Образование как социальный феномен
Образование
- один из самых сложных институтов социализации. Именно через образование
общество обеспечивает свое развитие.
Существуют
несколько подходов к анализу развития образования:
В
основу первого подхода была положена цель образования, которая формулировалась
как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает
во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху.
Карл Манкгейм говорил, что цель образования отражена не только эпохой, но и
страной. Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с
нормативным идеалом. Например в Спарте и Афинах центральным интересом было
воспроизводстов человека умеющего (в Спарте-воин, в Афинах - оратор), а в
социалистическом обществе идеалом, согласно Шульману, был нравственно
выдержанный, последовательный строитель коммунизма.
Второй
подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры.
Сторонники этого подхода - Мид, Саймон, Кумбс, Ильин. Они утверждают, что
развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с
чем меняется образование, как транслятор культуры. Выделяют три типа культуры:
а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной
практики, когда в качестве субъекта образования выступает естественное
социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой
деятельности. Знание не отделено от носителя) б) фигуративный тип (культура
традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов.
Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная
задача - сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой
стадии находится наше общество). в) префигуративная культура -
постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Это
культура пока только предполагается. Нормативный идеал-человек, генерирующий
знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.)
В
основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации
системы образования. В качестве доминанта выделяется нормативный,
государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Манкгейм).
Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на
подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества.
Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства.
К этому подходу тяготеет отечественная система образования.
Особенность
личностного подхода заключается в его экзистенциальном характере (Кант,
Хайдеггер). «Образование - деятельность общества, направленная на развитие в
каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен» . Цель образования
- приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему
самореализоваться. Образование - создание образов, схем, с помощью которых
человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить
неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер) Общество и личность
согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество
предъявляет свои требования через систему образования. Личность, социальный
субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия
общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через
систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей
быть социально адаптированной и именно образование обеспечивает знание,
необходимых для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных
высот, самореализоваться и в этом случае он предъявляет свои требования к
обществу через образование.
Функции и содержание образования
Функции
образования.
Выполняя
свое общее предназначение - приобщение человека к достижениям культуры -
современная система образования, вместе с тем, реализует и другие разнообразные
функции:
1.
функция социальной мобильности - она обладает возможностями отбора и
предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и
социальных занятий; для современного человека не все виды образования
достигаемы, политика протекционизма осуществляется либо на государственном
уровне, либо через сословные учебные заведения;
2.
функция социального контроля. Школа воспитывает законопослушных граждан.
Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в
быту, пользовании транспортом. При этом школа осуществляет и прямой социальный
контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;
3.
функция культурной трансляции, когда образование выступает в роли генератора и
хранителя культурного достояния общества.
4.
функция социальной селекции - образование служит механизмом закрепления
личности за определенной группой, стратой, строем. Дюркгейм говорит, что
образование воспроизводит не только типы культуры, но и субкультуры.
5.
идеологическая функция - ее описал Бурдье. Любая власть стремится укрепить свое
положение через идеологию, которая транслируется на общество через систему
образования.
Содержание образования.
Содержание
образования определяется образовательной потребностью общества, а также,
личностной потребностью в образовании.
Предельный
уровень потребности соответствует типу культуры и выражается в форме
представлений о нормативном идеале образованного человека. Образовательная
потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и
его культурой. В этом случае образование оформлено нормативными документами,
составляющими государственную политику. Каждое государство формирует свою
систему образования, которая регулирует образовательные потребности
государства. Например, в Японии, система образования ориентирована на блестящее
выполнение задания в группе по заданному образцу. В Америке - ориентация на
индивидуальный успех и личные достижения. Государственная политика в сфере
образования всегда конкретна и реализует следующие цели: обеспечивает
воспроизводствро и развитие национальной культуры обеспечивает воспроизводство
статуса государства на мировом рынке обеспечивает воспроизводство человеческого
капитала в соответствии с потребностями экономики страны обеспечивает
удовлетворение личной образовательной потребности, исходя из особенностей
культуры и этапов социализации личности.
Можно
выделить следующие механизмы и рычаги реализации государственной
образовательной политики.
1.
Правовые (вся совокупность нормативных актов, регулирующих деятельность системы
образования): -национальный закон об образовании (в Японии - национальная
концепция об образовании; в России - национальная доктрина об образовании); -
государственные стандарты в области образования (нормативная основа
деятельности конкретного института, соблюдаемая всеми); - система аккредитации
и лицензирования образовательных учреждений; - уставы учебных заведений.
2.Косвенные
механизмы воздействия: -экономические механизмы (бюджетное финансирование
образования) -система внебюджетных инвестиций (государство формирует таможенные
и иные льготы для тех предприятий, которые инвестируют образование).
3.
Идеологические механизмы (государственное регулирование и воспроизводство
господствующей идеологии, основной механизм - содержание государственного
стандарта).
Личностная
образовательная потребность связана с созданием образа окружающего мира. Это та
система ценностей, моделей поведения, которая позволяет человеку
ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной
средой, из которой индивид получает информацию, необходимую для ориентации в
окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие за рамки
государственной системы образования. В структуру личностной потребности
включается такая интеллектуальная социализация, как формирование «Я-концепции»,
ее формирование не может осуществляться вне образовательной среды. Капиталом,
который человек может выгодно реализовать, в обмен на некие социальные и
материальные блага. Факторами, определяющими личностную потребность в
образовании являются: место жительства (географический фактор); семейные
традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор).
Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих
попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется
размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют:
демографический фактор; географический фактор; интернационализация образования.
Образовательная
потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше
уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sociology.extrim.ru