Понятие "физическая
готовность" в структуре общей готовности человека к профессиональной
деятельности
Кандидат педагогических наук А.В.
Дубровский Чайковский государственный
институт физической культуры, г. Чайковский
В теории и практике физической
культуры и в других сферах жизнедеятельности современного общества для
отображения качественных особенностей людей и комплексного проявления их
физических свойств используется много различных словосочетаний. К наиболее распространенным из них
относятся такие, как "физические качества", "физические
способности", "физическое развитие", "физическая
подготовленность", "физическая подготовка", "физические
кондиции", " физическая закалка", "физическая
работоспособность", "физическая годность", "физическая
пригодность", "физическое совершенство", "физическая
форма", "физическая культура личности", "физическое
воспитание" и др.
В последнее десятилетие в специальной
научной и методической литературе все более часто наряду с вышеуказанными и
другими терминами стало употребляться и такое выражение, как "физическая
готовность". Основной предпосылкой возникновения и популяризации понятия
"физическая готовность" явилось развитие нескольких относительно
самостоятельных теорий и концепций: "годности к военной службе",
"готовности к боевым действия", "пригодности к обучению
(овладению различными видами профессионального труда)",
"установки", "спортивной формы", "психической
готовности к соревнованиям", "мобилизационной готовности к спортивным
действиям", "готовности к труду".
В ходе анализа и обобщения отечественных
публикаций обо всех вышеперечисленных терминах выяснилось, что основной
причиной возникновения потребности в появлении и применении термина
"физическая готовность" стало то, что такие широко распространенные в
теории и практике физической культуры и в других сферах жизнедеятельности
человека выражения, как "физические качества", "физические способности",
"физическое развитие", "физическая подготовленность",
"физическая работоспособность", "физическая
тренированность", "физическое совершенство", "физическая
культура личности" и другие, раскрывая качественные особенности физической
организации людей, не в полной мере отражают соответствие уровня развития их
физических свойств конкретным требованиям того или иного вида деятельности.
Поэтому, по нашему глубокому убеждению, в настоящее время имеется явно
выраженная и объективная тенденция к признанию понятия "физическая
готовность" в качестве одной из основных категорий общей теории физической
культуры. В своем утверждении мы опираемся на несколько факторов.
Во-первых, появилось значительное число
работ, раскрывающих сущность и структуру физической готовности человека к
различным видам деятельности.
Во-вторых, понятие "физическая
готовность" все чаще и чаще используется в различных официальных
документах, в том числе самого высокого ранга.
В-третьих, и на практике, и в теории на
смену коммунистической системе воспитания, одной из составных частей которой
считалось и физическое воспитание, неизбежно приходит новая, и не только по
названию, но и по сущности, система всесторонней подготовки людей к
цивилизованному образу жизни.
Не исключено, что ее целью и конечным
результатом функционирования будет обеспечение всесторонней готовности человека
к цивилизованному образу жизни, включающему готовность к труду, готовность к
защите Отечества и готовность к общественно полезному использованию свободного
времени. Естественно, что неотъемлемым компонентом всех этих видов готовности
является и физическая готовность людей к соответствующей деятельности.
В-четвертых, как известно, цель общего и
профессионального образования - формирование молодого специалиста, обладающего
набором определенных рамками профессии знаний, умений и навыков, способного
качественно приложить свой профессиональный опыт к общественному труду. Таким
образом, речь идет о формировании у выпускника вуза готовности к трудовой
деятельности. Согласно нашим представлениям в структуре готовности человека к
профессиональной деятельности, трактуемой как соответствующее биосоциальное
состояние личности, обеспечивающее успешное решение стоящих перед ней задач,
объективно (исходя из структуры самой личности и видов ее деятельности), но все
же с определенной долей условности можно выделить: духовную готовность
(идейную, политическую, нравственную), специально-трудовую готовность
(теоретическую, технологическую, техническую), психическую готовность (умственную,
волевую, эмоциональную, двигательную - В.А. Шейченко, 1996, 1998). При этом
наименования первых двух видов готовности и их составляющих обычно несколько
уточняются в связи с особенностями тех или иных видов деятельности. Значит, в
структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной
деятельности физическая готовность занимает свое определенное место. И, как нам
видится, весомое: разве можно представить геолога, не обладающего достаточным
уровнем общей и силовой выносливости, успешно работающего в летнем полевом
сезоне в экстремальных условиях; или врача-нейрохирурга, оперирующего пациента
на головном мозге, без специальных психофизических качеств: тонкой двигательной
координации, статической выносливости и концентрации внимания; или инженера
буровых установок, успешно выполняющего свои профессиональные обязанности в
условиях жары, сильных морозов или шторма без определенных скоростно-силовых
способностей?
Поэтому сейчас, как никогда, возрастает
качественный показатель в организации профессионально-прикладной физической
подготовки в вузе, тем более что постоянно растет количество новых
специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей -
потенциальных студентов.
Все это происходит на фоне предоставления
вузам государственного заказа на выпуск определенного количества специалистов,
что предполагает наличие существенных трудностей не только перед
профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений, но и перед
самими студентами. Поэтому остро встает вопрос о качественном профессиональном
отборе при выборе будущей специальности, интенсификации и индивидуализации
учебно-образовательной деятельности и выявлении четких количественных
параметров, характеризующих все составляющие индивидуальной трудовой готовности
выпускника вуза к профессиональной деятельности. А это требует наличия новых
педагогических технологий в формировании физической готовности выпускников
вуза.
В-пятых, теперь все более и более очевидным
становится тот факт, что понятие "физическое воспитание" не вполне
адекватно отражает всю совокупность процессов, направленных на улучшение
физической организации, всех физических свойств человека и его отношения к
всестороннему физическому совершенствованию Особенно это ясно применительно к
взрослому человеку. Надо отметить, что уже были предложения назвать данное
явление "физическим образованием" ( П.Ф. Лесгафт, 1883; В.В.
Гориневский, 1913; В.М. Выдрин, 1987; Р.А. Абзалов, Р.Х. Яруллин, 1993, и др.),
"физическим совершенствованием" (В.В. Брынцев, 1974; В.К. Зигер,
1980; Л.А. Вейднер-Дубровин, В.В. Миронов, В.А., Шейченко, 1992, и др.),
"физкультурным воспитанием" (В.К. Бальсевич, 1990; Л.И. Лубышева,
Г.М. Грузных, 1990; Л.И. Лубышева, 1992, 1993; В.П. Косихин, 1996, и др.) или
"физкультурным образованием" (В.М., Выдрин, 1995). Вполне возможна
активизация предложения по замене термина "физическое воспитание"
понятием "массовая (базовая и т.д.) физическая культура" или просто
"физическая культура", однако, на наш взгляд, идентификация таких
феноменов, как "культура" и "деятельность", вряд ли
корректна. Не вступая в полемику с приведенными выше авторами, все же примем
как наиболее приемлемое и точное такое наименование, как "физическое
совершенство", а его аналог применительно к профессиональной деятельности
- "физическая подготовка", включающая в свое содержание в качестве
относительно самостоятельных частей (сторон) физическое образование (обучение),
физическое развитие, физическое воспитание человека. Применительно к
воздействию на различные коллективы (группы людей) - физическая слаженность.
При этом под физическим образованием
(обучением) целесообразно понимать формирование и совершенствование
двигательных навыков, обладание специальными знаниями и организаторско
-методическими учениями в области физической культуры и спорта, под физическим
развитием - улучшение морфологических (антропометрических), функциональных и
двигательных качеств, под физическим воспитанием - формирование убежденности в
важном значении физической культуры в жизни современного общества, а также
потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, под физической
слаженностью - сплочение членов различных коллективов, совершенствование у них
навыков в групповых действиях. Именно такой подход в распределении ролей в понятийном
аппарате в общей системе "физкультурного образования" предложил В.А.
Шейченко (1996 - 1998). Эта концепция ежегодно углубляет остроту полемики в
обществе и государстве по нескольким причинам:
1) требования государственного заказа на
строго регламентированное количество выпускаемых специалистов вуза
обуславливает симбиоз во взаимодействии специалистов по физической культуре и
спорту данных учебных заведений с преподавателями кафедр профилирующих
специальных дисциплин с целью организации процесса узконаправленной
профессионально -прикладной физической подготовки в зависимости от рода и вида
трудовой деятельности выпускника;
2) прогнозируемое социальными и
демографическими структурами государства объективно-естественное сокращение
количества потенциальных абитуриентов (2005 - 2006) ставит перед физкультурными
вузами проблему привлечения молодежи к овладению профессией специалиста с
высшим физкультурным образованием;
3) безусловно, необходима поддержка всех
теоретико-практических (федеральных, республиканских, региональных,
муниципальных и районных) программ по физическому воспитанию (образованию, развитию,
подготовке, совершенствованию) на федеральном уровне.
В-шестых, все распространенные в
настоящее время понятия, наиболее широко отражающие
физические и другие тесно
связанные с ними свойства человека (физическое развитие, физическая
подготовленность, физическое состояние, физическое совершенство, физическая
культура личности), не лишены существенного изъяна, затрудняющего их
использование в качестве основы целевой установки системы физического
воспитания (физического образования, физического совершенствования, физической
подготовки), - отсутствие количественного параметра, увязывающего все стороны
физического состояния человека.
На сегодняшний день, исходя из структуры
системы индивидуальной трудовой готовности человека к профессиональной
деятельности, под понятием "физическая готовность" подразумевается
конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение
какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной
развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым
уровнем двигательной подготовленности. Таким образом, давая определение
физической готовности, мы тем самым увязываем друг с другом все три ее
составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную. Причем
наиболее зримым, видимым компонентом системы "физическая готовность"
является двигательный компонент, т.е. степень развития двигательных качеств
человека: выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость. Однако, зная, что
для каждой профессиональной деятельности необходим строго определенный
коэффициент отношений составляющих как системы "физическая
готовность", так и ее подсистемы "двигательная готовность", определение
данного количественного коэффициента и создание математических моделей
формирования физической готовности человека в зависимости от рода его
деятельности, функционального состояния, телесной развитости, возраста,
двигательной активности, среды обитания, пола (мужского или женского) и других
факторов (внешних и внутренних) и будет сугубо индивидуальным показателем
физической активности человека к профессиональной деятельности.
Таким образом, на наш взгляд, современные
требования к физическому состоянию российских граждан (потребность общества в
оптимизации их физического состояния) являются основным системообразующим
фактором создания доктрины физического совершенствования всего населения
Российской Федерации. В свою очередь, научно-теоретические и организационные
основы формирования, поддержания и восстановления физической готовности людей к
различным видам деятельности выступают главным системообразующим фактором общей
теории физической культуры.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/