Обеспечение безопасности участников уголовного
процесса: становление правового института
Меры
безопасности участников уголовного судопроизводства предусмотрены положениями
ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5
ст. 278 УПК РФ. Действительность этих мер покажет практика. Данная работа
посвящена "новейшей истории" становленнм в российском законодательстве
института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Статья 2
Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод
человека и гражданина обязонностью государства Одним из проявлений
государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную
нерикосновенность является обеспечение безопасности гражданина в
остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.
С начала
90-х годов проблема противоправного воздействия н а свидетелей, потерпевших, судей,
прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц
приобретала особую остроту Для усиления государственной защиты этих лиц был
принят ряд специальных правовых норм.
Так, п. 24
ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. О милиции" установил обязанность
милиции принимать меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников
уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь
или имущество данных лиц находится в опасности.
Концепцией
судебной реформы 1991 года предусмотрена необходимость "определить
эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность
смены их места жительства и смены документов".
Пункт 5 СТ.
7 Заона РФ от 13 февраля 1992 г. "Об оперативно-розыскной деятельности в Россиийской
Федерации" предусматривает одним из оснований проведения
оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в
отношении защищаемых лиц. Пункт 6 ст. 14 названного Закона предписывает
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействовать
обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного
судопроизводства, членов их семой, близких от преступных и иных противоправных
посягательств.
6 мая 1995
г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Указам
Президента РФ от 10 июля 1996 г. "О неотложных мерах по укреплению
правопорядка и усилению борьбы с преступностыо в г. Москве и Московской области
правительству г. Москвы и администрации Московской области было поручено в
месячный срок разработать систему мер социальной защиты и материального
стимулирования граждан, спобоствовавшнх раскрытию преступлений', совершенных
организованными преступными группами, и создать специальные обменные жилищные
фонды для обеспечения этим гражданам смены места жительства и работы. Во
исполнгение данного поручения 28 августа 1996 г. правительством г. Москвы
издано распоряжение "Об утверждении Положения о мерах социальной защиты и
материального стимулирования граждан, способствовавших раскрытию преступлений,
совершенных организованными преступными группами". Положение
устанавливает, что социальной защите и материальному вознаграждению подлежат
граждане, принимавшие участие в выявлении, предупреждении преступлений,
установлении лиц, их совершивших, а также скрывшихся от суда и следствия,
негласно оказывающие содействие правоохранительным органам в борьбе с
преступностью, свидетели преступления, потерпевшие от преступных посягательств,
их родственники и близкие. Пунктом 3 Положения установлено, что для обеспечения
защиты жизни и здоровья указанных лиц, с учетом их волеизъявления и конкретных
обстоятельств, могут применяться следующие меры безопасности: личная охрана,
охрана жилища и имущества; выдача в установленном законодательством порядке
оружия, специальных средств индивидуальной защиты; временное (от месяца до
года) помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о
защищаемых лицах в информационных системах; перевод на другую работу (службу),
изменение места работы или учебы; предоставление другого места жительства;
замена в установленном порядке документов, изменение внешности. Пунктом 4
Положения предусмотрено, что обеспечение защиты и безопасности возлагается на
специальное подразделение ГУВД Москвы (действует с ноября 2001 г.).
В 1997 году
принятый Государственной Думой Закон "О государственной защите
потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному
судопроизводству" был одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом
РФ.
Итогом всей
предыдущей законотворческой деятельности стало введение в УПК РФ института
обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: свидетелей,
потерпевших, иных участников уголовного процесса, а также их близких
родственников, родственников и близких лиц.
В УПК РФ
предусмотрены меры безопасности, принимаемые судом, прокурором, следователем,
органом . дознания, дознавателем в пределах их компетенции при наличии
достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участником
уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам
иди близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или
по-вреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3
ст. 11). Меры безопасности таковы:
— для
обеспечения безопасности указанных лиц по решению счедозателя данные о них
могут не приводиться в протоколе следственного действия, проведенного с их
участием, в этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление,
в котором излагает причины принятия такого решения, указывает псевдоним
участника следственного действия и образец его подписи, используемые в
протоколах следственных действий с его участием; постановление хранится в
опечатанном конверте, приобщаемойм к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК);
— при
наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении
указанных лиц допустимы контроль и запись их телефонных и иных переговоров —
либо по их письменному заявлению, либо, при отсутсвии такого заявления, на
основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК);
— для
обеспечения безопасности опознающего опознание может быть проведено таким
образом, чтобы опознаваемый не мог видеть опознающего. Понятые присутствуют в
месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК);
— для
обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или
постановления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства —
всего либо соответствующей его части (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УПК);
— для
обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и близких лиц суд вправе
не оглашать подлинных данных о свидетеле и провести его допрос таким образом,
чтобы другие участники судебного разбирательства не могли видетъ этого
свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК).
Указанные
меры безопасности — не только один из способов осуществления государством своей
конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и
средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.
Следующим:
шагом должна стать ратификация Россией Конвенции ООН против транснациональной
организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Ее ст. 24 "Защита
свидетелей" предписывает каждому государству-участнику принимать, в
пределах своих возможностей, надлежащие меры, направленные на обеспечение
эффективной защиты от вероятной мести или запугивании в отношении участвующих в
уголовном производстве свидетелей (и потерпевших, поскольку они являются
свидетелями), которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми
Конвенцией, и в надлежащих случаях в отношении их родственников и других
близких им лиц.
Сегодня
можно утверждать, что в российском законодательстве создан полноценный институт
государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Уже
высказываются мнения как "за", так и "против"
предусмотренных УПК мер безопасности. Но несомненно одно — эти нормы помогут
лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной обязанности правового
государства — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина.
Список
литературы
А.
Антошина,аспирант Института государства и права РАН. Обеспечение безопасности
участников уголовного процесса: становление правового института.