Оптимизация факторов, определяющих структуру
отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной
квалификации
Кандидат педагогических наук, профессор С.В. Легоньков
Кандидат педагогических наук, профессор,
pаслуженный работник физической культуры РФ В.В. Ермаков Магистрант А.В.
Родин
Смоленская
государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
Введение.
Проблема
спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из
актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе. Ранее
было установлено, что наиболее рациональным при отталкивании является
параллельная постановка cтоп или постановка стоп слегка повернутыми носками
внутрь (В.А. Осколкова, М.С. Сунгуров, 1959, 1961; Э.К. Ахмеров, А.В. Ивойлов,
1969; О.С. Чехов., В.А. Тюрин, 1969; О.П. Топышев, 1985; Ю.Д. Железняк, А.В.
Ивойлов, 1991).
Однако
принципиально важным остается тот факт, что современный волейболист является
высокорослым (на Олимпийских играх в Афинах средний рост мужской команды России
составил 203 см, а женской - 187,9 см). Как свидетельствуют данные Р.Н.
Дорохова (1994), Р.И. Тамбовцевой (1999), высокорослые игроки отстают в
развитии силовых и скоростно-силовых качеств, которые обуславливают
отталкивание при выполнении нападающего удара.
Результаты
проведенных специальных наблюдений за волейболистами - участниками чемпионатов
России и экспресс-анализ полученных данных дали возможность зафиксировать новый
вариант постановки стоп в отталкивании, при котором левая нога (толчковая)
ставится почти параллельно сетке, а правая (стопорящая) - перпендикулярно к
левой. Этот вид постановки стоп был оценен как перпендикулярный. В
количественном выражении это составило 47% от общего числа выполненных
нападающих ударов волейболистами различной квалификации.
Цель
- изучить структуру разбега и отталкивания, а также эффективность нападающих
ударов в зависимости от варианта постановки стоп.
Задачи
исследования: определить характеристики двигательных действий в структуре
отталкивания при различной постановке стоп на опору; установить взаимосвязь
характеристик движений в структуре отталкивания при различных вариантах
постановки стоп на опору; выявить ведущие факторы, определяющие методику
обучения технике разбега и отталкивания при нападающем ударе.
Для
решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ
специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение;
констатирующий педагогический эксперимент; динамография; видеоциклография;
математическая статистика.
В
исследованиях приняли участие 60 человек, из них 13 - спортсмены
учебно-тренировочной группы и 13 - группы совершенствования ДЮСШ, 14 - сборной
команды ИФК, 10 - сборной команды СГИФК-Феникс и 10 спортсменов - членов
сборной молодежной команды России.
Исследование
проводилось на комплексной автоматизированной системе "ВОЛЕЙБОЛИСТ"
для регистрации динамических опорных реакций и скоростно -силового уровня
подготовленности испытуемых, разработанной в лаборатории "Управление
спортивно-технической подготовкой" под руководством профессора В.В.
Ермакова. Было зарегистрировано и математически обработано 153 характеристики,
относящиеся к технической, физической, специальной подготовленности
волейболистов.
Результаты
и их обсуждение. Установлено, что при выполнении отталкивания с параллельной и
перпендикулярной постановкой стоп динамические опорные реакции характеризуются
вертикальными и горизонтальными составляющими, в которых мы выделили первый и
второй пики усилий.
В
процессе исследования были подвергнуты системному анализу динамические,
временные , скоростно-силовые характеристики движения.
Анализируя
время проявления импульса и градиента силы при первом и втором пиках усилий в
горизонтальной составляющей с параллельной и перпендикулярной постановкой стоп,
как наиболее часто встречающиеся в игре способы, необходимо отметить, что
спортсмены учебно-тренировочной группы выполняют стопорящий шаг быстрее при
достижении максимального значения первого пика усилий с перпендикулярной
постановкой стоп, чем с параллельной (различия достоверны при р
При
приставлении второй ноги, которая характеризуется максимальным достижением
второго пика усилий у испытуемых всех групп, исследуемые приставляют толчковую ногу
значительно быстрей при параллельной постановке, чем при перпендикулярной
(р
В
вертикальной составляющей спортсмены учебно-тренировочной группы при
параллельной постановке достигают максимального первого и второго пиков позже,
чем при перпендикулярной (р
Временные
характеристики влияют на достижение максимальных значений импульса и градиента
первого и второго пиков усилий в горизонтальной и вертикальной составляющих,
которые определяют высоту прыжка как интегрального фактора эффективной игры в
нападении. Так, усилия в горизонтальной составляющей первого и второго пиков
достоверно больше при перпендикулярной постановке стоп, чем при параллельной
(р
Факторный
анализ позволил выявить ведущие факторы, которые легли в основу методики
подбора эффективных средств для формирования техники и физической
подготовленности: первый фактор - эффективности динамических опорных реакций и
морфофизических характеристик нападающего удара при отталкивании с параллельной
постановкой стоп на опору (76 характеристик с общей суммой дисперсии 35%);
второй фактор - эффективности динамических опорных реакций нападающего удара с
перпендикулярной постановкой стоп (56 характеристик с общей суммой дисперсии
25%); третий фактор - эффективности динамических опорных реакций нападающего
удара с постановкой стоп носками во внутрь (50 характеристик с общей суммой
дисперсии 22%); четвертый фактор - времени достижения максимальных усилий в
нападающем ударе при различных вариантах постановки стоп на опору (12
характеристик с общей суммой дисперсии 8%). Следовательно, в методике обучения
двигательным действиям особое внимание следует уделять развитию компонентов
первого фактора, определяющего эффективность нападающего удара.
Список литературы
1.
Волейбол. Учебник. / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М.: Физическое
образование и наука, 2000. - 360 с.
2.
Дорохов Р.Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте. Смоленск, 1994. -
78 с.
3.
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для ИФК. - М.: ФиС, 1991. - 238
с.
4.
Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб.
пос. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с.
5.
Осколкова В.А., Сунгуров М.С. Волейбол: Пособие для сельских коллективов
физической культуры. - М.: ФиС, 1957.
6.
Тамбовцева Р.И. Возрастные особенности энергетики роста и развития скелетных
мышц мальчиков 7 - 17 лет: Автореф. канд. дис. М., 1999. - 20 с.
7.
Шипулин. Г.Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов как
основа построения соревновательно-тренировочной деятельности в классическом
волейболе: Автореф. канд. М., 2002. - 24 с.
8.
Biological and pedagogical problems of physical education and sport: Toil
kehakltuuri a last / Ed. Board: A. Viru. et al. - Tartu, 1991. - 134 p.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru