смотреть на рефераты похожие на "Рабочая жидкость "
Оглавление.
стр.
1. Требования к рабочим жидкостям .................................
2
2. Свойства и характеристики рабочей жидкости .............. 3
3. Виды рабочих жидкостей
............................................... 11
4. Обозначение марок рабочих жидкостей ........................ 16
5. Рекомендуемые масла для станочных гидроприводов.......17
6. Фильтры, применяемые в станочных гидроприводах........18
7. Уплотнения,применяемые в станочных гидроприводах.....19
1 . ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ЖИДКОСТЯМ .
Нормальная эксплуатация гидропривода возможна при использовании
таких рабочих жидкостей ,которые одновременно могут выполнять различные
функции.
В первую очередь рабочая жидкость в гидроприводе является рабочим
телом, т.е. является носителем энергии, обеспечивающим передачу последней
от источника энергии (двигателя) к её потребителю (исполнительным
механизмам). Кроме того, рабочая жидкость выполняет роль смазки в парах
трения гидропривода, являясь смазывающим и охлаждающим агентом, и средой,
удаляющей продукты изнашивания. К функциям рабочей жидкости относится и
защита деталей гидропривода от коррозии.
В связи с этим к рабочим жидкостям предъявляются разносторонние
требования, в некоторой степени противоречивые и выполнение которых в
полной мере не всегда возможно. К ним относятся:
- хорошие смазочные свойства;
- малое изменение вязкости при изменении температуры и давления;
- инертность в отношении конструкционных материалов деталей
гидропривода;
-оптимальная вязкость, обеспечивающая минимальные энергетические
потери и нормальное функционирование уплотнений;
- малая токсичность самой рабочей жидкости и её паров;
- малая склонность к вспениванию;
- антикоррозийные свойства; способность предохранять детали
гидропривода от коррозии;
- оптимальная плотность;
- долговечность;
- оптимальная растворимость воды рабочей жидкостью: плохая для чистых
минеральных масел ; хорошая для эмульсий и т.п.
- невоспламеняемость;
- малая способность поглощения или растворения воздуха;
- хорошая теплопроводность;
- малый коэффициент теплового расширения;
- способность хорошо очищаться от загрязнений;
- совместимость с другими марками рабочей жидкости;
- низкая цена;
Невыполнение этих условий приводит к различным нарушениям в
функционировании гидропривода. В частности плохие смазочные или
антикоррозийные свойства приводят к уменьшению сроков службы гидропривода;
неоптимальная вязкость или её слишком большая зависимость от режимов работы
гидропривода снижают общий к.п.д. и т.д.
Нормальная и долговременная работа гидропривода определяется в
равной мере как правильностью выбора марки рабочей жидкости при
конструировании,так и грамотной эксплуатацией гидропривода.
2 .СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ
2.1 ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Плотность рабочей жидкости - физическая величина, характеризующая
отношение массы m жидкости к её объёму :
( = m / V.
Размерность плотности - кг / м3.
Величина плотности имеет большое значение для энергетических
характеристик гидропривода. От неё зависит величина гидравлических
потерь, определяемая, как
[pic]pпот=(C2/2 ,
где С - скорость движения жидкости.
Изменение плотности рабочей жидкости при изменении темпе-ратуры от t1
до t2 описывается выражением:
(t2 =( n1 / 1+((t2-t1) .
где ( - коэфициент объемного расширения.
Относительное изменение объема жидкости при изменении температуры
характеризуется температурным коэффициентом объёмного расширения ( .
(= (V/ V (t,
где V и (V - начальный объём и приращение объёма при повышении
температуры на (t. Размерность коэффициента ( - 1((c.
Изменение объёма (V и объём рабочей жидкости при изменении температуры
с t1 до t2 может быть определено по формулам :
(V=( V (t2-t1),
Vt2= Vt1[1+((t2-t1)].
Величина коэффициента объёмного расширения невелика. Однако , это
изменение следует всё же учитывать при расчёте гидроприводов с замкнутой
циркуляцией потока , чтобы избежать разрушений элементов гидропривода при
нагреве.
Возможность разрушения деталей гидропривода обусловлена разницей в
значениях температурного коэффициента объёмного расширения рабочей жидкости
и металла деталей гидропривода. Повышение давления ,обусловленное нагревом
, принято оценивать по формуле:
(p = ((((м)(tE / k
где (м - коэффициент объёмного расширения материала деталей
гидропривода;
E - модуль упругости жидкости; k- коэффициент , характеризующий объёмную упругость материала
элементов гидропривода.
Грубая оценка повышения давления в замкнутом сосуде при нагреве на
10(C и принятых средних значениях (=8.75 10-4, (м=5.3 10-5, E=1.7
103 Мпа и k=1 дает величину около 15 Мпа. Поэтому в гидроприводе с
замкнутой циркуляцией, эксплуатируемых при широком диапазоне изменения
температуры рабочей жидкос- ти, должны быть установлены
предохранительные клапаны или другие устройства , компенсирующие
температурное увеличение объёма жидкости .
Сжимаемость жидкости - это её способность под действием внешнего
давления изменять свой объём обратимым образом , т.е. так, что после
прекращения действия внешнего давления восстанав- ливается первоначальный объём .
Сжимаемость жидкости характеризуется модулем упругости жидкости Е с размерностью Па ( или Мпа) .
Уменьшение объёма жидкости под действием давления определяется по
формуле
(V((V (p ( ( .
При повышении давления модуль упругости увеличивается , а при нагреве
жидкости - уменьшается .
Обычно в масле работающего гидропривода содержится до 6%
нерастворённого воздуха. После отстаивания в течение суток содержание
воздуха уменьшается до 0.01-0.02%. В этом случае рабочая жидкость
представляет собой газожидкостную смесь , модуль упругости которой
подсчитывается по формуле :
Егж = Е(Vж/Vp+1)/(V ж/Vp+E p0/p 2)
где Vж, Vp - объёмы соответственно жидкостной и газовой фаз при
атмосферном давлении Р0.
В рабочей жидкости содержится также определённое количество
растворённого воздуха (пропорциональное величине давления), который
практически не влияет на физико-химические свойства масла, однако
способствует возникновению кавитации , особенно во всасывающих линиях
насосов, в дросселях и других местах гидропривода, где происходит резкое
изменение давления.
2.2 ВЯЗКОСТЬ
Вязкость - свойство жидкости оказывать сопротивление сдвигу одного
слоя относительно другого под действием касательной силы внутреннего
трения. Напряжение трения согласно закону Ньютона пропорционально градиенту
скорости dC/dy
(((dC/dy.
Коэффициент пропорциональности ( носит название динамиче-ской вязкости
(( ((dv/dy.
Единицей динамической вязкости является 1Па.с.(паскаль-секунда).
Более распространённым является другой показатель - кинематическая
вязкость , которая учитывает зависимость сил внутреннего трения от инерции
потока жидкости. Кинематическая вязкость ( или коэффициент динамической
вязкости) определяется выражением
(((((.
Единицей кинематической вязкости является 1м2/c. Эта величина велика
и неудобна для практических расчётов . Поэтому используют величину в 104
меньше -1 см2/c = 1Cт(стокс) , или 1 сотую часть Ст - сСт (сантистокс). В
нормативно-технических документах обычно ука-зывают кинематическую вязкость
при 100(С - ((100) или при 50 (С -((50). Для новых марок масел в
соответствии с международными нормами указывается вязкость при 40(С (точнее
при 37.8(С) - (40. Указанная температура соответствует 1000 по Фаренгейту.
На практике используются и другие параметры , характеризующие
вязкость жидкостей. Часто используют так называемую условную или
относительную вязкость , определямую по течению жидкости через малое
отверстие вискозиметра (прибора для определения вязкости) и сравнению
времени истечения с временем истечения воды. В зависимости от количества
испытуемой жидкости , диаметра отверстия и других условий испытаний
применяют различные показатели. В России для измерения условий вязкости
приняты условные градусы Энглера ((Е), которые представляют собой показания
вискозиметра при 20, 50 и 100(С и обозначаются соответственно ((((( (E50 и
(E100 . Значение вязкости в градусах Энглера есть отношение времени
истечения через отверстие вяскозиметра 200 см3 испытуемой жидкости к
времени истечения такого же количества дистиллированной воды при t=20 С..
Вязкость жидкости зависит от химического состава , от температуры и
давления. Наиболее важным фактором , влияющим на вязкость , является
температура. Зависимость вязкости от температуры различна для различных
жидкостей. Для масел в диапазоне температур от t = +50 0C до температуры
начала застывания применяется фор-мула :
?ж= ?50 exp (A / Tжa )
где ?ж - значение кинематической вязкости при температуре Tж (
( K), в cCm;
A и a - эмпирические коэффициенты.
Для некоторых рабочих жидкостей значения коэффициентов А и а
приведены в табл. 1.
Таблица 1.
| | | | | |
| |ВМГ3 |АМГ-10 |МГ-20 |МГ-30 |
| | | | | |
|А* 10-8 |10,98 |10,82 |40 |94 |
| | 3,06 | | | |
|а | |3,06 |3,77 |3,91 |
Зависимость вязкости от температуры, или так называемые вязкостно-
температурные свойства рабочих жидкостей, оцениваются с помощью индекса
вязкости (ИВ) , являющегося паспортной характеристикой современных масел . Масла с высоким индексом вязкости меньше изменяют свою вязкость при
изменении температуры. При небольшом индексе вязкости зависимость вязкости
от температуры сильная. ИВ определяется сравнением данного масла с
двумя эталонами. Один из этих эталонов характеризуется крутой вязкостно-
температурной характеристикой , т. е. сильной зависимостью вязкости от
температуры , а другой - пологой характеристикой. Эталону с крутой
характеристикой присвоен ИВ=0 , а эталону с пологой характеристикой - ИВ =
100.
В соответствии с ГОСТ 25371-82 ИВ вычисляется по формуле :
ИВ =(?-?1) /(?-?2)
или ИВ=(?-?1) / ?3 где ? - кинематическая вязкость эталонного масла при t=
40 0C с ИВ=0 и имеющим при t=100 0С такую же кинематическую вязкость
как и данное масло, сСm ;
?1 - кинематическая вязкость данного масла при t=40 0C , сСm
;
?2 - кинематическая вязкость эталонного масла при
t=40 0C, с ИВ=100 и имеющим при t=100 0C такую же вязкость , что и данное
масло, сСm ;
?3= ?- ?2 , cCm .
Реальные рабочие жидкости имеют значения ИВ от 70 до 120.
Вязкость рабочей жидкости увеличивается с повышением давления. Для
практических расчетов может использоваться формула, связывающая
динамическую вязкость с давлением:
(р=(0 ap где (0 и (р - динамические вязкости при атмосферном
давлении и давлении р . а - постоянный коэффициент; в зависимости от марки
масла а = 1,002 - 1,004.
При низких температурах масла застывают. Температурой застывания
(ГОСТ 20287-74) называется температура , при которой масло загустевает
настолько , что при наклоне пробирки с маслом на 450 его уровень в течение
1 мин. остается неподвижным. При температуре застывания работа
гидропривода невозможна. Минимальная рабочая температура принимается на 10-
150 выше температуры застывания.
Вязкость рабочей жидкости оказывает непосредственное влияние на
рабочие процессы и явления , происходящие как в отдельных элементах, так и
в целом гидроприводе. Действие вязкости неоднозначно и требуются
тщательные исследования для рекомендации оптимальной вязкости для
конкретного гидропривода. Изменение вязкости является критерием достижения
предельного состояния рабочей жидкости.
При чрезмерно высокой вязкости силы трения в жидкости настолько
значительны , что могут привести к нарушению сплошности потока. При этом
происходит незаполнение рабочих камер насоса , возникает кавитация,
снижается подача , ухудшаются показатели надежности.
Но помимо этого , высокая вязкость рабочей жидкости позволяет снизить
утечки через зазоры , и щелевые уплотнения . При этом объёмный КПД
увеличивается . Но высокая вязкость одновременно увеличивает и трение в
трущихся парах и снижает механический КПД. Одновременно снижается и
гидравлический КПД , так как возрастают гидравлические потери.
Рекомендуется выбирать рабочую жидкость таким образом , чтобы
кинематическая вязкость при длительной эксплуатации в гидроприводе с
шестеренными насосами находилась в пределах 18-1500 cCm , в гидроприводе с
пластинчатыми насосами 10 - 4000 cCm и в гид рабочей жидкости связаны с
прочностью мароприводе с аксиально-поршневыми насосами 6-2000 cCm.
Смазывающие способности рабочей жидкости связаны с образованием на
трущихся поверхностях масляной пленки и способностью её противостоять
разрыву. Обычно , чем больше вязкость , тем выше прочность масляной. плёнки
при сдвиге. Рабочая жидкость в гидроприводе должна предотвращать
контактирование и схватывание трущихся поверхностей при малых скоростях
скольжения в условиях граничного режима трения. Другими словами , рабочая
жидкость , должна , во-первых , обладать противозадирными свойствами , во-
вторых уменьшать износ поверхностей трения , создавая гидродинамический
режим смазки , т. е. обладать противоизностными свойствами.
Улучшение противозадирных и противоизностных свойств рабочей жидкости
достигается введением их в состав присадок. Обычно вводят несколько
присадок или комплексные присадки , улучшающие сразу несколько показателей
рабочей жидкости
Стабильность свойств - это способность рабочей жидкости сохранять
работоспособность в течение заданного времени при изменении первоначальных
свойств в допустимых пределах.
Стабильность характеризуется антиокислительной способностью и
однородностью рабочей жидкости , которые находятся между собой в
зависимости. При длительной эксплуатации в результате реакции углеводородов
масла с кислородом воздуха в рабочей жидкости появляются смолистые
нерастворимые фракции , которые образуют осадки и плёнки на поверхностях
деталей , обуславливая старение рабочей жидкости. В результате может быть
нарушено нормальное функционирование таких прециционных элементов
гидропривода, как распределители , дроссели и т. п. .
На скорость окисления существенно влияют температура масла ,
интенсивность его перемешивания , количество находящихся в рабочей жидкости
воды и воздуха , а также металлических загрязнений. Значительное
каталитическое воздействие на процесс старения оказывает присутствие медных
деталей. Окисление рабочей жидкости характеризуется изменением кислотнго
числа РН , которое определяется количеством миллиграммов едкого калия
(КОН) , необходимого для нейтрализации свободных кислот в 1 г. жидкости.
Кислотное число РН и количество осадка используется для оценки старения
жидкости (ГОСТ 5985-79). Оно является одним из параметров, определяющих
работоспособность рабочей жидкости. Чтобы повысить антиокислительные
свойства рабочей жидкости , используются присадки.
2 Антикоррозийные свойства- характеризуют способность рабочей жидкости выделять воздух или другие газы без образования
пены. Эту способность определяют по времени исчезновения пены после подачи
в жидкость воздуха или прекращения перемешивания. Способность противостоять
пенообразованию усиливают добавлением антипенной присадки. Механизм
действия присадки состоит в понижении поверхностного натяжения жидкости.
Концентрируясь на поверхности пузырьков пены , присадка способствует их
разрыву , а , следовательно быстрому гашению пены.
Стойкость рабочей жидкости к образованию эмульсии характеризуется
способностью её расслаиваться и отделяться от попавшей в неё воды.
Добавлением в жидкость деэмульгаторов( веществ, разрушающих
масляные эмульсии) понижают поверхностное натяжение плёнки на границе
раздела вода-масло и предотвращают смешивание рабочей жидкости с водой.
Совместимость рабочей жидкости с материалами гидропривода
характеризуется отсутствием коррозии металлов , а также стабильность физико-
химических свойств жидкости. Причины коррозийной активности рабочая
жидкость тесно связаны с накоплением в них химических соединений ,
обуславливающих коррозию металлов.
Среди таких соединений основное влияние на коррозию оказывают
перекиси, образующиеся в результате старения рабочей жидкости, и которые
оцениваются кислотным числом pH.
Антикоррозийные свойства рабочей жидкости оценивают по испытаниям на
коррозию металлических (из стали 50 и меди М2) пластин , помещенных на 3
часа в жидкость, нагретую до 1000С. Отсутствие потемнений на металлических
пластинах является положительным результатом проверки.
Совместимость с резинотехническими изделиями гидропривода оценивают
величиной набухания резины марки УИМ-1 или потери ее массы в рабочей
жидкости при заданной длительности испытаний.
Удельная теплоемкость рабочей жидкости - количество теплоты,
необходимое для повышения температуры единицы массы на один градус
Цельсия. Единицей удельной теплоемкости является 1Дж/Кг*C°. Удельная
теплоемкость рабочей жидкости - важный показатель для гидропривода . Он
характеризует интенсивность повышения температуры в гидросистеме.
Большая энергоемкость означает большую тепловую инерционность гидропривода
и, следовательно, более равномерное распределение температуры в
элементах системы.
С повышением температуры удельная теплоемкость рабочая жидкость
изменяется незначительно.
Теплопрводность рабочей жидкости - количество теплоты, которое
проходит за единицу времени через единицу поверхности на единицу
толщины слоя. Единица теплопроводности - 1Вт/M¤°С. Теплопроводность
рабочей жидкости с повышением температуры уменьшается
Чистота рабочей жидкости - характеризуется количеством или массой
инородных частиц в заданном объеме. Частицы загрязнений попадают в рабочую
жидкость различными способами: при заливке жидкости в бак; как продукты
износа трущихся поверхностей; через сапуны и уплотнения гидропривода.
Влияние чистоты рабочей жидкости на надежность гидропривода огромно. До сих
пор это основной показатель, лимитирующий долговечность гидропривода.
Повышенная загрязненность рабочей жидкости вызывает повышенный износ
деталей гидропривода, ухудшение его характеристик и преждевременный
выход из строя.
Чистота рабочей жидкости характеризуется классами чистоты, от 0 до
17. По ГОСТ 17216-71 каждому классу соответствует допустимое количество
частиц определенного размера и общая масса загрязнений. Все загрязнения
делятся на две группы: частицы и волокна. Волокнами считаются частицы
толщиной не более 30 мкм при отношении длины к толщине не менее 10:1.
Частицы загрязнений размером более 200 мкм (не считая волокон) в рабочей
жидкости не допускаются.
Масса загрязнений для классов от 0 до 5 не нормируется, а для классов
с 6 по 12 не является контрольным параметром. Нормирование классов
чистоты по ГОСТ 17216-71 имеет недостатки. В частности, в реальной
рабочей жидкости соотношение количества частиц определенного размера для
одного класса чистоты, как правило, не соблюдается. Может оказаться,
частицы большого размера отсутствуют, но меньшие частицы превышают
допустимый уровень. При этом, общая масса загрязнений может быть меньше
допустимой для данного класса. В такой ситуации, работоспособность такой
жидкости будет не ниже жидкости, полностью соответствующей по показателю
данному классу, но ее следует в соответствии с ГОСТ классифицировать
другим, более грубым классом чистоты. Чтобы ликвидировать этот недостаток,
в некоторых отраслях, введены дополнительные показатели, более удобные для
использования. В частности, в станкостроении используется параметр
загрязнения W по отраслевой нормали РТМ2 Н06-32-84. Этот параметр
подсчитывается по формуле:
W=10^-10*n1*n2*n3*n4*n5
, где n1-n5 - количество частиц загрязнений соответственно: 5-10 ; 10-25 ; 25-50 ; 50-100 и свыше 100 мкм объеме жидкости 100 см3
Классификационный параметр W приведен в соответствие с классами
частоты ГОСТ 17216-71 Гидропривод предъявляет высокие требования к чистоте
рабочая жидкость
Таблица 2
| |Номинальная | |
| |тонкость |Класс |
| |фильтрации |чистоты |
| |mkm | |
|Насосы шестеренчатые P