Теоретические основы методики
тактико-технической подготовки тренеров по борьбе
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л.
Дементьев
Подготовка тренеров в вузе на
практике осуществляется, как правило, на основе объяснительно-иллюстративного
метода обучения, когда студент осваивает общие биомеханические закономерности
выполнения приемов. Традиционно
приобретение навыков конфликтного взаимодействия подменялось расширением
вариативности техники, что обогащало технический арсенал, но не формировало
навыков соревновательной деятельности.
В последнее время появились
научно-методические работы, в которых поднималась проблема осознания
необходимости в технико-тактической подготовке тренеров осуществлять обучение
конфликтному поведению борцов в поединке. В ИФКах студенты проходят технику и
тактику борьбы, а в реальности осуществляют технико-тактическую подготовку.
Специалисты осознавали, что недостаточно изучать технику на основе биомеханики
и тактику на основе приемов борьбы: нужно осуществлять и саму
тактико-техническую подготовку. Однако из-за отсутствия теории поведения борцов
в схватке такую подготовку стали осуществлять по примеру подготовки спортсмена.
Причина такой ситуации - отсутствие в
теории и практике борьбы научно обоснованной концепции перехода от освоения
техники в неконфликтной деятельности с партнером и в идеальных условиях к
результативной конфликтной соревновательной деятельности с противником.
Другим решением являлось постоянное
усложнение технических действий и изучение их как сложнокоординационных
двигательных действий, при этом деятельность соперника условно моделировалась
путем различных усложнений, т.е. вариативности, при отсутствии учета конфликтности.
Интуитивно высококвалифицированные тренеры
отмечали необходимость перехода к новому, конфликтному, виду деятельности,
которую необходимо начинать осваивать с небольшого количества основных приемов
и в дальнейшем увеличивать их количество. Арсенал техники спортсмена
определяется уже применительно не к идеальным биомеханическим параметрам
приемов борьбы, а к конфликтным соревновательным условиям их проведения в
поединке. Однако переход от обучения технике борьбы к соревновательной
деятельности и формирование навыков применения техники в схватке теоретически
специалистами не обоснованы.
В спортивной борьбе на сегодняшний день
можно выделить два основных типа тренеров: первые, наиболее многочисленные,
работающие под девизом "делай, как я" и ограничивающие
тактико-техническую подготовку спортсменов своим личным опытом; вторые,
высококвалифицированные, тренеры, исходят из перспективы индивидуального роста
мастерства борца и используют лучшие достижения теории и практики спортивной
борьбы, обобщая и применяя достижения других тренеров. Эта ситуация сложилась
из-за того, что процесс подготовки тренера в вузе копирует подготовку
спортсмена и поэтому тренеры строят тактико-техническую подготовку на основе
передачи собственного тренировочного и соревновательного опыта и только после
многолетней работы переходят к использованию опыта других тренеров.
В связи со сказанным возникло противоречие,
которое заключается в необходимости подготовки в вузе высококвалифицированных
тренеров и невозможности этого из-за отсутствия теоретической концепции
тактико-технической подготовки тренеров и методической оснащенности учебного
процесса. Необходимо изменить существующую практику тактико-технической
подготовки студентов в ИФКах как спортсменов, ориентированную на повышение спортивного
мастерства, так как она не формирует основных навыков работы в качестве
высококвалифицированных тренеров, которые приобретаются только впоследствии на
основе долговременной практической работы, а часто и вовсе не приобретаются.
Теория и методика профессиональной
тактико-технической подготовки тренера по спортивной борьбе в ИФКах, по нашему
мнению, должна строиться на основе:
- теоретико-методического осмысления
соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов и освоения методов
анализа тактико-технических действий в спортивном поединке;
- овладения имитационным моделированием
тактико-технических действий в спортивной борьбе как для повышения собственного
тактико-технического мастерства при отсутствии высшего соревновательного опыта,
так и для осознания лучших сторон тактико-технической подготовки ведущих
борцов;
- умения организовывать обучение и
взаимообучение спарринг-партнеров в тренировочном занятии за счет овладения
развивающим, игровым, поэтапным и объяснительно-иллюстративным методами
обучения технике и тактике спортивной борьбы.
Это позволит формировать у студентов ИФКов
необходимые умения и навыки преподавания, соответствующие требованиям,
предъявляемым к тактико-технической подготовленности, присущей тренерам высшей
квалификации.
Заключение. Профессиональная
тактико-техническая подготовка тренера должна принципиально отличаться от
тактико-технической подготовки спортсмена и строиться на следующих положениях:
- теоретическом: тактико-техническую
подготовку тренеров по спортивной борьбе необходимо осуществлять на основе
конфликтной теории деятельности;
- методологическом: формирование спортивных
навыков борьбы целесообразно осуществлять в форме ситуационного моделирования
поведения борцов в поединке;
- практическом: овладение проектированием
частных методик обучения технике и тактике спортивной борьбы в рамках основных
методов обучения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/