Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Медитация как метод спортивной психологии

Медитация как метод спортивной психологии

Доктор психологических наук, профессор И.П. Волков,
Cанкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург

Современное
состояние спортивной психологии в России характеризуется ослаблением внимания
спортивных психологов к изучению актуальных проблем самовоспитания личности
спортсмена, что существенно обедняет научно-педагогический потенциал
учебно-тренировочной и воспитательной деятельности тренеров и руководителей
команд, снижает эффективность воспитательной работы учителей и преподава телей
физического воспитания в школах и вузах в сложных социальных условиях,
кризисного состояния российской культуры, науки, образования. Формирование
спортивной акмеологии - науки о высших достижениях в спорте, требует поиска и
разработки новых эффективных методов психологической подготовки в спорте [1].
"Психолог не может выполнить естественное требование жизни и практики, если
он не обучен... методам воздействия. Это приводит к разрыву между академической
и прикладной психологией", - указывает Г.Д. Горбунов [2].

Одним
из малоизученных, но в то же время весьма эффективных методов психологического
самовоздействия человека на свой внутренний мир с целью самовоспитания чувств,
воли и мышления, выработки самозащитных поведенческих реакций и новых гибких
стереотипов адаптивного поведения является медитация.

В
переводе с латыни meditatio означает глубокое размышление, обдумывание, мысленное
созерцание, т.е. обозначает область высших духовных процессов и
нравственно-мотивационных состояний личности. Сформировавшись как духовно-ре
лигиозная практика самосовершенствования личности в рамках восточной культуры,
медитация ныне стала предметом пристального внимания западных ученых в
Германии, Англии, Италии, США (F. Gotvald, V. Gotvald, 1991; R. Montgomery,
1993; R. Rotx, 1994; A. Ajsen, 1994, и др.).

В
России медитацию в начале 90-х годов спортивные специалисты взяли на вооружение
в связи с овладением методами психологического самовоздействия и
психофизической тренировки в восточных единоборствах: каратэ-до, дзюдо, айкидо,
тхэквондо, кунг-фу и др. (Н. Цед, В.А. Андрейчук, 1990); С.Г. Пучков, 1995; С.
Иванов-Ката новский, 1996; В.В. Лукоянов, 1996; С.Г. Гагонин, 1997, и др.).

Как
отмечает один из ведущих российских специалистов по спортивно-боевым
единоборствам СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, профессор С.Г. Гагонин,
"медитация - европейский термин, охватывающий одновременно три разных
понятия, всегда четко разграничиваемых буддистами: то есть внимательность,
сосредоточенность и мудрость" [3]. Однако психолого-педа гогические
возможности медитации ныне уже не ограничиваются только рамками физическо го
воспитания и спорта, что требует ее более углубленного психопедагогического
исследования [2]. Спортивная психопедагогика, по мысли проф. Г.Д. Горбунова,
объединяет теорию психологического воздействия и самовоздействия со
спортивно-педагогической практикой, что позволяет изучать медитацию в качестве
эффективного метода психологической подготовки и самовоспитания личности
спортсмена.

Очищенная
от религиозно-мистических наслоений и религиозной догматики медитация может с
успехом применяться в наших условиях в качестве действенного метода
самосовершенствования идеалов и убеждений, самовоспитания нравственных и
волевых качеств личности как субъекта спортивного общения и соревновательной
деятельности (А.А. Долин, А.А. Маслов, 1990).

С
этой точки зрения мы предполагаем, что медитацию можно рассматривать в качестве
важного психолого-педагогического резерва совершенствования духовной практики
самовоспитания в спорте высших достижений. Нами отмечено, что находящиеся под
нашим наблюдением спортсмены, практикующие медитацию, существенно отличаются от
непрактикующих стилем и особенностями своего личного влияния на окружающих,
характеризуются более высокой психической активностью и работоспособностью,
уверенностью в своих силах и возможностях, более высоким уровнем
интеллектуальной и эмоционально-волевой саморегуляцией состояний во время
соревновавний, более развитым коммуникативным потенциалом и гуманистической
направленностью личности. Нами апробированы концепции и методы медитации
применительно к воспитательной деятельности со студентами -спортсменами и
спортсменами-бойцами силовых структур.

В
процессуальном плане медитация рассматривается нами как длительное и
систематическое размышление о каком-то предмете или объекте, явлении или
процессе, происходящее в в состоянии полной психической и физической
релаксации, устойчивой произвольной концентрации внутреннего внимания на
каком-либо предмете, в результате чего поле сознания субъекта сужается
настолько, что все другие посторонние предметы или объекты мысли выводятся за
границы этого поля и не проявляются в сознании медитирующего. Психологическим
результатом этого процесса является очищение сознания от информационных шумов,
неэкологичных, насильственных и мешающих мыслей. В результате систематического
медитирования у человека возникает качественно новый уровень мышления, максимально
обостряющий интуицию и экстрасенсорику субъекта (В.Б. Коробов, 1990; Л.С.
Качанов, 1990; Ю.М. Иванов, 1990; Д.Чопра, 1990; Ю.Л. Каптен, 1991).

В
связи с вышеуказанным В.В. Сидоров пишет: "Между обычным умственным
напряжени ем и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти... Всё отличие
между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация
- собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком
сливается с предметом размышления... как бы пробивается к сокровенно-глубинному
пласту своего существа. К своему так называемому высшему "Я".
Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы
интуиции, и сложные вопросы получают молниеносно-мгно венное решение.Мы
привыкли называть это озарением, экстазом" (В. Сидоров). Семь дней в
Гималаях //"Москва", 1982, № 9, с. 32).

По
мысли основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга, медитация включает
тот глубинный пласт психики, который управляется архетипами - бессознательными
программами поведения, в основе которых лежат инстинкты (К.Г. Юнг.
Синхроничность. М., 1997). Однако такое подключение инстинктов к сознанию
происходит не спонтанно, а произвольно, путем мощной волевой концентрации
внимания субъекта на каком-то предмете. Сознание во время медитации не
подавляется инстинктом, а наоборот, обогащается им как природным ресурсом
психической активности. Это делает медитацию действенным методом
психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, а также эффективным
методом восстановления после интенсивных нагрузок [1].

Модальным
состоянием медитирующего является состояние "пустоты сознания".
Умение вызывать это состояние особенно важно для спортсменов в экстремальных
условиях соревнований, в ситуациях опасности с риском для жизни, для бойцов
правоохранительных органов, владеющих оружием, солдат и бойцов спецназа,
полицейских, летчиков, спортсменов авторалли, парашютистов и других, ибо их
деятельность нередко требует мгновенных и правильных решений, что тренируется с
помощью медитации.

В
восточных единоборствах (в том числе с различными видами холодного оружия)
медитация занимает ведущее место в психологической настройке сознания бойца на
состязание или бой. Стрелок из лука по системе "Дзен" в процессе
упорных медитативых тренировок с воображаемой мишенью в процессе медитативного
прицеливания сливается со стрелой и мишенью и может точно поражать цель в
темноте. Причем, как показывают исследования, в этом состоянии активизируется в
основном правополушарный механизм симультанного (мгновенного) образного
мышления, а левополушарный механизм - последовательно о логического мышления
(типичного для западного менталитета) компенсируется и балансируется
правополушарным (см. В.В. Козлов. Психологические аспекты феноменологии
расширенных состояний сознаний: Автореф. канд. дис. Ярославль, 1994, с. 6-10).

В
рамках восточной философии и психологии медитация рассматривается как особое
мировосприятие и имманентно присущая человеку психическая способность к
самовыражению, погружению личности ("Я") в космическую пустоту -
носитель высших законов бытия. На этой основе сформировались современные
техники трансцендентальной медитации (ТМ), источниками которых являются
различные течения и духовные практики буддизма: Чань, Дзен, Даосизм, Синто и
др. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Иоги, Шри Ауробиндо, Бхоагаван
Шри (Щшо) и другие ныне признаются западными учеными в качестве эффективного
метода самосовер шенствования и духовного самовоспитания человека как личности.
Из русских ученых первыми обратили внимание на медитацию Е.П. Блаватская, Н.К.
Рерих и Е.И. Рерих в своих трудах 20-30-х годов по агни-йоге.

Первое
научное исследование по психофизиологическим эффектам ТМ провел физиолог из США
Роберт Кейт в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1968 году. Его
диссертация: "Физиологический эффект ТМ: предполагаемое четвертое,
фундаментальное, состояние сознания", принесла ему звание доктора
философии и была опубликована в журнале "Science" ("Наука")
за 1970 год. С 1975 года медитация уже прочно вошла в сознание прогрессив но
мыслящих психологов западного мира (в том числе спортивных психологов), но в
бывшем СССР в эти годы в психологии еще царил марксистско-ленинский
обскурантизм.

По
данным американского психолога Роберта Ротха, ныне в странах западного полушария
уже существует более 1500 центров ТМ, организованных в городах более 100
государств. Обучающие центры ТМ занимаются пропагандой и обучением медитации. В
США, по официальным данным, техникой медитирования владеют более 6 тысяч
врачей, более тысячи должностных лиц высокого и среднего ранга, многочисленные
военные специалисты и спортивные тренеры. Медитацией занимаются адвокаты,
следователи, программисты, учителя, студенты, спортсмены, бизнесмены,
архитекторы, полицейские, летчики, повара, художники, домохозяйки и др.

Как
указывает в своем научном обзоре Р. Ротх, в течение последних 18 лет (1980 -
1998) в развитых западных странах 160 университетов, 27 стран провели более 350
научных исследований по технике и эффектам медитации. Эти исследования
доказали, что медитация избавляет от стресса и дистресса, улучшает память и
повышает способность взрослых людей к обучению, обеспечивает прилив энергии,
избавляет от бессонницы и невротических конфликтов, дает ощущение полноты жизни
и счастья, снимает депрессию при трагических и иппохондрических переживаниях,
улучшает взаимоотношения с людьми и общее состояние здоровья, снижает
биологический возраст и другое (R. Roth. Transcendental Meditation. -
N.Y.-Mosсow, 1992).

Mедитация
как педагогический процесс включает в себя учителя (гуру), ученика и программу
сеанса медитации.

Педагог,
обучающий своих учеников, должен быть не столько теоретиком, сколько мудрым
практиком психологического воздействия. Эту роль с успехом могут выполнять
профессиональные психологи-психотренеры, психотерапевты, учителя физкультуры,
тренеры по спорту, актеры, представители духовного сана и др. Основное
требование к ученику - абсолютное доверие к личности и компетентности учителя.
Любые сомнения во взаимоотношениях учителя и ученика вредят обучению медитации.
"Если есть сомнение, - указывает С.Г. Гагонин, - то не может быть
содружества, особенно в спорте высших достижений, когда тренер и спортсмен
должны составлять единое целое... Сотрудничество должно быть творческим. Это
значит, что тренер и ученик должны идти своим путем, никого не имитируя, так
как оригинал всегда лучше копии" [3].

Сеанс
медитации продолжительностью не менее 10-15 мин рекомендуется проводить утром,
сразу после пробуждения, либо в любое другое удобное время суток. Лучшее
положение - сидя в позе "Лотоса" со скрещенными ногами, но возможно
также лежа, стоя, сидя на обычном стуле за столом в аудитории, в процессе
ходьбы или бега. Медитация в неподвижной позе называется статической , а в
движении - динамической. Методики медитации классифицируются по разным
признакам: предметно-образная медитация (на янтре), медитация на идее (мысли -
ценностная медитация), медитация на звуке (на мантре) и др. По форме
организации занятия медитацией могут быть индивидуальными и групповыми, с
учетом учителя (обучающие сеансы) и без его участия (самостоятельные занятия).
Желательно обеспечить такие условия занятий, когда занимающимся никто не
мешает.

Инструкция
занимающимся медитацией рекомендует: развивать беспристрастное самонаблюдение
за собственной психикой, делать во время медитирования так называемые
"ментальные отметки" - фиксировать в сознании только доминирующие
образы, концентрировать внимание на состоянии осознанности медитирования,
стараться по возможности осознавать процесс дыхания, не пытаться оценивать свое
эмоциональное состояние в терминах "хорошо - плохо", переживая его по
гештальтскому принципу какое оно есть, т.е. "здесь и
теперь".Осознанность ритмического дыхания во время медитирования -
важнейший элемент достижения медитативного состояния. По С.Г. Гагонину, оно
достигается путем удержания внимания на ритмичных движениях передней брюшной
стенки живота в такт фазам дыхания (вдох, выдох, пауза). Дальнейшие
исследования медитации в спорте позволят, по нашему мнению, использовать этот
метод для самовоспитания и самосовершенствования личности спортсмена.
Список литературы

1.
Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. - СПб.: БПА, 1998. - 127 с.

2.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 207 с.

3.
Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта,
1997. - 352 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.