Реферат по предмету "Социология"


Преемственность российской социологической традиции

Преемственность российской социологической традиции

Г.Батыгин
1. Историографическая концепция

В
современной историографии общественной мысли утверждается взгляд на российскую
социологию как науку, противостоявшую официальной марксистской идеологии и
политическому режиму. Это справедливо в той степени, в какой противостоят наука
и идеология. В данном случае речь идет о том, что социология была чужеродным
элементом в корпусе советского марксизма. Самым радикальным выражением такого
подхода является свидетельство, что социология в СССР была до определенного
времени запрещенной, наукой, примерно такой же, как
генетика и кибернетика, и даже само слово нельзя было
произносить громко. Эта точка зрения имеет теоретическое обоснование - постулат
о невозможности существования науки об обществе в несвободном обществе:
поскольку марксизм-ленинизм несовместим с идеей научного социального познания,
тоталитарная власть должна ничего не знать о реальной общественной ситуации
[64, с. 97, 100].

Соответствующим
образом выстраивается и историческая периодизация взлетов и падений
социологической науки в России. Предполагается, что развитая социологическая
традиция, существовавшая до октябрьского переворота 1917 г., была прервана
большевистской властью. Уничтожение научной социологии условно датируется 1922
г., когда были высланы за границу выдающиеся российские ученые, в том числе
П.А.Сорокин, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, П.Б.Струве и др. В 1920-е гг.
социологическая работа еще продолжалась, но затем социология была объявлена
буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но враждебной ему
[20, с. 53]. Отсюда следует вывод, что до конца 1950-х гг. социология
фактически прекратила существование. Ее ренессанс начался в период либеральных
хрущевских преобразований и закончился в 1972 г. Института
конкретных социальных исследований АН СССР. После этого начался новый период -
[69]. Такова историографическая схема, доминирующая в
обсуждении судеб российской социологии. социология
противостояла идеологии - как любое черно-белое изображение
истории идей, эта схема вытекает из предубеждений. Вероятно, главное из них -
неприятие советского марксизма, который в течение долгого времени препятствовал
свободомыслию в России Даже если это так, отсюда не следует, что социология в
силу своего научного характера являла альтернативу официальной доктрине вообще
и историческому материализму в частности. Кроме того, нет убедительных
оснований отказывать историческому материализму - теории, обладающей
исключительно мощным эвристическим потенциалом, - в праве занимать место в
числе ведущих социологических доктрин XIX-XX столетий.

Советская
версия марксизма лишь кажется непроницаемой и монолитной. Действительно, может
возникнуть впечатление, что научная мысль здесь застыла в оцепенении. Однако
даже в самые мрачные времена в общественных науках не прекращалось то, что в
рассказах об ученых называют . (Чего стоит,
например, творческая судьба З.Я. Белецкого - одной из самых неординарных, но
забытых фигур в марксизме сталинского периода, автора экзотической леворадикальной
версии социологии знания [7].) За идеологическими штампами, переполнявшими
публикации по общественным наукам, довольно трудно угадать проблеск мысли.
Здесь приходится читать между строк. Поэтому лучше писать историю
социологических идей как историю людей. Тогда можно увидеть, что марксистская
общественная мысль соединяет в себе унаследованную от диалектики величайшую
изощренность в построении риторических и мыслительных фигур, глубоко
закодированный лексикон, обвивающий жесткие несущие конструкции официальной
доктрины, уникальное умение распознавать невидимые движения идейной атмосферы,
пренебречь которыми мог бы позволить себе только дилетант. Догматизм и
ортодоксия создавали своеобычный стиль теоретизирования, внутри которого, как и
внутри любого канона, хватало места и для свободомыслия, и для школьного
прилежания, и для плюрализма мнений.

Непредубежденный
историк отметит в совокупном обществоведческом тексте советского марксизма
влияние различных философских идей (в том числе идеалистических), многообразие
школ, направлений, группировок и, конечно, науку, не
отраженную в журналах и монографиях, но создававшую нормы профессиональной
коммуникации и производства знания. Это было присуще диалектическому и
историческому материализму, логике, этике, эстетике, истории философии.
Социология не составляет исключения в этом ряду. Равным образом для
объективного исторического исследования неприемлемо разграничение
социологов и идеологов, хотя изучение групповой
борьбы и позиционных конфликтов в научном сообществе имеет принципиально важное
значение для объяснения многих идейно-теоретических контроверз. Во всяком
случае, нельзя заранее исключать существование социологов и
идеологов.

Положение
социологии в советском обществе было уникальным. Социология была органической
частью проекта, на основе которого создавалось само общество. История идей не
знает иного эксперимента такого рода. Смыслообразующий центр этой идейной
химеры явлен стремлением к конструированию искусственной, призрачной
реальности. не знает покоя, постоянно стремясь к какой-то
и одновременно отвращаясь от нее. Слово и дело не могут жить
друг без друга, но и ужиться не могут. А наука и учение становятся здесь избавлением
от безысходности даже тогда, когда упражняется в них мастер категориального
бельканто.

Как
бы то ни было, требуется сделать все возможное, чтобы будущие поколения могли
аргументирование, без предубеждений оценивать семидесятилетний период
господства советского марксизма и не смотреть на него как на время тотального
мрака и лжи, которое надо поскорее вычеркнуть из исторической памяти. Если не
осуществить рациональную историческую реконструкцию изнутри, люди, которым
довелось жить и работать в это время, будут казаться либо бессовестными
приспособленцами, либо угнетенными умниками с фигой в кармане. Гордый взор
иноплеменный не заметит здесь ничего заслуживающего серьезного внимания.
Типичное свидетельство об этом периоде оставил столь проницательный
наблюдатель, как Льюис Фойер, побывавший в Советском Союзе в 1963 г.:
единственные светлые пятна в обстановке непрекращающегося кошмара представляли
собой свободомыслящие грузинские обществоведы и неофициальный философский
кружок студентов МГУ, существовавший по недосмотру КГБ [60, с. 47].

Наша
задача - показать непрерывность российской социологической традиции, никогда не
замыкавшейся в рамки академической доктрины. Унаследованная от немецкого
интеллектуализма приверженность категориям диалектики, дух отчаянного марксистского
философствования, тесная связь с идеологией и массовой пропагандой придавали
идее-монстру неповторимое внутреннее очарование. Эта идея может не нравиться,
но вычеркивать ее из истории не следует. Кроме идей, исключительное значение
для понимания российской и советской социологии имеет история профессионального
сообщества и научных учреждений, составляющих важный элемент системы
, включающей неформальное распределение
власти, взаимодействие и борьбу интересов [62, р. 22-24], которая оказала
серьезное влияние на реформирование политического режима.
2. Рационализация нигилизма

Отличительная
черта российской социологии - ее исключительное влияние на общественную и
политическую жизнь. История не знает другого такого подчинения человеческого
сообщества теоретической схеме. Что же касается тематической программы и
основных теоретических ориентации, то российская социология в полной мере
наследует западную традицию просветительского милленаризма, соединяя ее с
мистической верой в исключительность .

Эталон
социологического интеллектуального этоса явлен в марксистской доктрине,
получившей значительное распространение в ее либеральной и революционаристской
версиях среди русской интеллигенции в конце XIX - начале XX в. К этому времени
Россия уже имела более чем столетнюю традицию секулярной общественной мысли
[62][1]
[4]. В царствование Екатерины II был
задуман и осуществлен грандиозный социальный эксперимент в духе Фенелона и
Руссо по воспитанию в закрытых учебных заведениях.
Разработка проектов социального переустройства России продолжалась и в
царствование Павла I и Александра I.

Возникновение
в российской общественной мысли можно
приблизительно датировать шестидесятыми годами XIX столетия. Тогда появились
первые публикации по вопросам социологии, где развивалась преимущественно
позитивистская программа. Открытие органического единства мира и
натуралистический постулат о закономерном развитии общества произвели сильное
впечатление на русскую демократическую интеллигенцию. Сотни социологических
статей увидели свет на страницах общественно-политической периодики[2]
[5]. Принятие социологической точки
зрения, как правило, означало выражение интеллектуального протеста против
архаичных социальных институтов. Можно сказать, что российская социология
институционализировалась примерно тогда, когда И.С.Тургенев встретил в поезде
молодого врача, который поразил его воображение как новый социальный тип
. Так родился образ Базарова. Российская социология стала
своеобразной рационализацией нигилизма, изначально посвятив себя критике
несовершенного устройства общества и поиску социального идеала. Возвышение
произошло на фоне десакрализации общественной жизни
и государства, публицистического активизма и появления .

Возможно,
рецепция позитивистских идей затронула лишь поверхностный пласт русской
духовной жизни, в которой всегда был укоренен поиск предельных оснований
истины, добра и справедливости. Идеология русской религиозно-мистической
избранности была представлена в сочинениях славянофилов. В 1869 г. вышла
знаменитая книга Н.Я.Данилевского , где была развернута
идея пространственной и временной локализации культурно-исторических типов.
Через пятьдесят лет эта идея получит новое рождение в шпенглеровском . Мощную альтернативу позитивистскому идеалу социологии создавала
религиозно-философская мысль (Ф.Ф. Голуби иски и, В.Н.Кудрявцев-Платонов).
В.С.Соловьев предпринял оригинальную попытку реинтерпретировать контовское
понятие в соборном ключе. Гегелевская школа в теории государства и права была
представлена сочинениями Б.Н.Чичерина.
Позднее заметное место в русской общественной мысли занимала неокантианская
методология (П.Б.Струве, Б.П.Кистяковский, П.И. Новгородцев, С.Л.Франк). Однако
право называться социологами принадлежало по преимуществу сторонникам
.

Параллельно
с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и
статистические обследования, проводившиеся земствами - органами местного
самоуправления. Земская статистика изучала имущественное положение и
хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру
населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу ХХ в.
систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи.
В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств.

В
начале XX столетия в России были созданы первые социологические учреждения.
Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом
институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М. Бехтерева о научном
управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный
). В институте существовала кафедра социологии во главе с
М.М. Ковалевским и Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников
.

Исключительную
роль в российской социологии было суждено сыграть марксизму. Распространение
марксизма было предуготовано прогрессистским настроем общественного сознания и
верой в закономерности. , - писал С.Н. Булгаков [11,
с. 9].

Первые
попытки дать систематический синтез социологических концепций О. Конта, Г.
Спенсера, К. Маркса принадлежат Н.К. Михайловскому - основателю
в русской социологии. Полемика между представителями
органического, психологического и материалистическо-экономического направлений
совмещалась в России с доминирующим стремлением установить универсальные
закономерности общественной эволюции, прогрессистским эсхатологизмом и
критическим активизмом в широком диапазоне: от либерального реформаторства до политического
террора. Во всяком случае, вера русской интеллигенции в научное переустройство
общества стала существенной предпосылкой победы марксистского социологического
мировоззрения. Д Хеккер проницательно заметил в 1915 г., что русская социология
являет собой теоретическое выражение динамическо-прогрессивных сил русского
народа [62, р. 286].

После
революции 1917г. наряду с марксистским учением активно развивалась
социологическая мысль русских либералов. Вышли книги К.М. Taxтарева, В.М.
Хвостова, В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина.
, созданное в
1916 г., собиралось эпизодически, так же как и , где читали лекции К.М. Тахтарев, Н.А. Гредескул, Н.И. Кареев,
П.А. Сорокин и др. [52].

В
1922 г. стала формироваться система идеологических и теоретических институтов
большевистской власти. Созданная при Наркомате просвещения атаковала , которая на протяжении
1920-х гг. вытеснялась из высших учебных заведений. С этого времени
немарксистской социологии в России в явном виде не существовало. Некоторые
интеллектуалы были высланы за границу, оставшиеся были репрессированы либо
адаптировались к режиму. Социологическая тематика разрабатывалась в
исследовательских и учебных учреждениях правящей партии, среди которых ведущую
роль играли Институты красной профессуры [26, с. 96-112].
3. Советский марксизм и социология

Принципиальное
значение для последующего развития советской версии марксизма имеет
социологический лексикон, который в данном случае может считаться домом научной
дисциплины. Летом 1894 г. В.И. Ленин в полемике с НК. Михайловским и другими
авторами журнала дал каноническое определение : [34, с. 139]. Эта цитата предопределила устойчивую позицию
в общественно-научном лексиконе советского марксизма. Во
всяком случае, не было никаких сомнений в том, что исторический материализм и
есть единственно научная социология.

Следует
обратить внимание на соотнесение Лениным диалектического метода с
научно-органическим воззрением на общество (такая трактовка диалектики
встречается только у раннего Ленина и после открытия им
никогда уже не воспроизводится): [34, с. 165].
Ленинские формулировки требуют дополнительного комментария. Термин
, несмотря на последующие коллизии внутри марксистской
теории, уже нельзя было устранить из концептуального лексикона.
трактовалась Лениным в 1894 г. несколько наивно, он не
предполагал, что не может не войти в диссонанс с экзальтацией
классовой борьбы. Социология оказалась неспособной поддержать романтический
революционный порыв в силу своей склонности рассуждать и рационализировать.
Ленин, вероятно, чувствовал ненадежность , ее скрытую
внепартийность и и избегал этого слова. Если у
него и сохранились какие-либо иллюзии насчет , то они
окончательно рассеялись в 1908 г., когда авторитетный теоретик марксизма А.А.
Богданов дал социологическое объяснение материалистическим
и предложил версию марксистской науки,
впоследствии развитую им в - всеобщую организационную науку
[10, с. 215-242].

Русская
интеллигенция была одержима научностью с 1860-х гг. являла
собой скорее умонастроение и утопический миф, чем ориентацию на дисциплинарную
организацию знания. Описывая духовную атмосферу того времени, В.В. Леонтович
отмечает охватившее интеллектуальные круги особое опьянение, связанное с идеей
революции, ожидание свободы - всеобщего и принципиального устранения всех
препятствий на пути к осуществлению бесконечных возможностей. При этом
представители радикализма все время ссылались на науку и научный прогресс и
подчеркивали, что они одни имеют право говорить от имени науки [36, с.
184-186]. В Л. Кулчицкий пишет: [30, с. 292].

Эйфория
социального творчества достигла максимума в первые годы революции. Весь мир
рассматривался тогда как материал для социологического преобразования, а
несовершенство мира приписывалось в значительной степени социологическому
невежеству. Именно этим обстоятельством П.А. Сорокин мотивировал необходимость
преподавания социологии. В 1920 г. он писал: [51, с. 19].

Ренессанс
одержимости наукой наблюдался и в 1920-е гг., когда аудитории университетов
наполнили рабфаковцы. Научность порыва к переустройству мира была чутко
схвачена А. Платоновым в :

В
первые годы социалистического строительства активно развивались социология
растительных и животных популяций, фрейдо-марксизм и педология; отошедший от
большевиков Богданов вынашивал идею и
устранения социального неравенства на основе всеобщих обменных переливаний
крови; Психоневрологический институт продолжал разрабатывать методы
рефлексологического воспитания личности. В основе этой программы лежала вера,
что
[57, с. 4]. В рамках советского марксизма были
развиты идеал технической рациональности и представление о коммунистическом
обществе как совершенной технической системе. Миф о технике был внедрен в
центральный постулат марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата:
[17, с. 21].
Аналогичная программа революционно-технического преобразования мира была
представлена эксцентричной инженерно-социологической утопией А.К. Гастева.
Нередко социологический редукционизм приобретал экстремистские формы. Одиозная
редукционистская интерпретация марксистской идеи была предложена Э. Енчменом,
который ставил целью разоблачить классовую сущность .
Он предпринял отчаянную атаку на столь
разных авторов, как Н.И. Бухарин, В.Н. Сарабьянов, А.М. Деборин, и призвал рабочих
уничтожить кафедры философии и психологии как орудия эксплуататорского обмана.
Социологический идеал коммунизма представлялся Енчменом как [18, с. 80, 82]. В западной общественной мысли нечто
похожее можно найти в инженерно-поведенческой утопии Б. Скиннера
.

Последовательная
социологическая интерпретация марксистской теории была выдвинута в начале 20-х
гг. Н.И. Бухариным и подвергнута довольно жесткой критике со стороны Ленина,
который оставил свои маргиналии на книге Бухарина . Написанные в мае 1920 г., эти заметки оставались известными лишь
узкому кругу лиц в Социалистической академии до сталинской победы над Бухариным
в 1929 г. [35, с. 16][3]
[6]. Они имеют принципиальное значение
для понимания воззрений Ленина на и, кроме
того, проясняют теоретические и политические мотивы попыток заклеймить слово
как . Ленин испытывал
откровенную неприязнь ко всей богдановской Книгу Богданова
он прочитал в начале мая, а через недели три ему в руки попала бухаринская
работа, где он без труда распознал влияние
идей. Какова же была реакция Ленина на
слова , и т.п., которыми была
наполнена бухаринская работа? Эти слова подчеркивались и комментировались
типичными ленинскими маргиналиями: , ,
, и т.п. В одном месте имеется развернутое
суждение, не оставляющее сомнений об отношении Ленина к обсуждаемому здесь
термину:
[35, с. 16]. Впоследствии этот материал использовался, чтобы противопоставить
ленинскую и бухаринскую (и вообще,
). , - иронизировал Ленин, читая рассуждения Бухарина. К тому
времени он никогда не вспоминал свои определения
1894 г. Бухарин не учел критику Ленина и предпринял новую попытку разработать
в книге .
Социологическая концепция Бухарина исходила из того, что [12, с. 8]. Разгром
бухаринской стал поводом для активной борьбы против и на протяжении 30-х гг.

Действительно,
была идейной химерой. Исторический материализм
не мог не возненавидеть свою , явленную в . Поэтому социологическая теория изначально была обречена на то, чтобы стать ересью, хотя Бухарин
оставался самым влиятельным теоретиком партии до конца 20-х гг.

Укажем
еще одну точку отторжения (точнее, любви-вражды) философского и
социологического импульсов в советском марксизме. С одной стороны, следует
представить , которой столь блестяще владел Ленин. Гибкость,
относительность и неуловимость диалектического мышления превращали исторический
материализм (несмотря на видимую отчетливость его формул) в нечто таинственное
и непредсказуемое. Отсюда и эзотерическая лексика исторического материализма.
Исторический материализм - это, кроме всего прочего, поэтика революционного
подвижничества и страдание от невозможности высказать себя до конца. Социология
же своей устремленностью к
с наивной откровенностью делает тайное явным и профанирует революционную
романтику в рационализированных схемах. При этом социолог может успешно играть
роль . Таким и был Бухарин. Он вполне логично (в
функционалистской манере) и простодушно (с точки зрения марксизма) предположил,
что при капитализме генеральная линия пролетариата направлена на взрыв
, а диктатура пролетариата при социализме направлена
на взрыв , а диктатура при социализме направлена на
укрепление единства.

Особую
роль в разгроме бухаринской социологической школы сыграло конца 20-х гг. во главе с А.М. Дебориным, который возглавлял тогда
журнал и Общество воинствующих
материалистов-диалектиков. В частности, один из наиболее радикальных
Н.А. Карев отказывался рассматривать исторический
материализм как социологию, потому что ее объективистский характер не
соответствует духу марксизма [23]. Он пытался квалифицировать социологию как
буржуазную науку [24], но дальнейшего развития эта идея не получила. Нет
оснований считать, что связывалась тогда с
направлением советского марксизма.
Примечательно: когда в 1929 г. вышла книга ленинградца С.А. Оранского
, она расценивалась
как направленная против механистического метода. Критик
упрекал автора лишь в том, что в книге [9, с. 188]. Открытая полемика на страницах журнала
была направлена на то, чтобы идеологически скомпрометировать социальные и
философские воззрения . Когда над ,
казалось бы, была одержана полная победа и Аксель-род была обвинена в измене
марксизму-ленинизму, деборинцы попали в такую же яму, какую копали
. Удар нанесли свои. 7 июня 1930 г. в была
опубликована статья членов Общества воинствующих материалистов-диалектиков
М.Митина, В.Ральцевича и П.Юдина . 9 декабря в Институт красной профессуры приезжал Сталин и
беседовал с членами партбюро[4]
[7]. А 25 января 1931 г. было принято
постановление ЦК ВКП(б) ,
где деборинская группа подверглась идеологическому разгрому. Члены группы Н.А.
Карев, Я.Э. Стэн, И.К Луппол, И.П. Подволоцкий и другие были впоследствии
репрессированы. Деборин ждал ареста, собирался кончить жизнь самоубийством, но
судьба его сложилась сравнительно удачно. С того времени никакого участия в
философских дискуссиях он не принимал. Деборинцев стали называть
, а восстановила свои
позиции в теоретическом лексиконе советского марксизма. В 1936 г. в журнале
разъяснялось, что марксистская общественная
наука это и есть социология, и нет никаких оснований считать данное слово опошленным
буржуазными учеными [28, с. 110]. И - самое главное - было установлено, что
слово употреблено И.В. Сталиным [55, с. 532].

Написанный
И.В. Сталиным очерк
завершил канонизацию марксизма-ленинизма. Изучение исторического материализма
предполагало четкое уяснение трех особенностей общественного производства: 1.
Производство является базисом, определяющим характер всего общественного и
политического уклада общества; 2. Производительные силы обусловливают
производственные отношения; 3. Новые производительные силы и соответствующие им
производственные отношения возникают в недрах старого строя не в результате
преднамеренной, сознательной деятельности людей, а стихийно, бессознательно,
независимо от воли людей [43].

В
конце 30-х гг. была реформирована Академия наук, созданы новые научные и
учебные учреждения, Высшая аттестационная комиссия, многоуровневая система
политического образования, установлены достаточно высокие должностные оклады и
ставки для научных сотрудников и преподавателей. Все это предопределило
развитие инфраструктуры науки вплоть до краха СССР.

К
осени 1946 г. в Институте философии Академии наук появилось нечто похожее на
социологическое подразделение - сектор, которым руководил профессор М.П.
Баскин. Программа сектора социологии выражена в его протоколах следующим
образом: [1]. М.П. Баскин занимался изучением и критикой
зарубежных социологических концепций и получал поддержку со стороны начальника
Управления пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрова и Ю.П. Францева - в то время
завотделом печати Министерства иностранных дел СССР. Александров, Францев и
Баскин активно публиковали статьи с анализом и критикой западных
социологических концепций в научной и политической периодике. В
Александрова входили будущие руководители советской общественной науки П.Н. Федосеев
(возглавлявший теоретический журнал ЦК ВКП(б) ), М.Т. Иовчук,
B.C. Кружков. Собственно говоря, роль Баскина заключалась в том, чтобы
обеспечивать реферативным материалом и
доводить творческие идеи Александрова до конечного результата. Так или иначе,
работа Александрова, Францева и Баскина имела исключительно важное значение для
формирования жанра и рецепции западных
идей в период, предшествовавший коренным изменениям в тематической программе
советского марксизма.
4. Социальные обследования и политический контроль

Особую
и малоизученную проблему истории советской социологии составляет положение
эмпирических обследований. Казалось бы, сбор данных о движении, демографическом
составе, доходах населения, общественном мнении, политических настроениях и
т.п. был запрещен. Однако запрет распространялся исключительно на открытое
использование информации в печати и научной работе, регламентировавшееся
Государственным комитетом при Совете министров СССР по охране государственных
тайн в печати [20]. Огромные массивы социальной, экономической и политической
информации собирались по закрытым каналам, обобщались и доводились до сведения
директивных органов. Массовые методически оснащенные обследования, в том числе
опросы, в рамках открытой академической и вузовской науки стали проводиться в
начале 60-х гг., однако сбор и анализ самых разнообразных сведений об
общественной и частной жизни различных категорий населения составляли
органическую часть управления обществом. Такого рода обследования можно было бы
без особой иронии назвать демоскопией, если бы они не имели секретного
характера и не были связаны с произволом и политическими репрессиями. Можно
сказать, что за внутренним в Советском Союзе
сформировался исторически уникальный эмпирических социальных
обследований. Результаты этих обследований с большей или меньшей
ответственностью использовались для выработки внутренней политики режима.

Фрагменты
из истории этого направления могут быть реконструированы на основе публикации
В.С. Измозика [21]. Информация о социальном составе, настроениях и общественном
мнении населения систематически собиралась с 1918 г., когда был создан
Информационный отдел ЦК РКП(б), рассылавший вопросники по губернским комитетам
партии и даже пытавшийся проводить еженедельное анкетирование . Уже
тогда был поставлен вопрос о качестве сведений и вполне осознана необходимость
разработки . Вероятно, наибольшие успехи
в этой работе были достигнуты Политуправлением Красной Армии, проводившим
организованные анкетные опросы личного состава и выпускавшим информационный
бюллетень. В марте 1921 г. была предпринята попытка создать государственную
систему социально-политической информации, ядром которой стали органы ВЧК. В
инструкции по сбору госинформации, утвержденной приказом ВЧК в феврале 1922 г.,
указывалось: [72]. С этого времени
Информационный отдел ВЧК ОГПУ собирал ежедневные, еженедельные и ежемесячные сводки
и на их основе составлял месячный обзор
(включавший, кроме текста, табличные материалы). Информация органов
госбезопасности обоснованно считалась более надежной по сравнению с партийными
политсводками, поскольку использовались сеть осведомителей (своего рода
включенное наблюдение), перлюстрация переписки и, конечно же, то, что сегодня
называют . Данные ОГПУ входили в еженедельные обзоры
Информационного отдела ЦК РКП(б) для секретарей ЦК и членов Политбюро. Эти обзоры
включали также анализ писем в редакции газет и журналов. Характерна тематика
обзоров: , , , , . Следует отметить, что в основе обзоров лежали вполне определенные
концептуальные представления о , сложившиеся в
практике 20-х и 30-х гг. и позволявшие производить дифференциацию
населения по категориям, различение нормы и отклонения в . В этом отношении эмпирические обследования соответствовали
теоретическим установкам официальной социологической доктрины. В последующие
десятилетия вплоть до краха коммунистической системы методы сбора информации и
тематика обследований практически не изменились. После институционализации
академических социологических обследований в 1960-е гг. произошло своеобразное
разделение тематического пространства дисциплины: все то, что не соответствовало
критериям политически допустимого, проходило под грифом секретности либо для
служебного пользования[5]
[8].

Вопрос
о том, можно ли считать закрытые обследования научными, не очевиден.
Несомненно, они несли на себе отпечаток ведомственной показухи и предназначались
для сугубо цели - политического контроля, но в то же время
являются достаточно объективным историческим источником. Преимущество
академических социологических обследований, качество которых также во многих
случаях оставляет желать лучшего, заключается прежде всего в том, что они
предназначены для академических целей. Но в любом случае не следует сбрасывать
со счетов обследования неакадемического характера.
5. Модернизация советской социологической доктрины в
1950-е годы

В
конце 1940-х гг. окончательно сложился жанр . Если не принимать всерьез оскорбительных выпадов в адрес
, можно сказать, что благодаря тщательному реферированию
иностранной литературы в рамках этого жанра осуществлялась интенсивная рецепция
западной общественной мысли. Многие на протяжении по меньшей
мере четырех послевоенных десятилетий составляли интеллектуальный бомонд. Они
имели возможность читать западные книги и периодические издания, недоступные подавляющему
большинству научных сотрудников и преподавателей диамата и истмата. Контингент
социологов-профессионалов сформировался во второй половине 1950-х гг. большей
частью из тех, кто владел английским языком. Вероятно, особого упоминания
заслуживает роль социологов-международников в институционализации
социологического направления в обществоведении. Это Ю.А. Арбатов, Ю.А Замошкин,
Г.В. Осипов, В.С. Семенов и др.

В
1950-е гг. в лексиконе советского марксизма возникло словосочетание
. Речь шла об изучении , преодолении . В статье
Ф.В. Константинова был сформулирован принципиальный для советской социологии
вопрос: не грозит ли это ? [27, с. 11]. не шли дальше проведения философско-пропагандистских
конференций на передовых промышленных предприятиях (московские заводы
, , ), но зато в научных
статьях стали все чаще появляться фактические сведения о становлении личности
рабочего, преодолении пережитков прошлого, трудовом героизме. Это была уже
версия эмпирической социологии, своего рода
.

Исключительно
важную роль в становлении советской социологии в 1950-е гг. сыграли заграничные
контакты философского руководства и сопровождающих лиц. В 1956 г. энергичные
шаги по установлению сотрудничества с Академией наук были предприняты ЮНЕСКО.
Впервые советская делегация во главе с П.Н Федосеевым участвовала во Всемирном
социологическом конгрессе (Амстердам, август 1956 г.). Это событие стало
переломным моментом в институционализации советской социологии. Философское
руководство вернулось с конгресса, убежденное в необходимости развития
марксистских социологических исследований. Была достигнута договоренность о
посещении Москвы руководителями Международной социологической ассоциации.
Решение вопроса о создании Советской социологической ассоциации уже не вызывало
сомнений. Проблемы социологии стали постоянно обсуждаться на ученых советах, и
осенью 1956 г впервые прозвучало еще нереальное пожелание создать
социологический журнал. Эта идея, по всей вероятности, согласованная с
Федосеевым, была декларирована М.Д. Каммари, который активно участвовал в
институционализации социологии [13, с 223].

С
1957 г. началась дискуссия о соотношении исторического материализма и
социологии. Не вполне ясно, какие обстоятельства вызвали опубликование в
журнале статьи Юргена Кучинского , в которой предлагалось разделить проблематику социологии и
исторического материализма [31]. Началась полемика, в результате которой вопрос
о положении социологии в системе марксистского обществоведения стал обсуждаться
открыто. Возражения Кучинскому, по свидетельству В.Ж. Келле, были связаны с
несвоевременностью противопоставления социологии историческому материализму,
которое могли использовать , для того чтобы . [64]. К этому можно добавить, что исторический
материализм сам стремился к тому, чтобы стать полноценной социологией.

На
международном совещании социологов в Москве в январе 1958 г. термин
был освящен академической властью [56].
Само совещание представляло собой казус. Инициатива пригласить в Москву
президента Международной социологической ассоциации Ж. Фридмана принадлежала
А.Н. Леонтьеву [4], который познакомился с ним двумя годами раньше в Париже.
Фридман примыкал к той части западной интеллигенции, которая по отношению к
коммунизму именовалась попутчиками (fellow-trevellers). В 1938 г. он побывал в
стране социализма и написал довольно благожелательную, хотя и подозрительную в
идеологическом отношении книгу . Став президентом
МСА, Фридман стремился установить контакты с советскими социологами и провести
совместные исследования. В частности, его интересовали проблемы воздействия
техники и автоматизации на содержание труда и социальную структуру. Определить
тему совместных исследований советских и западных социологов было нелегким
делом. Изучение технического прогресса в разных социальных системах позволяло
при случае продемонстрировать непримиримость идеологий на внешне нейтральном
поле. Эта тематика была импортирована в Институт философии в декабре 1956 г.
директором департамента общественных наук ЮНЕСКО Ж. Баландье, который и
предложил советским обществоведам участвовать в работе международного бюро по
изучению социальных последствий научно-технического прогресса |5]. Возможно,
визит Фридмана в Москву и его заинтересованность в изучении социалистического
опыта индустриализации дали дополнительный импульс к развертыванию
исследовательского проекта по изучению механизации и автоматизации труда в
Горьком (проектом руководил Г.В. Осипов, а курировал его П.Н. Федосеев).
Аналогичная тематика стала предметом и советско-польского научного
сотрудничества в начале 1957 г. Однако, влияние техники на социальное развитие
на международном совещании в Москве 6-12 января 1958 г. не обсуждалось. В
определенной мере совещание представляло собой осторожную попытку наладить
связи с международным социологическим сообществом, и выступления советских
обществоведов были рассчитаны на западных гостей - Т. Маршалла, Ж. Фридмана, Т.
Боттомора, П. Холландера, Э. Хьюза, Р. Арона, Г. Шельски и др. Фридман выступил
с докладом о проекте исследования кинофильмов, в частности, представлений об
успехе в жизни, демонстрируемых кинематографом. Доклад Федосеева о проблеме
мирного сосуществования в социологических исследованиях и преподавании
социологии (доклад готовили Ю.Н. Семенов, Е.Д. Модржинская и Ю.А. Замошкин) был
своего рода революцией, поскольку содержал высказывания о значительной роли,
которую играют конкретные социологические исследования в марксизме.

Влияние
хрущевских либеральных реформ на развитие социологии было многократно усилено
импортом социологической фразеологии с Запада. С 1957 по 1961 г. только
Институт философии в Москве посетили 217 иностранных философов и социологов
[3]. В Советский Союз приезжали И.Берлин, Р.Энджелл, У.Ростоу, А.Гоулднер,
Ч.Райт Миллс, Р.Мертон, Т.Парсонс. В январе 1960 г. Отделение философских,
правовых и экономических наук АН СССР рекомендовало для чтения лекций в Колумбийском
и Гарвардском университетах о социологических исследованиях в СССР А.Ф. Окулова
и Ц.А. Степаняна [6]. В определенной мере советская социология изготавливалась
. Именно в июне 1958 г. была официально
учреждена Советская социологическая ассоциация.

Немаловажным
обстоятельством развития социологической науки в СССР было сотрудничество с
польскими интеллектуалами. С середины 50-х гг. в Институте философии на
Волхонке часто бывали Адам Шафф и другие польские обществоведы. Вероятно, они
повлияли на формирование плодотворной идеи отделения социологии от философии. В
1956 г., когда Шафф выпустил книгу , стало ясно, что автор развивает за те пределы, которые были установлены для исполнителей
партийных решений. Польский журнал , возглавляемый
Лешеком Колаковским, в 1956 и 1957 гг. вел себя достаточно прямолинейно. Ежи
Шацкий требовал защитить культуру от реакции, в том числе сталинской, Ежи Вятр
и Зигмунт Бауман в статье (1957, № 1)
объясняли сталинскую фальсификацию марксизма интересами определенных социальных
групп, стремящихся подчинить себе рабочий класс.

Научная
деятельность, по мнению польских социологов, не должна быть предметом
постановлений, директив и ограничивающих науку авторитарных идеологических
решений. Атака польских социологов была глубоко созвучна настроениям

К
началу 60-х гг. в стране активно проводились .
Сектор исследования новых форм труда и быта в Институте философии (руководитель
Г.В.Осипов) изучал трудовые коллективы московских и горьковских заводов;
начиналось исследование отношения к труду ленинградских рабочих (В.А Ядов, А.Г.
Здравомыслов); уральские социологи (М.Н.Руткевич) завершили крупное
исследование промышленных предприятий свердловского совнархоза и выпустили
книгу о культурно-техническом развитии рабочего класса. Эта работа получила
одобрение и поддержку в высоких политических инстанциях. Впервые в
академических кругах стал обсуждаться вопрос о социологического института - в
Свердловске. Инициатором этого дела был М.Т. Иовчук, который одно время был в
в должности завкафедрой диалектического и
исторического материализма Уральского университета и особо покровительствовал
уральцам. Однако основная работа по социологии проводилась в
Москве.

Атмосфера
вызвала социологическое реформаторство. Задача
ускоренного построения коммунизма требовала , и социологи
должны были создать методологию воспитания . Это был
удобный случай завоевать идеологический и институциональный плацдармы. Однако
инициатива была проявлена с неожиданной стороны. Первой послевоенной публикацией,
где ставился вопрос о самостоятельном развитии социологии в связи с
наблюдаемыми статистическими закономерностями, была статья В.С. Немчинова,
авторитетного экономиста и политика, которому удавалось сохранить
интеллектуальную независимость. Он декларировал инженерно-социологическую
интерпретацию социологической науки, усматривая в ней альтернативу
идеологической риторике исторического материализма. В центре его интерпретаций
стояли ключевые статистические понятия и
[42, с. 22-23, 26]. Шокирующим было заявление
Немчинова, что при социализме социологи и экономисты превращаются в
своеобразных . Свой доклад на заседании Президиума
Академии наук СССР 23 декабря 1955 г. Немчинов построил на различении и . В
последнем случае объектом социологического исследования становятся не
спекулятивные , а массовые процессы. Конечно же, речь шла о возможном
разделе сфер влияния в общественных науках: пусть идеологи занимаются
, а ученые - массовыми процессами. Немчинов
немало лет стоял во главе Отделения экономических, философских и правовых наук
АН СССР, и философы, вероятно, докучали ему сверх всякой меры.

В
1960-е гг. социология была на подъеме[6]
[9]. В массовом сознании того времени
преобладала научно-техническая экзальтация. Дискуссия между и
явно завершалась победой . Постепенно
формировалась технократическая идея научного управления обществом (неявная
альтернатива стратегии и тактике классовой борьбы). Социология удачно
вписывалась в версию коммунистического строительства, ее задача
заключалась в информационном обеспечении формирования и
перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические.
Укрепить позиции социологии можно было, только ограничив диктат идеологов в
Академии наук. Новые дисциплинарные направления, как правило, создаются для
того, чтобы найти выход из позиционного конфликта между доминирующей группой и
новым поколением ученых, созревшим для самостоятельной работы. Дискуссия о
предмете социологии и ее отличии от исторического материализма, которую Питер
Бергер назвал [59], продолжалась с выступления в
Ю. Кучинского вплоть до 1990 г., когда советский
марксизм угас в одночасье.

В
последующий период наблюдалось относительно автономное развитие по меньшей мере
четырех линий в советской социологической мысли. Первая из них - . Вторая линия в социологии представлена академиком
В.С. Немчиновым и его командой . Отсюда
начиналась и математическая социология (А.Г. Аганбегян, Ю.Н. Гаврилец, Ф.М.
Бородкин и др.). Третья линия - . Жанр
, который воспринимался западными советологами как симптом
обскурантизма и невежества, на самом деле был не так прост и заключал в себе
некоторую амбивалентность. Критика сводилась к утверждению, что взгляды
критикуемых персон враждебны подлинно научной социологии марксизма. Особой
ошибки в такого рода утверждениях не содержится. С другой стороны,
постоянно работали с источниками и благодаря этому
обстоятельству транслировали западные идеи на советскую аудиторию. Можно
сказать, они строили деревянного коня для коммунистической Трои. То, что
не мог сказать открыто, он выражал путем реферирования и
публикации текстов идейного врага. Этот жанр сформировал внутри научного сообщества
отчетливо распознаваемый людей, включенных в мировую
интеллектуальную традицию. Минусом жанра можно считать подмену добросовестного
исторического исследования переложением идейного наследия вперемешку с
собственными оригинальными мыслями. И четвертая линия была связана с
(такая специальность была введена в
1963-1964 гг.), которая занималась политико-воспитательной деятельностью в
вузах и одновременно развивала собственные социологические программы, весьма
специфические. не имел институциональной базы в
Академии наук. Попытки завотделом научного коммунизма Института философии Ц.А.
Степаняна обосновать необходимость создания академического Института научного
коммунизма вызвали резкое противодействие президента М.В. Келдыша.
социология получила преимущественное
распространение в партийных органах и на кафедрах общественных наук в высших
учебных заведениях, где научный коммунизм преподавался с 1963 г. как предмет,
предназначенный для формирования мировоззрения студентов. Таким образом,
тематическая программа социологических
исследований была изначально связана с задачами идеологической работы и
существенно отличалась от того, что делали социологи. На
Всесоюзной конференции по конкретным социологическим исследованиям в Академии
общественных наук при ЦК КПСС в 1966 г. будущий заведующий отделом пропаганды
ЦК КПСС Е.М.Тяжельников предлагал создать партийно-государственную структуру
социологических центров в СССР [45], и партийные инстанции видели в социологии
новый эффективный способ идеологической деятельности на научной основе.
6. Социологический ренессанс

25
февраля 1966 г. Президиум Академии наук СССР принял постановление .
В Академии был создан Научный совет по проблемам конкретных социальных
исследований, сектор исследования новых форм труда и быта в Институте философии
преобразовался в отдел конкретных социальных исследований. В Институте
экономики была организована лаборатория социально-экономических и
демографических проблем, сектор конкретных исследований культуры и быта народов
СССР был создан в Институте этнографии, а в Институте государства и права
-лаборатория социально-правовых исследований. Центральному
экономико-математическому институту поручалась разработка математических
моделей социальных процессов [47]. Прорабатывался вопрос о создании
социологического института на базе осиповского отдела в Институте философии. В
1966 г. Г.В. Осипов был назначен президентом Советской социологической
ассоциации.

Социологическими
исследованиями в стране занимались, по официальной, вероятно, завышенной
оценке, две тысячи специалистов [47]. К этому времени был накоплен немалый опыт
социологической работы. Проводились исследования общественного мнения и
аудиторий центральных газет (Б.А. Грушин, В.Э. Шляпентох), ленинградский проект
(руководитель В.А. Ядов) в течение десятилетий
служил методологическим эталоном для социологов, в Новосибирске активно
изучались профессиональные ориентации школьников (В Н.Шубкин), начал
выпускаться сериальный сборник , и вообще
социологическая библиотека насчитывала уже десятки наименований. От массы
обществоведческой литературы социологические публикации отличались не столько
по тематике ( могли означать что угодно), сколько
по особому идейному настрою - они были настроены на свободу личностного выбора.
Именно идея свободы выбора лежала в основе одной из самых известных книг по
социологии - И.С. Кона (1967).

Новый
этап в развитии советской социологии начинается в 1968 г., когда создается
Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР, директором
которого стал академик А.М. Румянцев, вице-президент Академии наук[7]
[10]. С 1968 по 1971 г в институте
развертывались серьезные социологические проекты, результаты которых отчасти
представлены в . Этот период
можно с некоторой условностью назвать расцветом советской социологии.
Научно-исследовательская работа в ИКСИ была организована по
системе. объединял группу специалистов для решения конкретной
проблемы. объединялись в . Направлений было
три: 1) социальной структуры и социального планирования; 2) управления
социальными процессами; 3) истории социологии. Первое направление возглавлялось
Г.В. Осиповым, второе - Ф.М. Бурлацким, третье - И.С. Коном. К осени 1969 г.
институт провел, помимо своих академических исследований, около двадцати
опросов для ЦК КПСС, Московского горкома партии и других партийных органов.
Положение института было двойственным. С одной стороны, он был частью
идеологических учреждений партии, с другой - чужеродным элементом. Высокий
интеллектуальный потенциал института, атмосфера восторженности и ожидания
чудесных открытий, напряженные личные отношения, подозрения со стороны
руководящих инстанций - все это делало ситуацию крайне нестабильной.

Партийно-идеологическая
атака на институт началась осенью 1969 г., когда были подвергнуты жесткой
критике Ю.А. Левады [33]. Второй сеанс атаки был
посвящен книге [41]. Есть версия, что
партократия не могла принять либерализма и свободомыслия социологов. Однако
обстоятельства реорганизации института более сложны, чем эта схема. В
обстановке социологической эйфории и энтузиазма многие интеллектуалы
недвусмысленно декларировали приоритет над
философским словоблудием [48]. В качестве альтернативы
фигурировали структурно-функциональный анализ и математика. Хотя даже самые
отчаянные социологи не были диссидентами, некоторые из них при желании не могли
скрыть пренебрежительного превосходства над идеологами. Вероятно, атака была
вызвана не случайным инцидентом ( Левады не были причиной
противостояния), а накопившейся напряженностью в отношениях между
и . Позиционный конфликт внутри профессионального
сообщества социологов неминуемо вел к радикальным изменениям в расстановке сил.
Немаловажное значение имело и ужесточение идеологического режима после 1968 г.,
когда в Чехословакию были введены войска.

В
1972 г. Институт конкретных социальных исследований возглавил М.Н.Руткевич,
которого многие либералы считают партийно-идеологического
аппарата [64, с. 114; 69, с. 46]. Действительно, обладая железной волей и
упорством, Руткевич полностью перестроил программу института. Из ИКСИ уволились
десятки сотрудников. Прошло немного времени, и Руткевич вступил в прямой
конфликт с идеологическим ментором Академии П.Н. Федосеевым и был отстранен от
руководства институтом в 1976 г.

В
целом 1970-е и 1980-е гг. можно квалифицировать как период : был разрушен, разрозненные группы специалистов
работали в меру своих сил и возможностей. Впрочем, несмотря на ,
почти все ведущие социологи сохранили достаточно высокий статус в академической
структуре и, за немногими исключениями, могли публиковать свои работы.
Вероятно, в региональных социологических центрах также наблюдалось свертывание
социологических программ. К началу 1980-х гг. отмечено снижение количества
эмпирических социологических исследований почти вдвое, в 1983 г. зафиксировано
99 завершенных исследований по всей стране [57, с. 2].

Вместе
с тем развитие социологии приобрело необратимый характер. В 1974 г. начал
выходить первый и до середины 80-х гг. единственный в СССР профессиональный
журнал (главным редактором с 1974 по 1986
гг. был А.Г. Харчев). Редакции удавалось сохранять относительный иммунитет от
идеологического диктата и публиковать достаточно квалифицированные статьи, хотя
цензура вмешивалась практически в каждый номер и материалы систематически
контролировались ЦК КПСС.

С
1976 по 1988 гг. Институт социологических исследований АН СССР работал в
атмосфере запуганности и профессиональной деморализации. В.Э. Шляпентох имеет
основания назвать эти времена , однако и тогда происходило
быстрое накопление методологического опыта и формирование профессионального
сообщества. В.А. Ядов и его сотрудники в Ленинграде выпустили монографию по
измерению ценностных ориентации, в которой была развита диспозиционная концепция
социального поведения личности [50]; новосибирская школа Т.И. Заславской
получила интересные результаты в области системного анализа сельских регионов
[19, 53]; заметным событием стал выпуск в Новосибирске сборника , в котором опубликованы работы ведущих зарубежных и советских
специалистов по математической социологии [37]; оригинальные социологические
работы были опубликованы в Киеве, Свердловске, Таллинне, и даже многим
москвичам удавалось кое-что сделать.

Особенностью
мрачных и относительно спокойных брежневских времен было осознанное отстранение
профессионалов от политического активизма и принятие самодостаточных научных
ценностей. В этом отличие поколения 1970-х гг. от политически активных
социологов - . В научном этосе нового поколения стали
доминировать политическая атараксия и сосредоточенность на внутридисциплинарных
проблемах. При этом социология меньше ассоциировалась с передовой теорией, а
больше - с проведением массовых опросов. Последующие события вызвали переоценку
и идеологических и научных ценностей дисциплины, в частности, обнаружилось, что
социология вполне может обходиться без марксистской теории, не противодействуя
ей.

Влияние
горбачевских политических реформ на советскую социологию до 1988 г. было
незначительным. Оно проявлялось скорее в квазидемократической фразеологии и
осторожном нарастании критической экзальтации в печати. Обществоведы искали
пути приспособления к новому политическому лексикону, не сомневаясь в прочности
режима, который претерпевал очередную болезненную ротацию. Цензура постепенно
расширяла границы дозволенного. Но тематика исследований и статус научных
сотрудников, как и раньше, контролировались отделом науки и учебных заведений
ЦК КПСС и непосредственно в Академии наук Отделением философии и права

В
конце 1980-х гг. политика начала выходить из-под контроля ее
инициаторов. Крах советской системы обозначился небывалым ростом популярности
газетно-журнальной публицистики. Возник феномен , которая на некоторое время стала как бы мозговым центром
страны. Специалисты по социологии чтения отмечали завораживающий характер новой
публицистики, состоящий в том, что речь в ней шла о недозволенном вчера, о
запретном. А публицисты перестройки символизировали высокие идеалы правды,
моральной чистоты, научной компетентности и художественного мастерства. По
данным обследований Всесоюзной книжной палаты, в первую десятку публицистов
1988 г входили Н. Шмелев, А Нуйкин, Ю. Карякин, Г Попов, Ю Черниченко, А Ваксберг,
В. Селюнин, Ф. Бурлацкий, А. Стреляный, О. Лацис. Некоторые из них впоследствии
либо избирались депутатами высших законодательных
органов, но, как правило, долго там не задерживались.

7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алгоритм Дейкстры
Реферат Правове регулювання гарантійних операцій банків Документи що регулюють використання гарантій в міжнародних
Реферат Жанр социального романа в творчестве Ч. Диккенса
Реферат История мусульманского права
Реферат Строение и свойства фаз в металлических сплавах Твёрдые растворы химические соединения Гетерогенные
Реферат School Violence Essay Research Paper when 57
Реферат Влияние почвенного плодородия на продуктивность лесообразующих пород
Реферат Структура рекламного агентства
Реферат Некоторые модели социокультурной трансформации
Реферат Гражданская война в Великом княжестве Литовском 1389 1392
Реферат Аттестация, поощрение и ответственность сотрудников ОВД
Реферат Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Реферат Creative Writing Equality Essay Research Paper Creative
Реферат Объединение Италии
Реферат Материя и ее основные свойства