Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Программное обеспечение преемственности подготовки специалистов по физической культуре и спорту в системе "колледж-вуз"

Программное обеспечение преемственности подготовки
специалистов по физической культуре и спорту в системе "колледж-вуз"

Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Ахметов,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Краснодар
Введение.

Для
реализации "вектора движения вверх" в образовательном пространстве
смежные системы разных уровней должны обеспечивать преемственность образования,
способствующего профессиональному росту личности [1, 2, 4, 5]. При этом
необходимым условием является преемственность между учебными дисциплинами
разных образовательных уровней. Особенно важно обеспечить такую преемственность
между специальными дисциплинами, дающими акмеологический инструментарий [3 и
др.].

Вышеизложенное
обосновывает необходимость проведения сравнительного анализа учебных планов
среднего и высшего профессионального образования по специальности
"Физическая культура".

Организация
и методы исследования. В исследовании приняли участие 32 студента 3-го курса
КГУФКа, поступивших в него после окончания Ейского педагогического колледжа
(ЕПК), и 48 третьекурсников, обучающихся в КГУФКе.

Достоверность
различий показателей успеваемости студентов рассчитывалась по t-критерию
Стьюдента [6].

Результаты
исследования и их обсуждение. В связи с поступлением студентов в вуз на 3-й
курс после окончания колледжа сравнивалось количество часов, отводимых учебным
планом на подготовительные курсы вуза и на весь период обучения студентов в
колледже.

Установлено,
что содержание среднего профессионального образования (СПО) по специальности
"Физическая культура" аналогично содержанию высшего профессионального
образования (ВПО) по родственной профессии (единство объекта и предмета труда,
одноименность учебных дисциплин, единообразие дидактических единиц), в связи с
чем оно по праву сокращено при подготовке специалистов с высшим образованием на
базе СПО родственной профессии. Вместе с тем совпадение одноименных родственных
дисциплин в среднем отмечается в 48,5% случаев (76,9% совпадений по общим
гуманитарным и социально-экономическим наукам; 33,3% - по общим математическим
и естественно-научным дисциплинам; 37,5% - по общепрофессиональным и 46,2% - по
специальным).

В
учебных планах СПО на три года обучения предусмотрено на 1574 ч больше, чем в
учебных планах ВПО. Необходимо отметить, что профессиональной практики на
первых двух курсах вуза не планируется. Вместе с тем во время обучения в
колледже практике отводится 720 ч. По блоку специальных дисциплин в учебном
плане СПО запланировано на 342 ч больше, чем по учебному плану ВПО.

Анализ
планов показал, что некоторые учебные дисциплины, изучаемые студентами в
колледже, углубляются на 3-м и 4-м курсах вуза. Например, для студентов,
поступивших в вуз после колледжа, общий объем профессиональной практики
составляет 1100 ч (720 ч - в колледже и 480 ч - в вузе). Очевидно, это
обуславливает успешную адаптацию и обучение студентов, поступивших на 3-й курс
КГУФКа после окончания ЕПК, о чем свидетельствуют результаты педагогического
эксперимента (см. таблицу).

В
контексте рассматриваемой проблемы определялась приоритетность учебных
дисциплин. Анализ производился без учета профессиональной практики.
Установлено, что соотношение количества часов по блокам учебных дисциплин в
системе "колледж-вуз" (см. рисунок) имеет одинаковую направленность
распределения в различных по уровню образовательных учреждениях. Так, наибольшее
количество часов в учебных планах СПО и ВПО отмечается по блоку специальных
дисциплин (соответственно 36,5 и 34,9%). На второй позиции стоит блок общих
гуманитарных и социально-экономических наук (32,1 и 30,3%), на третьей -
общепрофессиональных дисциплин направления (27,7 и 25,2%) и на четвертой -
общих математических и естественно-научных дисциплин (3,7 и 9,6 %).

Сравнительная
характеристика успеваемости студентов 3-го курса, обучающихся в КГУФКе, и
поступивших на 3-й курс после окончания ЕПК на специальность "Физическая
культура"




№ п/п





Блоки учебных дисциплин





Студенты КГУФКа, n = 48





Студенты после окончания ЕПК, n
= 32





t





Р







М











М













1





Общие гуманитарные и
социально-экономические науки





4,0





0,06





3,8





0,08





2,00













2





Общие математические и
естественно-научные дисциплины





3,9





0,09





3,6





0,10





2,31













3





Общепрофессиональные дисциплины
направления





4,1





0,07





3,8





0,09





3,33













4





Специальные дисциплины





4,2





0,07





4,0





0,06





2,17














Соотношение
количества часов по блокам учебных дисциплин в системе колледж-вуз, %

В
заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день в практической
деятельности профессиональных учебных заведений сложилась типовая система их
объединения. Наиболее широко представлены учебно-научные комплексы
ассоциативного типа, включающие лицеи, колледжи и вузы, реализующие единые
интегративные цели и задачи. Практикуемые формы объединений чаще всего
функционируют как образовательные модели, реализующие отдельные аспекты идеи
непрерывного образования. В данной образовательной модели реализуется
интеграция уровней довузовского, среднего и высшего профессионального
педагогического образования на основе интеграции целей, содержания, форм и
методов учебно-воспитательного процесса. Важным результатом функционирования
модели "колледж-вуз" является определение набора учебных дисциплин.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что по специальности "Физическая
культура" в этом направлении требуется определенная коррекция.
Список литературы

1.
Анисимов П.Ф., Сосонко П.Ф. Управление качеством среднего профессионального
образования. Казань, 2001. - 256 с.

2.
Анисимов П.Ф. Система среднего педагогического образования: состояние и
проблемы модернизации // Среднее профессиональное образование. 2002, № 6, с.
3-8.

3.
Баулин В.П. и др. Совершенствуем образовательный процесс // Специалист. 2000, №
10, с. 21-23.

4.
Демин В. Средняя профессиональная школа России: к новому качеству // Народное
образование. 2001, № 6, с. 193-197.

5.
Каджаспирова Г.М. Многоуровневость в педагогическом образовании // Среднее
профессиональное образование. 2002, №6, с. 20-23.

6.
Лысенко В.В., Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании и
спорте: Учеб. пос. для студ. ин-тов физ. культуры. Краснодар, 1995.- 135 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.