Понятие и признаки норм права
Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное,
структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов
правотворчества, регулирующее общественные отношения.
Т.е. норма права - это элемент («частичка») права, составляющий право в
целом, обладающий теми же признаками, что и право в целом.
С другой стороны, норма права – самостоятельное правовое явление, имеющее
свои признаки, не присущие праву в целом.
Признаки нормы права:
1) регулирует общественные отношения,
2) создается (принимается) субъектами правотворчества (т.е. теми, кто наделен правотворческими полномочиями),
3) в НП выражена воля государства,
4) исполнение НП общеобязательно,
5) исполнение НП обеспечивается гос. принуждением,
6) НП «формально определена», т.е. содержится в нормативно-правовом акте или иной форме права,
7) НП структурно организована (т.е. представляет собой микросистему, состоящую из взаимосвязанных гипотезы, диспозиции и санкции).
Структура юридической нормы
Элементы Нормы права:
1) «ЕСЛИ» - гипотеза – описание конкретных жизненных обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать правило, изложенное в диспозиции (т.е. «привязка» правила поведения к конкретной жизненной ситуации, без чего в норме права не будет предметного смысла),
2) «ТО» - диспозиция – описание собственно правила поведения участников правовых отношений,
3) «ИНАЧЕ» - санкция – описание неблагоприятных последствий, возникающих в результате неисполнения диспозиции (без санкции норма права утрачивает государственно-властный характер).
Без гипотезы («ЕСЛИ») норма бесполезна, без диспозиции («ТО») норма бессмысленна (по сути не является нормой), без санкции («ИНАЧЕ») норма бессильна.
Такую структуру имеют логические нормы – выявляемые логическим путем общие правила, в которых воплощены связи между нормой предписания, обладающие полным набором свойств, раскрывающих их государственно- властную структуру.
Норма предписания – элементарное логически завершенное государственно- властное нормативное веление, непосредственно выраженное в тексте нормативно-правового акта.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм
права в статьях нормативно-правового акта.
Норма права – это структурный элемент всей системы права (содержание
права),
а статья нормативного акта – это структурный элемент формы права.
Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта:
1) в одной статье содержится одна норма права (все ее элементарные составляющие),
2) в одной статье содержится несколько норм права (абзацы, подчеркивания),
3) гипотеза, диспозиция, санкция одной нормы права расположена в нескольких статьях.
Виды норм права.
Норма права зависимости от выполняемой функции в механизме правового
регулирования подразделяется на:
1) отправные нормы,
2) нормы правил поведения.
Отправные нормы (предписания) определяют основы правового регулирования,
задачи, пределы, методы, закрепляют правовые категории.
Их виды:
1) «нормы – начала» (конституционные положения): закрепляют основы экономического, политического и государственного устройства общества,
2) «нормы-принципы»: выражают и закрепляют принципы права,
3) «определительно-установочные нормы»: определяют цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия,
4) «нормы-дефиниции» (нормы-определения): содержат определения понятий правовых категорий (иногда выполняют роль гипотезы),
5) «коллизионные нормы»: устанавливают порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.
Нормы правил поведения непосредственно регулируют общественные отношения.
Их виды:
- по юридическим функциям права: o регулятивные, o охранительные;
- по отраслям права: o конституционные, o гражданско-правовые, o уголовные, o семейные, o и др.
- по способу воздействия (методу правового регулирования): o императивные (следование императивным нормам должно быть строгим и точным), o диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность регулировать эти правоотношения через взаимные соглашения в пределах, разрешенных законодательством: например, нормы Семейного кодекса), o поощрительные (стимулируют выбор определенного варианта поведения предоставлением льгот или поощрений), o рекомендательные (содержат описание правил поведения, целесообразных с точки зрения государства),
- по юридической силе: o нормы законов, o нормы подзаконных нормативных актов,
- по кругу лиц: o общего действия (распространяются на всех субъектов), o специального действия (распространяются на отдельные категории субъектов).
Понятие, признаки, причины возникновения Правовых отношений.
Правовые отношения – возникающие на основе норм права волевые общественные
отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические
обязанности, обеспечиваемые государством.
Признаки правовых отношений:
1) разновидность общественных отношений (т.е. связей между людьми по поводу удовлетворения духовных и материальных потребностей),
2) носят волевой характер (т.е. для их проявления необходима воля
(желание, интерес) одного или нескольких участников отношений),
3) как правило возникают на основе норм права,
4) возникают на основе субъективных прав и юр.обязанностей каждого из участников,
5) охраняются и гарантируются государством
Предпосылки правоотношений
- социальные: фактические общественные отношения, которые реально требуют юридического закрепления,
- юридические: совокупность условий, без которых правоотношения возникнуть не могут, а именно: o существует норма права, o существует правосубъектность, то есть:
. для индивида:
. правоспособность (способность иметь соответствующие субъективные права и юр.обязанности в силу норм права; существует от рождения до смерти, в силу существования индивида),
. дееспособность (способность своими действиями осуществлять свои права и исполнять обязанности; формируется постепенно: частичная с 6 до 18 лет (или ранее для вступления в брак), полная с 18 лет, ограниченная по решению суда; связано с волей индивида),
. диликтоспособность (способность нести юр. ответственность за совершенное правонарушение по медицинскому параметру (вменяемость) и юридическому параметру (возраст),
. для коллектива:
. компетенция (совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется коллективный субъект для того, чтобы быть способным осуществлять свои функции; произвольно изменить свою собственную компетенцию субъект не может правоспособность, дееспособность, диликтоспособность наступают одновременно), o существует юридический факт.
Состав правоотношения:
- субъекты (участники правоотношения, имеющие субъективные права и юридические обязанности): o индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, в гражд.праве – физические лица), o коллективы (гос. и негос. организации и государство в целом, в гражд.праве – юр.лица)
- объект,
- содержание.
Коллективный субъект может быть субъектом правоотношений, когда он:
1) реализует властные полномочия (например, создает норму права),
2) участвует в социально-политической жизни общества или государства,
3) осуществляет хозяйственную и имущественную деятельность (должен обладать свойствами юр.лица),
4) осуществляет правосудие от имени государства в целом,
5) представлен государством в целом.
Субъективные права и юридические обязанности
Субъективное право – мера возможного поведения субъектов правоотношения.
Его признаки:
1) существует возможность (не обязанность) определенного поведения,
2) мера возможного поведения,
3) осуществляется в интересах того лица, которому оно принадлежит,
4) обеспечивается реализацией юридической обязанности.
Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого,
должного поведения субъектов правоотношений.
Его признаки:
1) нет альтернативы: поведение необходимое, должное,
2) мера такого поведения,
3) исполняется в интересах управомоченного лица,
4) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспечивается гос. принуждением.
Правовой статус личности – правовое положение личности в обществе.
Их виды:
1) общий правовой статус (статус лица как гражданина, меняется с изменением Конституции),
2) специальный правовой статус (отражает особенности правового положения в связи с принадлежностью к определенной социальной группе),
3) индивидуальный правовой статус (отражает особенности правового положения отдельной личности в обществе, изменяется постоянно).
Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает правоотношение, на что
направлены субъективные права и юр. обязанности его участников.
Варианты подходов к рассмотрению объектов правоотношения:
1) монолистический (один объект правоотношений – поведение человека),
2) плюралистический (существуют различные объекты правоотношений: a. предметы материального мира (вещи), b. продукты духовного творчества, c. личные неимущественные блага (здоровье и т.п.), d. поведение участников правоотношений (действия, бездействия), e. результат поведения участников правоотношений.
Юридические факты – конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы
права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых
последствий.
Их классификация:
- по видам последствий: o правообразующие, o правоизменяющие, o правопрекращающие,
- по связи с волей участников правоотношений: o события (юр. факты, не связанные с волей участников данного правоотношения):
. абсолютные события (не связаны с волей человека, естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения),
. относительные события (возникают по воле человека, который, однако, не становится участником данных правоотношений), o действия (юр.факты, возникающие в связи с волей хотя бы одного из участников данных правоотношений):
. правомерные действия:
. юридические акты (правомерные действия, совершенные с намерением породить определенные последствия),
. юридические поступки (правомерные действия, совершенные без намерения породить юр. последствия, но предусмотренные законом),
. неправомерные действия:
. правонарушения,
. объективно-противоправное поведение.
Виды правовых отношений:
- по отрасли права: o конституционно-правовые, o гражданско-правовые, o семейно-правовые, o и т.п.
- по функциям права: o регулятивные, o охранительные,
- по способу индивидуализации субъекта: o общие (связи между участниками основаны на общих правах и обязанностях, не требуют индивидуализации), o конкретные (правовые связи, хотя бы один субъект которых поименно определен: покупатель, продавец …):
. абсолютные (поименно определена одна сторона – носитель субъективного права, все же остальные без исключения участники правоотношения являются обязанными: например, отношения собственности),
. относительные (поименно определены все участники: и носитель субъектного права, и носитель юридической обязанности).
Понятие и формы Реализации норм права
- воплощение требований юр.норм в правомерном поведении субъектов
правоотношений.
Ее формы:
- по характеру правореализующих действий и виду реализуемых норм: o соблюдение (для запрещающих норм права: субъект должен вести себя пассивно, т.е. НЕ совершать действий, указанных в запрещающих нормах), o исполнение (для обязывающих норм: субъект должен совершать те действия, которые предусмотрены обязывающей нормой), o использование (для уполномочивающих норм: субъект может вести себя либо активно, либо пассивно), o применение (в гос.учреждениях),
- по субъекту реализации нормы права: o индивидуальная реализация нормы права (достаточно усилий отдельно взятых лиц), o коллективная реализация нормы права (например, выборы), o индивидуально-коллективная реализация нормы права (например, защита прав потребителей).
Применение норм права как особая форма реализации норм права: понятие,
признаки, необходимость.
Применение норм права – государственно-властная организующая деятельность
компетентных гос. органов, должностных лиц и уполномоченных общественных
организаций по реализации норм права относительно конкретных жизненных
случаев путем вынесения индивидуального правового акта (акта применения).
Его признаки:
1) обязательно властная деятельность,
2) творческая деятельность (необходимо создать акт применения норм права),
3) организующая деятельность (субъект правоприменения должен создать условия для развития отношений в русле закона),
4) осуществляется в специальных установленных законом процессуальных формах,
5) состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта, конкретной ситуации,
6) деятельность завершается вынесением правоприменительного акта.
Необходимость правоприменения возникает в следующих случаях:
1) совершено правонарушение и необходимо возложить на нарушителя юр.ответственность,
2) предусмотренные юр.нормами субъективные права и юр.обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности/бездеятельности государственно-властных организаций,
3) возник спор о праве и необходимо защитить чье-то субъективное право,
4) необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения субъективных прав и возложения юр.обязанностей.
Стадии применения норм права:
1) установление и анализ фактических обстоятельств дела: a. определяется круг юридически значимых фактов, b. добытые факты собираются и процессуально закрепляются, c. факты исследуются на предмет их достоверности и достаточности
(анализ гипотезы норм), d. факты оцениваются с точки зрения их истинности/ложности,
2) выбор и анализ норм права («юридическая квалификация»): a. находится форма, рассчитанная на данное фактическое обстоятельство, b. проверяется правильность текста нормативного правового акта, c. проверяется подлинность нормы, ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц, d. уясняется смысл применяемой нормы,
3) принятие акта применения: a. готовится проект правоприменительного акта, b. проверяется соответствие проекта правовому предписанию, c. акт правоприменения издается, d. акт правоприменения доводится до адресата,
4) контроль за реализацией.
Пробел в праве – полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностью практического решения дела.
Виды причин возникновения пробелов в праве:
1) причины субъективного характера (связаны с волей законодателя, его компетентностью),
2) причины объективного характера (связаны с изменчивостью общественных отношений).
«Институт аналогии» - совокупность приемов по преодолению пробелов в праве через:
- аналогию закона (правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы закона, который регулирует отношения, сходные с рассматриваемыми по существенным признакам. Разновидность аналогии закона – субсидиарное применение права – правоприменительное решение принимается на основании сходной нормы, заимствованной из другой нормы права),
- аналогию права (правоприменительное решение принимается на основе принципов права, т.к. сходная норма в законе отсутствует)
Акт применения норм права (правоприменительный акт) – индивидуальное государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного юр.дела.
Его признаки:
1) принимается компетентным органом, должностным лицом, уполномоченной общественной организацией,
2) носит обязательный характер,
3) индивидуализирует норму права применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации,
4) как правило имеет документальную форму,
5) выступает юридическим фактом.
Виды правоприменительных актов:
- по субъекту правоприменения: o акты законодательной власти, o акты исполнительной власти, o акты правосудия, o акты контрольно-надзорных органов,
- по отраслевой принадлежности: o акты уголовного права, o акты гражданского права, o и т.д.,
- по форме внешнего выражения: o документально оформленные акты, o конклюдентные:
. действия,
. символы,
- по наименованию: o указ, o постановление, o решение, o и т.д.
Сходство нормативных правовых актов и правоприменительных актов:
1) являются правовыми актами,
2) принимаются компетентными органами,
3) носят государственно-властный характер,
4) обладают юридической силой,
5) их реализация обеспечивается мерами гос. принуждения.
Различия между нормативными правовыми актами и правоприменительными актами:
|нормативный правовой акт |правоприменительный акт |
|содержит нормы права |содержит индивидуальное предписание |
|обращен к неопределенному кругу лиц |обращен к персонально указанным в |
| |них лицам |
|возможно многократное применение |действует один раз |
|имеет документальную форму внешнего |может быть выражен не только |
|выражения |документом |
|юридическим фактом не является |является юридическим фактом |
Правомерное поведение – общественно необходимое, желаемое или допустимое с
точки зрения общества, личности поведение субъекта права, соответствующее
юридическим нормам, гарантированное и охраняемое государством.
Его черты:
1) всегда соответствует требованиям юр.норм,
2) носит осознанный характер,
3) является общественно необходимым, желательным или допустимым.
Виды правового поведения:
- по степени активности: o обычное (не выходит за рамки правовых норм), o активное (не противоречит требованиям правовых норм, но субъект затрачивает дополнительную энергию), o пассивное (субъект преднамеренно не использует предоставленное ему право),
- по мотивам.
Правонарушение – общественно опасное, виновное, противоправное деяние,
влекущее юридическую ответственность.
Его признаки:
- поведение противоречит требованиям юр. норм, нарушает чье-либо субъективное право, направлено против чьего-либо субъективного права,
- деяние (не мысли): o действие, нарушающее запрет, o бездействие,
- общественная опасность (вред собственности, угроза вреда),
- виновное деяние (вина – характеристика отношения субъекта к совершенному правонарушению),
- наказуемость,
- совершается только людьми.
Виды правонарушений (по степени общественной опасности):
- преступления,
- проступки (опасной признается не сама личность, а ее деяние).
Критерии для определения степени общественной опасности:
- значимость регулируемых правом общественных отношений, которые стали объектом противоправного посягательства,
- размер причиненного ущерба,
- способ, время и место совершения противоправного деяния,
- личность правонарушителя.