Разработка методологии индивидуальной
спортивно-технической подготовки в дзюдо
Кандидат педагогических наук А.В.
Еганов Уральская государственная академия
физической культуры
Актуальность. Анализ литературы показывает,
что наиболее перспективны в настоящее время исследования соревновательной
деятельности (СД) и индивидуальной подготовки спортсменов на разных этапах
становления мастерства [3 - 5, 8, 9, 10 - 12, 16, 18 и др.]. Анализ СД
дзюдоистов выявил большой индивидуальный разброс показателей от средней
величины, коэффициент вариации которых достигает более 90% [3 - 5]. Однако
борцы при этом показывают высокие и стабильные результаты на соревнованиях.
Можно говорить, что вершины мастерства достигаются за счет выраженных
индивидуальных особенностей спортсменов. Одни дзюдоисты преимущественно
добиваются результатов, имея высокие показатели атаки и защиты в положении
борьбы лежа, другие - в положении борьбы стоя или какие-то другие особенности.
Ни один победитель международных соревнований не имеет высоких значений по всем
характеристикам СД. Как правило, одни показатели высокие, другие - находятся в
пределах средних или низких величин. Однако в спортивной литературе нет
однозначных рекомендаций по коррекции показателей СД спортсменов, в большей
мере они разноречивы и имеют неконкретные объяснения, затрудняющие их
применение.
В данной работе поставлена задача
разработать методологию индивидуальной коррекции технического мастерства в
борьбе дзюдо.
Методика исследования. СД дзюдоистов
исследовалась методом стенографической записи [4, 12, 17]. Первичные данные
анализиро вались частично с помощью специальных бланков [16] и программ
обработки с применением вычислительной техники [14] по формулам, описанным в
литературе [4, 9, 12 - 17 и др.]. Полученные показатели характеризуют различные
стороны тактико-технической подготовленности дзюдоистов: атаки и защиты в
положениях борьбы стоя и лежа. Объективной можно считать информацию о
деятельности, полученную при анализе 4-5 схваток в условиях ответственных
соревнований. Обобщение данных литературы, передового и собственного опыта
научно-исследовательской работы в сборных командах по дзюдо в составе КНГ
позволило выделить и рекомендовать показатели СД, представленные в табл. 1.
Результаты теоретических и
экспериментальных исследований.
Анализ специальной литературы, обобщение
передового практического опыта тренеров и результаты собственных исследований
показывают, что на этапах высшего спортивного мастерства подготовка спортсмена
должна быть преимущественно индивидуальной [3 - 5, 10, 11 и др.]. Ориентирами
для целенаправленной индивидуализации могут служить модельные характеристики
различных сторон подготовленности [2, 4, 9, 11, 12, 14, 16, 18 и др.]. Авторы
при ориентации на модельные характеристики применяют самые различные подходы к
коррекции сторон подготовленности спортсменов: ведь это принципиально важно.
Устранение индивидуальных рассогласований с
модельными, как указывает В.Н. Платонов [11], тренировка, как правило, не
только не дают результатов, но и "приглушают" сильные стороны
подготовленности, сглаживают те индивидуальные черты, которые являлись залогом
успеха.
В.М. Максимова с соавт. [7] рекомендуют два
подхода к коррекции рассогласований: первый предусматривает абсолютное их
устранение в улучшении отстающих сторон подготовленности, второй - основан на
дальнейшем совершенствовании ведущих сторон в подготовленности при подтягивании
отстающих.
Таблица 1. Показатели соревновательной
деятельности дзюдоистов в атаке и защите в положениях борьбы стоя и лежа
№ п/п
Наименование
показателей соревновательной деятельности
1
Активность
атакующих действий в борьбе стоя: количество реальных попыток и оцененных
приемов в положении борьбы стоя в пересчете на 1 мин борьбы в соревновании
(атак в мин)
2
Качество бросков
в борьбе стоя: средняя оценка выигранных приемов в положении борьбы стоя. При
этом оценки "кока","юко", "вазаари",
"иппон" согласно правилам соревнований
3
Объем
эффективной техники в положении борьбы стоя: количество разных приемов,
оцененных за соревнование
4
Объем
соревновательной техники в положении борьбы стоя - количество разных
оцененных и неоцененных приемов, которые применяет дзюдоист в положении стоя
(колич.)
5
Надежность
атакующих действий в положении борьбы стоя - средняя оценка качества приемов
и реальных атак. Величина баллов за оценки указана в пункте 2, а реальная
попытка оценивается в 0,1 очка
6
Комбинационность
атакующих действий в положении борьбы стоя: отношение количества приемов в
борьбе стоя, выполненных с применением комбинаций, к количеству приемов,
выполненных без применения комбинаций
7
Показатель
контратакующих действий в положении борьбы стоя: рассчитывается аналогично
показателю 6, только в расчет берутся приемы, выполненные с применением
контратакующих действий (%)
8
Темп ведения
борьбы - средняя педагогическая оценка интенсивности борьбы стоя
(маневрировании, активных воздействий на соперника, швунгов, толчков,
передвижений и т.д.). Субъективно оценивается исследователем в конце каждой
минуты схватки. Низкий темп оценивается в 1 балл, средний в 2 и высокий в 3
(усл. ед.)
9
Коэффициент
асимметрии (право-левосторонность) техники: отношение разности количества
приемов, выполненных в большую сторону, и количества приемов, выполненных в
другую, меньшую, сторону, к количеству приемов, выполняемых в одну, большую,
сторону, умноженному на 100 %. Если показатель приближается к 100%, то
отмечается ярко выраженная асимметрия - броски выполняются в одну сторону (%)
10
Надежность
атакующих тактических действий в положении борьбы стоя: средняя оценка
тактических действий, выигранных борцом за соревнование, где:
"шидо", "чуй," "куйкоку",
"хансоку-маке" соответственно составляют 3, 5, 7,10 очков
11
Надежность
защитных тактических действий в положении борьбы стоя: вычисляется как
разность из 10-средней оценки проигранных тактических действий. Очки
начисляются так же, как в п. 10
12
Активность
защитных действий в положении борьбы стоя: количество реальных попыток и
оцененных приемов, проведенных соперником в пересчете на 1 мин борьбы
(попыток в мин)
13
Качество
проигранных приемов в положении борьбы стоя: разность из 10-средней
проигранной оценки в положении борьбы стоя. Очки за оценки начисляются как в
п. 2
14
Объем,
проигранной техники в положении борьбы стоя - количество разных приемов,
проигранных в борьбе стоя
15
Надежность
защиты в положении борьбы стоя: разность из 10-частного отделения средней
оценки и реальных атак стоя, переведенных в очки, к их количеству. Величина
очков соответствует указанным в п. 5
16
Качество приемов
в положении борьбы лежа: средняя выигранная оценка приемов в положении борьбы
лежа, рассчитывается так же, как и в п. 2, только в расчет берутся выигранные
оценки в положении лежа
17
Объем
эффективной техники в положении борьбы лежа: количество разных приемов,
оцениваемых в борьбе лежа. Максимально их может быть три: удержание, болевой
и удушающий приемы
18
Объем
соревновательной техники в положении борьбы лежа: количество разных приемов,
оцененных и неоцененных, включая переворачивания
19
Надежность атаки
в положении борьбы лежа: расчет ведется аналогично п. 5, только в расчет
берутся приемы в положении лежа
20
Преследования в
борьбе лежа (связки "стоя-лежа"): отношение количества оцененных и
неоцененных приемов в борьбе лежа, выполненных с применением преследований, к
количеству, приемов, выполненных без применения связок (%)
21
Объем
проигранной техники в положении борьбы лежа: количество разных приемов,
проигранных в борьбе лежа
22
Качество
проигранных приемов в борьбе лежа. Рассчитывается, как п. 13, только
учитываются приемы лежа (колич.)
23
Надежность
защиты в положении борьбы лежа. Рассчитывается, как в п. 15, только
учитываются приемы лежа (колич.)
24
Спортивный
результат - место, занятое на соревновании
А.А. Новиков с соавт. [8] в результате
проведенного педагогического эксперимента выявили, что в борьбе целесообразнее
совершенствовать наиболее сильные качества: как правило, они генетически
обусловлены. Однако В.П. Вдовиченко [1] высказывает противоположную точку
зрения: при развитии скоростно-силовых качеств у лыжников-прыгунов максимальная
эффективность может быть достигнута в первую очередь посредством развития
отстающего компонента.
В нашей работе [3] при составлении
индивидуальных программ коррекции тактико-технического мастерства дзюдоистов
использованы следующие подходы: усиленное развитие ведущих качеств,
подтягивание до оптимального уровня отстающих, а занимающих промежуточное
положение - совершенствование в поддерживающем режиме.
Следует отметить, что показатели различных
сторон подготовленности вносят неодинаковый вклад в спортивный результат, с
одной стороны, с другой - предлагаемые показатели не всегда могут
воздействовать направленно, а в некоторых случаях оказываются просто не в
состоянии обеспечить достоверный прирост, особенно в короткие сроки. К тому же
сдвиги при одном и том же направлении коррекции показателя различны у разных
спортсменов.
Незнание особенностей формирования
тактико-технического мастерства и методики его коррекции может привести к
непредсказуемым, а порой и отрицательным результатам, в первую очередь в
единоборствах. Одним спортсменам достаточно только подсказать, что нужно
корректировать, и уже в ходе соревнований они могут перестроиться, другим
необходимо определенное время для повышения показателя в тренировочном
процессе. Это зависит от рационального применения средств подготовки, методов и
способности спортсмена перестроиться в нужном направлении. Сложившаяся с годами
тренировок структура деятельности достаточно консервативна: изменение одной
характеристики отражается на другой, а может быть, и на структуре в целом. Насколько такая перестройка в
конечном итоге будет эффек
тивна, сказать трудно. Примеры многочисленны: при направленной
тренировке на протяжении нескольких сборов одному из борцов пытались
"навязать" атакующие действия в борьбе лежа, в которой он имел слабое
преимущество; во время ответственных соревнований дзюдоист занял второе место,
однако не сделал ни одной попытки проведения приема в борьбе лежа. Впоследствии
же, через два-три года тренировок, в процессе целенаправленной работы он
успешно проводил приемы в положении лежа.
Таблица 2. Модельные характеристики
показателей соревновательной деятельности (СД) высококвалифицированных взрослых
дзюдоистов и направление коррекции по их совершенствованию (п=18)
СД
Уровни модельных
характеристик
Направление
коррекции
минимально
допустимый
оптимальный
максимально
допустимый
1
0,54
1,21 -2,21
2,70
Индивидуально
2
3,81
5,24-6,84
7,32
Повышать
3
1,00
2,90-5,10
7,00
Индивидуально
4
4,00
6,20-9,10
15,0
Индивидуально
5
0,52
1,01 -3,92
4,49
Повышать
6
1,00
4,79- 13,9
20,2
Индивидуально
7
1,00
1,92-9,72
22,3
Индивидуально
8
1,10
1,61 -2,21
2,91
Индивидуально
9
18,4
41,2-74,2
99,9
Индивидуально
10
0,00
1,76-4,16
5,30
Индивидуально
11
6,01
6,94-9,14
10,0
Индивидуально
12
0,31
0,59- 1,12
1,70
Индивидуально
13
3,00
6,44-9,84
10,0
Повышать
14
0,00
0,32-0,60
1,00
Снижать
15
8,98
9,52-9,92
99,0
Повышать
16
0,00
4,54-9,98
10,0
Повышать
17
0,00
0,67- 1,63
2,00
Повышать
18
0,00
1,14-2,74
4,00
Повышать
19
0,00
3,10-7,90
10,0
Повышать
20
0,00
0,11-21,6
88,0
Повышать
21
0,00
0,00-0,00
0,00
Снижать
22
9,89
9,90-9,99
10,0
Повышать
23
10,0
10,0- 10,0
10,0
Повышать
24
1,00
1,00- 1,00
1,00
Снижать
Примечание. Нумерация СД соответствует
нумерации, указанной в методике исследований.
Обобщение теоретического опыта и
собственного экспериментального материала позволило предложить методологию
индивидуальной коррекции тактико-технического мастерства дзюдоистов:
1. Определение количественных
индивидуальных показателей СД дзюдоиста, для чего необходимо проанализировать
4-5 схваток в условиях соревнований, проведенных с равными по квалификации
соперниками.
2. Сравнение полученных показателей СД с
модельными. Выявление ведущих и отстающих сторон подготовленности.
3. Определение направления коррекции по
каждому из рассмотренных показателей (см. методику анализа СД). Рекомендуем
использовать следующие методические подходы:
а) если показатель имеет достоверную
корреляционную связь со спортивным результатом или выделяется как ведущий при
факторном анализе, то его нужно повышать до уровня модельных и стремиться к
уровню, имеющему максимальное значение на данном этапе подготовки. Это требование
деятельности;
б) если показатель не имеет связи с
результатом деятельности, то специально воздействовать на него не нужно, при
этом он должен находиться в пределах минимально допустимых значений;
в) если показатель СД не имеет связи с
результатом, но является для дзюдоиста ведущим (выше модельных значений), то
его необходимо повышать до максимально допустимого уровня.
4. Подбор комплексов средств и составление
индивидуальных программ подготовки.
5. При тренировке по индивидуальным
программам необходимо 35-40 мин занятия отводить для индивидуальной работы
дзюдоиста. В принципе такой подход полезен на протяжении всей тренировки, но
это связано с организационными трудностями. Если один дзюдоист выполняет
задание, то второй ему помогает, а сам он может решать не совсем нужные для
себя задачи (моделирует ситуации, создает условия выполнения задания для
партнера и др.).
В табл. 2 представлены уровни модельных
характеристик СД (по 24 показателям) для индивидуальной и групповой оценок и
даны направления коррекции. Выделено три уровня: первый - оптимальный, диапазон
которого определяется в пределах ±0,67 s стандартного отклонения от средней
величины показателя СД, второй - максимальный: он определяется исходя из
выявленного в данной группе максимального (абсолютного) значения по показателю,
третий - минимальный: имеет минимальное значение, выявленное в данной группе.
Очевидно, иметь значения индивидуальных показателей выше или ниже указанных в
таблице не имеет смысла или возможности.
Направление коррекции определялось исходя
их предложенной выше методологии. Например, для показателя 1 (активность
атакующих действий) в графе "Направление коррекции" указано
"Индивидуально". Это означает, что данный показатель не связан с
результатом деятельности. Если он у дзюдоиста оптимален или находится в
минимально допустимых приделах, то направленной коррекции не подвергается. Если
он выше оптимальных значений, то это для данного дзюдоиста - индивидуальная
особенность и показатель необходимо повышать до максимальных значений (до 2,70
попытки в мин). Для показателя 2 (качество бросков в положении стоя) в графе
"Направление коррекции" указано "Повышать": он связан с
результатом деятельности и независимо от индивидуальных значений его нужно
повышать так, как обусловлено требованиями деятельности.
Предложенная методология коррекции
деятельности дзюдоистов, проверенная в педагогическом эксперименте, успешно
применялась в свое время в сборных командах Челябинской области, России.
Предложенные подходы к индивидуальной коррекции тактико-технического мастерства
могут быть применены в других видах спорта.
Список литературы
1. Вдовиченко В.И. Индивидуальные
особенности развития скоростно-силовых качеств у лыжников-прыгунов// Теория и
практика физической культуры. 1980,
№ 11, c. 17 - 19.
2. Гужаловский А.А., Алабин А.В.
Модельные характеристики физической подготовленности девушек-спринтеров и
экспериментальное обоснование их индивидуальной подготовки //Теория и практика
физической культуры. 1980, №
5, с. 33-36.
3. Дахновский В.С., Сиротин О.А.,
Еганов А.В. Индивидуальный подход к совершенствованию тактико-технического
мастерства дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник: М., 1984, с. 57-59.
4. Еганов А.В. Эффективность
средств повышения технического мастерства дзюдоистов высших разрядов: Автореф.
канд. дис. М., 1985.-- 24 с.
5. Еганов А.В. Индивидуализация
подготовки дзюдоистов на основе самооценки соревновательной деятельности:
Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК. 1997. - 55 с.
6. Ивочкин В.В., Никитушкин В.Г.,
Гончарова Г.А. Комплексный контроль в системе подготовки юных спортсменов
//Теория и практика физической культуры. 1983, № 1, с. 50 - 52.
7. Максимова В.М., Никуличев
В.А., Иванков Ч.Т. К структуре модельных характеристик квалифицированных
спортсменов /Моделирование соревновательной деятельности с учетом резервных
возможностей спортсменов: Тез. докл. Всесоюз. конф. (Москва, 19-20 апр. 1983 г.) М., 1983, c. 23.
8. Новиков А.А., Чуйко Ю.И.,
Морозов С.А. Ориентация подготовки борцов на основе их индивидуальных
особенностей// Теория и практика физической культуры. 1984, № 11, с. 19-21.
9. Петрунев А.А., Вишневский
В.А., Мороз В.В. и др. Подготовка квалифицированных борцов классического стиля.
- Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1988. - 200 с.
10. Пилоян Р.А. Индивидуализация
подготовки спортсменов в видах единоборств: Автореф. докт. дис. М., 1985. - 48 с.
11. Платонов В.Н. Подготовка
квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 186 с.
12. Рубанов М.Н.
Тактико-техническая характеристика соревновательной деятельности дзюдоистов:
Автореф. канд. дис. М., 1981.
- 22 с.
13. Свищев И.Д. Анализ
тактико-технических действий дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник. М.,
1975, с. 46-47.
14. Сиротин О.А., Еганов А.В.,
Абдрахманов И.З. и др. Оперативное управление процессом совершенствования
спортивного мастерства дзюдоистов с использованием вычислительной техники:
Учебн. пос. - Омск - Челябинск, ЧГИФК, 1987. - 51 с.
15. Туманян Г.С., Коблев Я.К.,
Дементьев В.Л. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической
подготовленности борцов: Метод. разраб. для студ. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 24 с.
16. Чумаков Е.М., Шашурин И.В.
Моделирование спортивной деятельности борца: Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа. М., 1986. - 26 с.
17. Шулика Ю.А.
Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки:
Учебн. пос. - Краснодар: Краснодарское книжн. изд-во, 1988. - 142 с.
18. Шустин Б.Н. Проблема
разработки модельных характеристик сильнейших спортсменов //Теория и практика
физической культуры. 1983, №
11, с. 25-27.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/