Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо

Разработка методологии индивидуальной
спортивно-технической подготовки в дзюдо

Кандидат педагогических наук А.В.
Еганов  Уральская государственная академия
физической культуры

Актуальность. Анализ литературы показывает,
что наиболее перспективны в настоящее время исследования соревновательной
деятельности (СД) и индивидуальной подготовки спортсменов на разных этапах
становления мастерства [3 - 5, 8, 9, 10 - 12, 16, 18 и др.]. Анализ СД
дзюдоистов выявил большой индивидуальный разброс показателей от средней
величины, коэффициент вариации которых достигает более 90% [3 - 5]. Однако
борцы при этом показывают высокие и стабильные результаты на соревнованиях.
Можно говорить, что вершины мастерства достигаются за счет выраженных
индивидуальных особенностей спортсменов. Одни дзюдоисты преимущественно
добиваются результатов, имея высокие показатели атаки и защиты в положении
борьбы лежа, другие - в положении борьбы стоя или какие-то другие особенности.
Ни один победитель международных соревнований не имеет высоких значений по всем
характеристикам СД. Как правило, одни показатели высокие, другие - находятся в
пределах средних или низких величин. Однако в спортивной литературе нет
однозначных рекомендаций по коррекции показателей СД спортсменов, в большей
мере они разноречивы и имеют неконкретные объяснения, затрудняющие их
применение.

В данной работе поставлена задача
разработать методологию индивидуальной коррекции технического мастерства в
борьбе дзюдо.

Методика исследования. СД дзюдоистов
исследовалась методом стенографической записи [4, 12, 17]. Первичные данные
анализиро вались частично с помощью специальных бланков [16] и программ
обработки с применением вычислительной техники [14] по формулам, описанным в
литературе [4, 9, 12 - 17 и др.]. Полученные показатели характеризуют различные
стороны тактико-технической подготовленности дзюдоистов: атаки и защиты в
положениях борьбы стоя и лежа. Объективной можно считать информацию о
деятельности, полученную при анализе 4-5 схваток в условиях ответственных
соревнований. Обобщение данных литературы, передового и собственного опыта
научно-исследовательской работы в сборных командах по дзюдо в составе КНГ
позволило выделить и рекомендовать показатели СД, представленные в табл. 1.
Результаты теоретических и
экспериментальных исследований.

Анализ специальной литературы, обобщение
передового практического опыта тренеров и результаты собственных исследований
показывают, что на этапах высшего спортивного мастерства подготовка спортсмена
должна быть преимущественно индивидуальной [3 - 5, 10, 11 и др.]. Ориентирами
для целенаправленной индивидуализации могут служить модельные характеристики
различных сторон подготовленности [2, 4, 9, 11, 12, 14, 16, 18 и др.]. Авторы
при ориентации на модельные характеристики применяют самые различные подходы к
коррекции сторон подготовленности спортсменов: ведь это принципиально важно.

Устранение индивидуальных рассогласований с
модельными, как указывает В.Н. Платонов [11], тренировка, как правило, не
только не дают результатов, но и "приглушают" сильные стороны
подготовленности, сглаживают те индивидуальные черты, которые являлись залогом
успеха.

В.М. Максимова с соавт. [7] рекомендуют два
подхода к коррекции рассогласований: первый предусматривает абсолютное их
устранение в улучшении отстающих сторон подготовленности, второй - основан на
дальнейшем совершенствовании ведущих сторон в подготовленности при подтягивании
отстающих.

Таблица 1. Показатели соревновательной
деятельности дзюдоистов в атаке и защите в положениях борьбы стоя и лежа




№ п/п





Наименование
показателей соревновательной деятельности







1





Активность
атакующих действий в борьбе стоя: количество реальных попыток и оцененных
приемов в положении борьбы стоя в пересчете на 1 мин борьбы в соревновании
(атак в мин)







2





Качество бросков
в борьбе стоя: средняя оценка выигранных приемов в положении борьбы стоя. При
этом оценки "кока","юко", "вазаари",
"иппон" согласно правилам соревнований







3





Объем
эффективной техники в положении борьбы стоя: количество разных приемов,
оцененных за соревнование







4





Объем
соревновательной техники в положении борьбы стоя - количество разных
оцененных и неоцененных приемов, которые применяет дзюдоист в положении стоя
(колич.)







5





Надежность
атакующих действий в положении борьбы стоя - средняя оценка качества приемов
и реальных атак. Величина баллов за оценки указана в пункте 2, а реальная
попытка оценивается в 0,1 очка







6





Комбинационность
атакующих действий в положении борьбы стоя: отношение количества приемов в
борьбе стоя, выполненных с применением комбинаций, к количеству приемов,
выполненных без применения комбинаций







7





Показатель
контратакующих действий в положении борьбы стоя: рассчитывается аналогично
показателю 6, только в расчет берутся приемы, выполненные с применением
контратакующих действий (%)







8





Темп ведения
борьбы - средняя педагогическая оценка интенсивности борьбы стоя
(маневрировании, активных воздействий на соперника, швунгов, толчков,
передвижений и т.д.). Субъективно оценивается исследователем в конце каждой
минуты схватки. Низкий темп оценивается в 1 балл, средний в 2 и высокий в 3
(усл. ед.)







9





Коэффициент
асимметрии (право-левосторонность) техники: отношение разности количества
приемов, выполненных в большую сторону, и количества приемов, выполненных в
другую, меньшую, сторону, к количеству приемов, выполняемых в одну, большую,
сторону, умноженному на 100 %. Если показатель приближается к 100%, то
отмечается ярко выраженная асимметрия - броски выполняются в одну сторону (%)







10





Надежность
атакующих тактических действий в положении борьбы стоя: средняя оценка
тактических действий, выигранных борцом за соревнование, где:
"шидо", "чуй," "куйкоку",
"хансоку-маке" соответственно составляют 3, 5, 7,10 очков







11





Надежность
защитных тактических действий в положении борьбы стоя: вычисляется как
разность из 10-средней оценки проигранных тактических действий. Очки
начисляются так же, как в п. 10







12





Активность
защитных действий в положении борьбы стоя: количество реальных попыток и
оцененных приемов, проведенных соперником в пересчете на 1 мин борьбы
(попыток в мин)







13





Качество
проигранных приемов в положении борьбы стоя: разность из 10-средней
проигранной оценки в положении борьбы стоя. Очки за оценки начисляются как в
п. 2







14





Объем,
проигранной техники в положении борьбы стоя - количество разных приемов,
проигранных в борьбе стоя







15





Надежность
защиты в положении борьбы стоя: разность из 10-частного отделения средней
оценки и реальных атак стоя, переведенных в очки, к их количеству. Величина
очков соответствует указанным в п. 5







16





Качество приемов
в положении борьбы лежа: средняя выигранная оценка приемов в положении борьбы
лежа, рассчитывается так же, как и в п. 2, только в расчет берутся выигранные
оценки в положении лежа







17





Объем
эффективной техники в положении борьбы лежа: количество разных приемов,
оцениваемых в борьбе лежа. Максимально их может быть три: удержание, болевой
и удушающий приемы







18





Объем
соревновательной техники в положении борьбы лежа: количество разных приемов,
оцененных и неоцененных, включая переворачивания







19





Надежность атаки
в положении борьбы лежа: расчет ведется аналогично п. 5, только в расчет
берутся приемы в положении лежа







20





Преследования в
борьбе лежа (связки "стоя-лежа"): отношение количества оцененных и
неоцененных приемов в борьбе лежа, выполненных с применением преследований, к
количеству, приемов, выполненных без применения связок (%)







21





Объем
проигранной техники в положении борьбы лежа: количество разных приемов,
проигранных в борьбе лежа







22





Качество
проигранных приемов в борьбе лежа. Рассчитывается, как п. 13, только
учитываются приемы лежа (колич.)







23





Надежность
защиты в положении борьбы лежа. Рассчитывается, как в п. 15, только
учитываются приемы лежа (колич.)







24





Спортивный
результат - место, занятое на соревновании






А.А. Новиков с соавт. [8] в результате
проведенного педагогического эксперимента выявили, что в борьбе целесообразнее
совершенствовать наиболее сильные качества: как правило, они генетически
обусловлены. Однако В.П. Вдовиченко [1] высказывает противоположную точку
зрения: при развитии скоростно-силовых качеств у лыжников-прыгунов максимальная
эффективность может быть достигнута в первую очередь посредством развития
отстающего компонента.

В нашей работе [3] при составлении
индивидуальных программ коррекции тактико-технического мастерства дзюдоистов
использованы следующие подходы: усиленное развитие ведущих качеств,
подтягивание до оптимального уровня отстающих, а занимающих промежуточное
положение - совершенствование в поддерживающем режиме.

Следует отметить, что показатели различных
сторон подготовленности вносят неодинаковый вклад в спортивный результат, с
одной стороны, с другой - предлагаемые показатели не всегда могут
воздействовать направленно, а в некоторых случаях оказываются просто не в
состоянии обеспечить достоверный прирост, особенно в короткие сроки. К тому же
сдвиги при одном и том же направлении коррекции показателя различны у разных
спортсменов.

Незнание особенностей формирования
тактико-технического мастерства и методики его коррекции может привести к
непредсказуемым, а порой и отрицательным результатам, в первую очередь в
единоборствах. Одним спортсменам достаточно только подсказать, что нужно
корректировать, и уже в ходе соревнований они могут перестроиться, другим
необходимо определенное время для повышения показателя в тренировочном
процессе. Это зависит от рационального применения средств подготовки, методов и
способности спортсмена перестроиться в нужном направлении. Сложившаяся с годами
тренировок структура деятельности достаточно консервативна: изменение одной
характеристики отражается на другой, а может быть, и на структуре в целом. Насколько такая перестройка в
конечном итоге будет эффек

тивна, сказать трудно. Примеры многочисленны: при направленной
тренировке на протяжении нескольких сборов одному из борцов пытались
"навязать" атакующие действия в борьбе лежа, в которой он имел слабое
преимущество; во время ответственных соревнований дзюдоист занял второе место,
однако не сделал ни одной попытки проведения приема в борьбе лежа. Впоследствии
же, через два-три года тренировок, в процессе целенаправленной работы он
успешно проводил приемы в положении лежа.

Таблица 2. Модельные характеристики
показателей соревновательной деятельности (СД) высококвалифицированных взрослых
дзюдоистов и направление коррекции по их совершенствованию (п=18)




СД





Уровни модельных
характеристик





Направление
коррекции







минимально
допустимый





оптимальный





максимально
допустимый







1





0,54





1,21 -2,21





2,70





Индивидуально







2





3,81





5,24-6,84





7,32





Повышать







3





1,00





2,90-5,10





7,00





Индивидуально







4





4,00





6,20-9,10





15,0





Индивидуально







5





0,52





1,01 -3,92





4,49





Повышать







6





1,00





4,79- 13,9





20,2





Индивидуально







7





1,00





1,92-9,72





22,3





Индивидуально







8





1,10





1,61 -2,21





2,91





Индивидуально







9





18,4





41,2-74,2





99,9





Индивидуально







10





0,00





1,76-4,16





5,30





Индивидуально







11





6,01





6,94-9,14





10,0





Индивидуально







12





0,31





0,59- 1,12





1,70





Индивидуально







13





3,00





6,44-9,84





10,0





Повышать







14





0,00





0,32-0,60





1,00





Снижать







15





8,98





9,52-9,92





99,0





Повышать







16





0,00





4,54-9,98





10,0





Повышать







17





0,00





0,67- 1,63





2,00





Повышать







18





0,00





1,14-2,74





4,00





Повышать







19





0,00





3,10-7,90





10,0





Повышать







20





0,00





0,11-21,6





88,0





Повышать







21





0,00





0,00-0,00





0,00





Снижать







22





9,89





9,90-9,99





10,0





Повышать







23





10,0





10,0- 10,0





10,0





Повышать







24





1,00





1,00- 1,00





1,00





Снижать






Примечание. Нумерация СД соответствует
нумерации, указанной в методике исследований.

Обобщение теоретического опыта и
собственного экспериментального материала позволило предложить методологию
индивидуальной коррекции тактико-технического мастерства дзюдоистов:

1. Определение количественных
индивидуальных показателей СД дзюдоиста, для чего необходимо проанализировать
4-5 схваток в условиях соревнований, проведенных с равными по квалификации
соперниками.

2. Сравнение полученных показателей СД с
модельными. Выявление ведущих и отстающих сторон подготовленности.

3. Определение направления коррекции по
каждому из рассмотренных показателей (см. методику анализа СД). Рекомендуем
использовать следующие методические подходы:

а) если показатель имеет достоверную
корреляционную связь со спортивным результатом или выделяется как ведущий при
факторном анализе, то его нужно повышать до уровня модельных и стремиться к
уровню, имеющему максимальное значение на данном этапе подготовки. Это требование
деятельности;

б) если показатель не имеет связи с
результатом деятельности, то специально воздействовать на него не нужно, при
этом он должен находиться в пределах минимально допустимых значений;

в) если показатель СД не имеет связи с
результатом, но является для дзюдоиста ведущим (выше модельных значений), то
его необходимо повышать до максимально допустимого уровня.

4. Подбор комплексов средств и составление
индивидуальных программ подготовки.

5. При тренировке по индивидуальным
программам необходимо 35-40 мин занятия отводить для индивидуальной работы
дзюдоиста. В принципе такой подход полезен на протяжении всей тренировки, но
это связано с организационными трудностями. Если один дзюдоист выполняет
задание, то второй ему помогает, а сам он может решать не совсем нужные для
себя задачи (моделирует ситуации, создает условия выполнения задания для
партнера и др.).

В табл. 2 представлены уровни модельных
характеристик СД (по 24 показателям) для индивидуальной и групповой оценок и
даны направления коррекции. Выделено три уровня: первый - оптимальный, диапазон
которого определяется в пределах ±0,67 s стандартного отклонения от средней
величины показателя СД, второй - максимальный: он определяется исходя из
выявленного в данной группе максимального (абсолютного) значения по показателю,
третий - минимальный: имеет минимальное значение, выявленное в данной группе.
Очевидно, иметь значения индивидуальных показателей выше или ниже указанных в
таблице не имеет смысла или возможности.

Направление коррекции определялось исходя
их предложенной выше методологии. Например, для показателя 1 (активность
атакующих действий) в графе "Направление коррекции" указано
"Индивидуально". Это означает, что данный показатель не связан с
результатом деятельности. Если он у дзюдоиста оптимален или находится в
минимально допустимых приделах, то направленной коррекции не подвергается. Если
он выше оптимальных значений, то это для данного дзюдоиста - индивидуальная
особенность и показатель необходимо повышать до максимальных значений (до 2,70
попытки в мин). Для показателя 2 (качество бросков в положении стоя) в графе
"Направление коррекции" указано "Повышать": он связан с
результатом деятельности и независимо от индивидуальных значений его нужно
повышать так, как обусловлено требованиями деятельности.

Предложенная методология коррекции
деятельности дзюдоистов, проверенная в педагогическом эксперименте, успешно
применялась в свое время в сборных командах Челябинской области, России.
Предложенные подходы к индивидуальной коррекции тактико-технического мастерства
могут быть применены в других видах спорта.
Список литературы

1. Вдовиченко В.И. Индивидуальные
особенности развития скоростно-силовых качеств у лыжников-прыгунов// Теория и
практика физической культуры. 1980,
№ 11, c. 17 - 19.

2. Гужаловский А.А., Алабин А.В.
Модельные характеристики физической подготовленности девушек-спринтеров и
экспериментальное обоснование их индивидуальной подготовки //Теория и практика
физической культуры. 1980, №
5, с. 33-36.

3. Дахновский В.С., Сиротин О.А.,
Еганов А.В. Индивидуальный подход к совершенствованию тактико-технического
мастерства дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник: М., 1984, с. 57-59.

4. Еганов А.В. Эффективность
средств повышения технического мастерства дзюдоистов высших разрядов: Автореф.
канд. дис. М., 1985.-- 24 с.

5. Еганов А.В. Индивидуализация
подготовки дзюдоистов на основе самооценки соревновательной деятельности:
Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК. 1997. - 55 с.

6. Ивочкин В.В., Никитушкин В.Г.,
Гончарова Г.А. Комплексный контроль в системе подготовки юных спортсменов
//Теория и практика физической культуры. 1983, № 1, с. 50 - 52.

7. Максимова В.М., Никуличев
В.А., Иванков Ч.Т. К структуре модельных характеристик квалифицированных
спортсменов /Моделирование соревновательной деятельности с учетом резервных
возможностей спортсменов: Тез. докл. Всесоюз. конф. (Москва, 19-20 апр. 1983 г.) М., 1983, c. 23.

8. Новиков А.А., Чуйко Ю.И.,
Морозов С.А. Ориентация подготовки борцов на основе их индивидуальных
особенностей// Теория и практика физической культуры. 1984, № 11, с. 19-21.

9. Петрунев А.А., Вишневский
В.А., Мороз В.В. и др. Подготовка квалифицированных борцов классического стиля.
- Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1988. - 200 с.

10. Пилоян Р.А. Индивидуализация
подготовки спортсменов в видах единоборств: Автореф. докт. дис. М., 1985. - 48 с.

11. Платонов В.Н. Подготовка
квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 186 с.

12. Рубанов М.Н.
Тактико-техническая характеристика соревновательной деятельности дзюдоистов:
Автореф. канд. дис. М., 1981.
- 22 с.

13. Свищев И.Д. Анализ
тактико-технических действий дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник. М.,
1975, с. 46-47.

14. Сиротин О.А., Еганов А.В.,
Абдрахманов И.З. и др. Оперативное управление процессом совершенствования
спортивного мастерства дзюдоистов с использованием вычислительной техники:
Учебн. пос. - Омск - Челябинск, ЧГИФК, 1987. - 51 с.

15. Туманян Г.С., Коблев Я.К.,
Дементьев В.Л. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической
подготовленности борцов: Метод. разраб. для студ. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 24 с.

16. Чумаков Е.М., Шашурин И.В.
Моделирование спортивной деятельности борца: Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа. М., 1986. - 26 с.

17. Шулика Ю.А.
Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки:
Учебн. пос. - Краснодар: Краснодарское книжн. изд-во, 1988. - 142 с.

18. Шустин Б.Н. Проблема
разработки модельных характеристик сильнейших спортсменов //Теория и практика
физической культуры. 1983, №
11, с. 25-27.

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.