужесточение требований
к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых,
оздоровительных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями отдыха и
оздоровления со стороны как родителей и детей, так и муниципальных
(региональных и федеральных) органов исполнительной власти.
Активно осуществляется межведомственное
обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и
оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных
лагерей).
Обновляются требования к порядку проведения
смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха и профильных
лагерей.
В законопроект "О дополнительном
образовании" внесены как субъекты права "Детский оздоровительный
лагерь" и "Детский оздоровительный центр".
Предпринимаются шаги к внесению в действующее
законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения)
отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха
детей.
Минобразования РФ поддерживает поступившие
предложения и исправления в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" и иные законодательные акты, которые:
а) уточняют статус учреждений отдыха и
оздоровления и их льготы;
б) определяют уровень ответственности
федеральных органов исполнительной власти в сфере каникулярного отдыха детей, в
первую очередь гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых
и оздоровление;
в) определяют ответственность учреждений
разных уровней государственной исполнительной власти за организацию не только
летнего отдыха, но и круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
г) определяют механизм адресной поддержки
государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой
контроль за реализацией льгот для них;
д) изменяют ориентиры в системе
"государство - учреждение отдыха - ребенок". (Сегодня же заказчиком
услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок или
родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально
незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка.
Муниципальные органы социальной защиты и образования с данной категорией
родителей и детей поступают по остаточному принципу: "берите, что
дают". Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного
образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из
собственных интересов);
е) изменяют принципиальные подходы к сфере
отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при
этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых,
обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих
оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка,
находящегося на отдыхе;
ж) определяют минимальный социальный
стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков
и молодежи.
2. Под влиянием изменения спроса меняется
лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности. Прежде
всего это организация психолого -педагогического процесса отдыха и
оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам,
ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность
оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на
последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой
конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции .
Необходима всемерная поддержка создания
малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей,
дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания
реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и
самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить
об интересах прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению
- каждого ребенка, подростка.
3. Должна обрести новое содержание система
подготовки педагогов к деятельности в период каникул.
Увеличившееся количество школьных
педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления,
привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии
общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к
значительным психолого -педагогическим деформациям. Аналогичная негативная
тенденция прослеживается и при массовом "десанте" в учреждения отдыха
и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования,
адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой
работы с детьми и подростками.
Необходимо реформировать систему подготовки
кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата,
ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного)
и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и
работников образовательных учреждений), но и по содержанию.
РМАТ и созданная ею в федеральных округах,
региональных центрах и крупных городах корпоративная сеть образовательных
учреждений готовы к реализации программ для профессиональной подготовки
широкого круга специалистов, к организации оздоровительной, реабилитационной,
досуговой и адаптивных форм деятельности с детьми, подростками и молодежью - от
аниматоров, педагогов-организаторов, менеджеров спортивного туризма, менеджеров
гостеприимства, педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей
по видам туризма, специалистов по адаптивной физической культуре и других
специалистов, остро необходимых в учреждениях отдыха и оздоровления.
4. Изменение содержания деятельности
непрофильных здравниц, принимающих детей на отдых и оздоровление. В последние
годы значительно увеличилось число детей, отдыхающих в пансионатах, на базах
отдыха, в профилакториях в южных регионах страны, прежде принимавших работающих
граждан. Перераспределение потока семейного и детского отдыха с Украины и
дальнего зарубежья на юг России позволило значительно загрузить российские
здравницы. Но эти неспециализированные оздоровительные учреждения, как показала
практика последних лет, оказались не готовы к изменению и насыщению содержания
своей деятельности специфическими потребностями образовательно-воспитательной
работы с семьями и детьми. В них, как правило, отсутствуют кружки, спортивные
секции и иные виды временных объединений дополнительного образования,
специально организованных для детей и подростков. Реализуемые программы
досуговой деятельности в лучшем случае сводятся к организации дополнительных
платных спортивных и экскурсионных услуг по коммерческим ценам посредников.
Детский отдых и оздоровление в этих здравницах, рассчитанных на контингент
взрослых, оказались в окружении "питейных" точек и нездоровой
коммерции.
Межведомственным комиссиям необходимо более
требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых
социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и
образовательно -воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых
учреждениях, принимающих детей на отдых.
5. Преодоление деформации организационных и
педагогических целей и задач каникулярного времени. Систему летнего отдыха
детей все чаще используют в качестве инструментария лишь социальной защиты
детей в летний период. Летние детские здравницы превращаются подчас в
учреждения социального обслуживания ("центр кормления детей" или
"центр сезонного призрения за подростками"), а не местом для
полноценного воспитания, творческого развития личности подростка, активной и
рационально организованной физической нагрузки, закаливания организма,
формирования здорового образа жизни. Эти учреждения все чаще становятся
сезонными для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в то время как в
процентном отношении доля детей из "нормальных" семей, имеющих
возможность отдохнуть, значительно сокращается из-за финансовых затруднений
родителей.
Подавляющее большинство детей, отдыхающих в
лагерях, - младшие школьники. Значительные проблемы возникают как у педагогов,
так и у руководителей при определении форм и содержания работы со
старшеклассниками и особенно обучающимися в учреждениях начального
профессионального образования. К сожалению, для них сеть учреждений отдыха и
оздоровления значительно сокращена.
6. Изменение подходов к так называемой
"занятости" подростков. Несмотря на развитие традиционных и
инновационных форм трудового лета, численность детей, отдыхающих и работающих в
лагерях труда и отдыха, неуклонно снижается. За пять лет это число в силу объективных
и субъективных причин сократилось почти на 200 тыс. подростков. По
предварительным данным, в 2002 г. в лагерях труда и отдыха отдохнуло чуть
больше школьников, чем в 2001 г., в основном благодаря лагерям с дневным
пребыванием.
Возрождение системы форм труда и отдыха
лежит в следующих плоскостях:
- экономическая учеба старшеклассников в
каникулярный период (смены юных предпринимателей, деятельность школьных
компаний и т.д.);
- создание стационарных лагерей труда и
отдыха на базе здравниц, туристских баз с посильным фронтом работы (обязательно
оплачиваемого!);
- развитие форм молодежных и школьных бирж
труда, позволяющих создать временные рабочие места для несовершеннолетних;
- активное возрождение школьных хозяйств,
обработка участков земли сельских школ как возвращение традиций российского
крестьянства;
- возрождение народных промыслов, создание
лагерей для получения навыков народных традиционных ремесел (в том числе и для
народов Крайнего Севера).
7. Создание государственных минимальных социальных
стандартов детского отдыха и оздоровления как системы основных параметров,
принимаемых в качестве государственных норм, обеспечивающих полноценный детский
отдых и оздоровление, которые включают в себя государственные нормы:
- оздоровления, медицинской и социальной
реабилитации детей, постоянного медицинского обслуживания и контроля;
- обеспечения возможности полноценного
досуга детей, их занятий по дополнительным образовательным программам,
физической культуре и спорту, туризмом, наличия необходимых для этого
литературы, игр, оборудования, снаряжения, инструментов;
- размещения детей для отдыха на
территории, в зданиях и помещениях, отвечающих архитектурным требованиям к
профилю деятельности, санитарно -гигиеническим нормам, эпидемиологической и пожарной
безопасности;
- состояния специально оборудованных
пищеблоков или оборудованных мест для приготовления и приема пищи;
- возможности получения высококалорийной
полноценной пищи, соответствующей физиологическим потребностям детей в пищевых
веществах и энергозатратах, и другие нормы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/